ИКТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЕТЬМИ

Раздел: Профессиональное образование и технологическое обучение в РФ и за рубежом

Журнал: Материалы XII Международной научно-практической конференции

31 мая 2018 г.

Авторы: Солодовникова Светлана Аркадьевна , Мальфанова Надежда Михайловна

УДК 373.21:004.5

С. А. Солодовникова, Н. М. Мальфанова

S. A. Solodovnikova, N. M. Malivanova

Солодовникова Светлана Аркадьевна, воспитатель, Мальфанова Надежда Михайловна, воспитатель, МБ ДОУ «Детский сад № 251», г. Новокузнецк, Россия.

Solodovnikova Svetlana Arkadevna, educator, Malivanova Nadezhda Mikhailovna, educator, MBDOU «Kindergarten № 251», Novokuznetsk, Russia.

ИКТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЕТЬМИ

ICT TECHNOLOGY AS A MEANS OF LEARNING ABOUT THE WORLD OF PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация. В статье раскрыты возможности использования ИКТ педагогами и родителями в сфере раннего обучения для познания окружающего мира.

Abstract. The article reveals the potential use of ICT by educators and parents in the field of early learning for knowledge of the outside world.

Ключевые слова: ИКТ-технологии, информатизации воспитательно-образовательного процесса, информационная культура, учебно-воспитательный процесс.

Keywords: ICT technologies, Informatization of educational process, information culture, educational process.

 

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. С каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, дошкольная образовательная организация, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне [4, с. 10].

Внедрение ИКТ повышает требования к уровню профессионализма педагога, т.к. информационная культура является частью общепедагогической культуры. Воспитатели дошкольной образовательной организации обязаны обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования, дать возможность стать участниками единого образовательного пространства РФ. Для этого необходимо внедрение и использование информационных технологий в ДОО.

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

«Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе [1, с. 48].

Очень важно, чтобы педагоги умели и, самое главное, имели возможность и желание использовать ИКТ в своей работе. Одно из главнейших условий успеха информатизации воспитательно-образовательного процесса – овладение педагогами новыми для них формами работы. Перед воспитателем детского сада, освоившим ИКТ, открываются безграничные возможности для эффективной творческой работы с детьми.

На сегодняшний день информационные технологии значительно расширяют возможности воспитателей, родителей в сфере раннего обучения. Использование информационных технологий позволяют наиболее полно реализовать развитие способностей детей. Способность компьютера воспроизводить информацию в виде звуков, изображения, речи, видео позволяет создавать для детей дошкольного возраста новые средства деятельности, которые отличаются от игр и игрушек. Возможности компьютера позволяют увеличивать объем материала и, кроме того, у дошкольников один и тот же материал должен повторяться несколько раз. Возможности компьютера так же позволяют увеличить объем материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, анимационные герои вызывает интерес у ребенка. Цифровой проектор является средством личной коммуникации в рамках занятия. Современные средства технологии сделали удобным сбор различных видов информации об окружающем мире. Цифровой ввод информации осуществим уже для детей дошкольного возраста. Сбор цифровых образов окружающего мира ребенок дошкольник ведет с помощью цифровой камеры, постепенно он начинает набирать опыт и получает качественные снимки. Также в качестве мультимедиа ресурсов на занятиях выступают видеофрагменты. Воспитатель показывает разного рода слайд шоу и видеофрагменты чтобы показать детям как живут животные, птицы. Еще одна из возможностей применения ИКТ в образовательной деятельности, которая широко применяется – это электронный вид материалов для подготовки заданий для самостоятельной работы дошкольников. Педагог может выбрать те задания, которые соответствует теме занятия.

Цели использования информационных технологий в непосредственно-образовательной деятельности педагога:

  • сделать образование современным (с точки зрения использования технических средств);
  • приблизить образовательную деятельность к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;
  • установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между педагогом и воспитанником;
  • помочь педагогу в возможности эмоционально и образно подать материал;
  • экономить время, как педагога, так и ребенка, увеличить плотность образовательной деятельности, обогатить ее новым содержанием [2, с. 24].

Принципы организации непосредственно образовательной деятельности:

  • от элементарного управления компьютерной программой к более сложному;
  • от постоянного руководства к самостоятельной работе;
  • чередование самостоятельной работы детей, работы в парах и фронтальной работы;
  • частая смена видов деятельности;
  • тесная взаимосвязь компьютерной игры и дидактической.

Основными направлениями использования информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе являются:

  • направление, которое применяется для изложения нового материала;
  • направление проведения опытных работ с использованием мультимедиа;
  • направление при закреплении изложенного материала, использование различных обучающихся программ [3, с. 8].

Таким образом, применение ИКТ-технологий в дошкольном обучении необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности и также всестороннему развитию ребенка. Компьютерные программы формируют у ребенка культурно значимые умения и знания. На сегодняшний день ИКТ-технологии можно считать новым способом получения знаний, которые позволяют ребенку с интересом познавать и изучать окружающий мир.

Список литературы

  1. Безруких, М. М. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы». [Текст] / М. М. Безруких, Л. А. Парамонова, В. И. Слободчиков и др. // Начальное образование. – 2006. – № 3. – С. 9-11.
  2. Горвиц, Ю. М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. [Текст] / Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – М.: Линка-пресс, 1998. – 328 с.
  3. Езопова, С. А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции. [Текст] / С. А. Езопова // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 6. – С. 8-10.
  4. Роберт, И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. [Текст] / И. В. Роберт. – М.: Школа-Пресс, 1994. – 204 с.
PDF