СОЦИАЛИЗАЦИИ КАК АДАПТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ РЕБЕНКА

Раздел: Профессиональное образование и технологическое обучение в РФ и за рубежом

Журнал: Материалы XII Международной научно-практической конференции

31 мая 2018 г.

Авторы: Дорофеева Ольга Сергеевна

УДК 37.013.77

О. С. Дорофеева

O. S. Dorofeeva

Дорофеева Ольга Сергеевна, старший преподаватель, Мозырский государственный педагогический университет им. И. П. Шамякина, г. Мозырь, Беларусь.

Dorofeeva Olga Sergeevna, senior lecturer, Mozyr State Pedagogical University. I.P. Shamyakina, Mozyr, Belarus.

СОЦИАЛИЗАЦИИ КАК АДАПТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ РЕБЕНКА

ADAPTIVE MECHANISM IN SOCIO-CULTURAL SPACE PERSONAL INTERACTIONS OF THE CHILD

Аннотация. В статье представлены результаты теоретического анализа возрастной сензитивности ребенка дошкольного возраста в отношении смыслового содержания ближайших социальных взаимодействий, формирования механизмов личностной интернализации ценностей культуры и общества, общих закономерностей процесса социализации и его специфики в старшем дошкольном возрасте. Анализируется значимость процесса социализации как адаптивного механизма к культурной среде.

Abstract. The article presents the results of a theoretical analysis of the age-related sensitivity of a child of preschool age with respect to the semantic content of the nearest social interactions, the formation of mechanisms for personalizing the values of culture and society, the general laws of the process of socialization and its specifics in the senior preschool age. The importance of the process of socialization as an adaptive mechanism to the cultural environment is analyzed.

Ключевые слова: социализация, личностная самоидентификация, интернализация социокультурных ценностей, ценностно-смысловая сфера личности ребенка.

Keywords: socialization, personal self-identification, the internalization of socio-cultural values, the value-semantic scope of the child's personality.

 

Исследование педагогических факторов и механизмов социализации личности в дошкольном возрасте, определение уровней психо-физиологического развития и наиболее сензитивных периодов в отношении смыслового содержания ближайших социальных взаимодействий, формирования механизмов личностной интернализации ценностей культуры и общества, общих закономерностей процесса социализации и его специфики в старшем дошкольном возрасте относят к числу первостепенных задач аксиологической педагогики и психологии. Проблема актуализируется в условиях развития постиндустриального общества и сопровождающих этот процесс противоречий, кризиса культурологических позиций в определении условий и механизмов личностной идентификации, сферы личностных коммуникаций и других механизмов социализации, посредством которых усваиваются нормы поведения, ценностно-смысловые ориентиры. Недостаточная изученность педагогических факторов и механизмов формирования ценностно-смысловых образований личности на ранних этапах ее становления, сопровождается также слабой разработанностью способов включения содержательного базиса культуры и искусства в процесс формирования ценностно-смысловой сферы личности ребенка дошкольного и младше-школьного возраста.

Решение проблемы формирования ценностно-смысловой сферы личности ребенка дошкольного возраста, на наш взгляд, предполагает поиск научно-теоретического и практического обоснования психологической и физиологической готовности к принятию социокультурных ценностей общности, в которой развивается личность; выбора и утверждения в качестве начальной точки включения ребенка в профилированный образовательный процесс период старшего дошкольного детства; определение предметной опосредованности целевого образовательного процесса и условий его протекания.

Современная возрастная психология и педагогика располагают достаточно развернутой научно обоснованной картиной возрастных особенностей психического развития ребенка, закономерно изменяющихся в процессе смены стадий развития – младенчество, ранний, дошкольный, младше-школьный, подростковый возраст. В отличие от широкой вариативности индивидуальных особенностей возрастные психологические преобразования закономерны, отражают логику общечеловеческого онтогенеза и развиваются в одном и том же направлении у большинства представителей данной культуры при сравнительно одинаковых социально-экономических условиях.

Согласно концепции психологического возраста, выдвинутой Л. С. Выготским и развитой затем в психологии, к числу ключевых определяющих показателей возрастных закономерностей развития ребенка относятся не только специфические для каждой возрастной ступени психологические новообразования, т. е. изменения в сфере сознания, психических процессов и других личностных характеристик ребенка, но и «социальную ситуацию развития», определяемую как совокупность взаимоотношений ребенка с близкими ему людьми, социальными институтами, обществом в целом. Типичные виды деятельности, в которую включается ребенок, также имеет определяющее значение. Согласно предложенной Л. С. Выготским и далее развиваемой в психологии методологической схемы возрастного подхода к анализу различных явлений в развитии ребенка, сущностная характеристика любого возрастного этапа складывается из единства трех, названых выше, тесно взаимосвязанных составляющих: «характеристики социальной ситуации развития ребенка, анализа типичных видов его деятельности и квалификации уровня развития его сознания и личности» [1, с. 18]. Анализ социальной ситуации развития ребенка означает одновременный учет двух планов отношений (Г. В. Бурменская): во-первых, с «общественным взрослым» как представителем социальной функции (воспитатель, учитель, врач и т.д.), воплощающим в своем поведении социальные нормы и требования, общественные смыслы и цели деятельности, и во-вторых, индивидуальные, личностные отношения с близкими взрослыми и детьми-сверстниками. Имеет место также учет опосредствованного влияния различных микросредовых условий: всегда присутствующих различий в условиях жизнеобеспечения детей, «ролевых отношений, обусловленных объективным положением ребенка данного возраста в системе общественных отношений» [1; с. 20].

При этом важно, что процесс социализации рассматривается в качестве адаптивного механизма к культурной среде, реализующегося как в процессе сознательного, планируемого, целенаправленного воздействия на формирование личности, так и в процессе объективной стихийно-спонтанной реорганизации сознания растущего человека в соответствующем социокультурном континууме. Диспозиционно-смысловая регуляция деятельности при этом формируется как «отношение к объектам и явлениям действительности, имеющим для субъекта устойчивый жизненный смысл, которое консервируется в форме фиксированной установки и проявляется в эффектах личностно-смысловой и установочно-смысловой регуляции, не связанной с мотивом актуальной деятельности» [2, с. 213].

В качестве начальной ступени формирования личностной самоидентификации и самоуправления, разноуровневой социализации ребенка дошкольника А. Н. Леонтьев определяет трехлетний возраст, в котором на смену импульсивно сменяющим друг друга мотивам приходит их интеграция, иерархизация и соподчинение в единую структуру. Возникновение такой структуры означает, что ребенок теперь «может стремиться к достижению цели, которая сама по себе не привлекательна для него, ради чего-нибудь другого, или, наоборот, отказаться от чего-нибудь непосредственно приятного для того, чтобы достичь более важного или избежать нежелательного» [цит. по 2, с. 283]. Л. И. Божович уточняет: «У детей же дошкольного возраста возникает, во-первых, не просто соподчинение мотивов, а относительно устойчивое вне ситуативное их соподчинение. Вместе с тем, во главе возникшей иерархии становятся специфически человеческие, т.е. опосредствованные по своей структуре, мотивы. У дошкольника они опосредствуются, прежде всего, образцами поведения и деятельности взрослых, их взаимоотношениями, социальными нормами, фиксированными в соответствующих нравственных инстанциях» [3, с. 97-98]. Дальнейшее усложнение связей, иерархизацию и структурную дифференциацию можно рассматривать как «первую линию онтогенетического развития смысловой сферы личности» [2, с. 283].

Личностная готовность к процессу интернализации внешних ценностно-смысловых структур, предполагает также сформированность определённого уровня эмоций. Постепенно изменяется функциональная роль эмоций в мотивах деятельности, формируется эмоциональное предвосхищение, а на его основе «формируется такое, присущее только человеку новообразование как перспектива будущего», происходит «распространение процессов осмысления за пределы наличной актуально воспринимаемой ситуации, непосредственного перцептивного поля, в план представления, воображения, идеаторных содержаний сознания» [2, с. 283]. Д. А. Леонтьев выносит предположение о том, что «именно воображение является тем первым, самым грубым фильтром, при помощи которого личность, примеряет к себе те или иные ценности, варианты поведения или образы себя…» [там же, с. 284]. В этом процессе, формируется способность планирования результата деятельности, становится возможным сплетение мотива и целесообразности, оценка деятельности в режиме предвосхищения.

Практическая деятельность и смысловая направленность воображения, по мнению Д. А. Леонтьева, образуют единую взаимосвязанную систему. Характер деятельности, ее структура, связанность практической деятельности и смысловой направленности воображения, иерархия мотивов деятельности, принятие ребенком деятельности как формы отражения и преобразования имеют фундаментальное значение для развития личности, анализа индивидуальных особенностей развития, возможности корректировки и наполнения ценностным содержанием.

Таким образом, период старшего дошкольного детства рассматривается как наиболее сензитивный к ценностно-смысловой опосредованности, принятию внешних условий и закономерностей развития социального средового окружения; характеризуется, прежде всего, социальной ситуацией развития, уникальностью, неповторимостью связей и уровней взаимоотношений ребенка с взрослыми, социальной средой в целом, являющейся информативным полем, транслирующим нормы, ценности, определяющим целевые ориентиры развития личности.

Список литературы

  1. Бурменская, Г. В., Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. [Текст] / Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидерс. ‑ М.: Изд-во МГУ, 1990. – 134 с.
  2. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой активности. [Текст] / Д. А. Леонтьев. ‑ 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Смысл, 2003. – 487 с.
  3. Божович, Л. И. Избранные психологические труды. [Текст] / Л. И. Божович. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 212 с.
PDF