![]() |
Электронный научный журнал
Информационно-коммуникационные технологии
|
12+ |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОО
Авторы: Е. В. Байгулова, Н. М. Шадрина
Раздел: Профессиональное образование и технологическое обучение в РФ и за рубежом
УДК 373.21:004.5:78 Е. В. Байгулова, Н. М. ШадринаY. V. Baygulova, N. M. ShadrinaБайгулова Елена Владимировна, музыкальный руководитель, Шадрина Надежда Магамедовна, музыкальный руководитель, МБ ДОУ «Детский сад № 251», г. Новокузнецк, Россия. Baygulova Yelena Vladimirovna, musical director, Shadrina Nadezhda Magamedovna, musical director, MB DOU «Detskiy sad № 251» g. Novokuznetsk, Rossiya. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДООUSE OF ICT IN THE WORK OF THE MUSICAL LEADER OF OEDАннотация. Использование презентаций расширяет возможности работы музыкального руководителя, их применение становится неотъемлемой частью в процессе музыкального и эстетического воспитания. Abstract. The use of presentations enhances the possibilities of the musical director, their application becomes an integral part in the process of musical and aesthetic education. Ключевые слова: ИКТ, музыка, дети. Keywords: ICT, music, children. Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникативные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, и система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения. Данное направление развития, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Детский сад – часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения, воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий (Информационное письмо Министерства образования РФ от 25 мая 2001 г. № 753/23-16 «Об информатизации дошкольного образования в России»). Помочь музыкальному руководителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных [1, с. 92]. По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения, так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет педагога, а не заменяет его. Если говорить об использовании информационных технологий на музыкальных занятиях, то здесь они помогают решить ряд задач:
Мы применяем различные образовательные средства ИКТ: при подготовке к музыкальному занятию, на занятии (при объяснении нового материала, разучивании песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний), на развлечениях и праздниках. Использование презентационных инструментальных средств позволяет привнести эффект наглядности в занятия и помогает ребенку усвоить материал быстрее, акцентировать внимание на значимых моментах излагаемой информации; создавать наглядные эффектные образы в виде схем, диаграмм, рисунков, графических композиций. В каком-то смысле презентация – это оживший буклет или каталог. Поэтому мультимедийные презентации год от года становятся все более востребованной и эффективной формой проведения занятий [2, с. 32]. При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает поэтапно представить учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание детей на главном в изучаемом материале. С помощью компьютера дети могут виртуально бродить по залам музеев (например, музею музыкальных инструментов), знакомиться с творчеством композиторов и даже изучать нотную грамоту. Мы уверенны, что современное музыкальное занятие, это занятие, которое насыщено новыми приемами педагогической техники на всех его этапах. У детей под влиянием экрана активно развивается аудиовизуальное восприятие. В таком случае музыкальный и художественный образы воспринимаются глубже, полнее, ярче, потому как звучание музыки дополняется картинами, движениями, развитием, а изображение картин и образов дополняется звуками. В своей работе с детьми мы используем презентации как средство наглядности на занятиях при изучении нового материала, для закрепления пройденного, контроля и проверки знаний (викторины, тесты), диагностики качества обучения (тесты). Например, при знакомстве детей с симфоническим оркестром используем презентацию «Инструменты симфонического оркестра». Перед детьми очень наглядно представлен весь оркестр и группы инструментов. Звучание каждого инструмента дает возможность детям слышать полную картину мира симфонического оркестра. Используя возможности программы Power Point, мы разработали презентации, посвященные знакомству с творчеством композиторов. Очень нравятся детям презентации – сказки, которые вводят их в мир музыкальной грамоты («Мажор и минор», «Королевство Скрипичного ключа» и др.). Использование такой информационной технологии позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного. Задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др. [3, с. 56]. Работа с родителями – еще одно поле деятельности для музыкального руководителя, и здесь компьютер может оказать неоценимую роль. Различные презентации можно использовать на родительских собраниях и совместных с родителями мероприятиях. Многие родители также пользуются интернет ресурсами. В связи с этим нами был создан сайт нашего детского сада, где находится наша страничка. В этой теме создаём темы наиболее интересные для родителей: консультации, музыкальные занятия, новости, интересные ссылки, тесты для родителей, фотографии различных мероприятий. Также с помощью сайта родители могут задать нам интересующие их вопросы. Таким образом, с помощью ИКТ усиливается информационное взаимодействие между субъектами информационно-коммуникативной предметной среды, результатом которой является формирование более эффективной модели обучения. Применение ИКТ позволяет добиться следующих результатов:
Итак, использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка более эффективным, открывает новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка и его родителей, но и для музыкального руководителя. Анализируя опыт использования ИКТ в детском саду можно сказать, что использование мультимедиа превращает занятия в живое действие, вызывающее у детей неподдельный интерес, увлеченность изучаемым материалом [4, с. 106]. Ребенок не только видит, воспринимает, действует, он переживает эмоции. Ведь, как известно, только то, что заинтересовало дошкольника и вызвало какой-то эмоциональный отклик, станет его собственным знанием, послужит стимулом к дальнейшим открытиям. Список литературы
Оставить комментарий |
|
2016-2018 © Электронный научный журнал "Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании" зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, как средство массовой информации (СМИ) сетевое издание. Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 67119 от 16.09.2016 |