ПРОЕКТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Раздел: Материалы II Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного физико-математического, информационного и технологического образования» (Новокузнецк, февраль 2018)

Журнал: Материалы XII Международной научно-практической конференции

31 мая 2018 г.

Авторы: Павлова Юлия Евгеньевна

УДК 373.5:371.385

Ю. Е. Павлова

Y. E. Pavlova

Павлова Юлия Евгеньевна, учитель физики МБОУ «СОШ № 30», Калтанский ГО, п. Малиновка.

Pavlova Yuliya Evgenevna, physics teacher, MBOU «SOSH № 30», Kaltan, Malinovka.

ПРОЕКТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

PROJECT SUPPORT OF AN INDIVIDUAL TRAJECTORY OF DEVELOPMENT OF STUDENTS AT THE LEVEL OF BASIC AND SECONDARY GENERAL EDUCATION

Аннотация. Статья посвящена представлению опыта работы о проектном сопровождении индивидуальной траектории развития учащихся на уровне основного и среднего общего образования. Приводятся примеры использования современной информационной технологии webquest.

Annotation. The aim of the article is to provide the reader with some work experience on project supporting of an individual path of learners’ development at the level of basic and secondary education. The article gives some examples of using such a modern information technology as a «webquest».

Ключевые слова: проектная деятельность, учебное исследование, индивидуальный итоговый проект.

Keywords: project work, research study, individual final project, webquest.

 

С введением ФГОС общего и среднего образования, для каждого учащегося обязательно выполнение индивидуального итогового проекта. Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса и внеурочной деятельности, направлена на повышение качества образования, демократизацию стиля общения педагогов и учащихся. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта или учебного исследования [2]. Одними из средств индивидуализации образовательной деятельности является индивидуальный проект и дистанционное обучение. Рассмотрим применение этих средств обучения в урочное и внеурочное время на уроках физики. Реализовать обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, можно с помощью современной технологии webquest, которая оказывает значительную помощь учителям в организации работы учащихся в рамках системно-деятельностного подхода при выполнении учебного исследования.

Образовательный вебквест – (webquest) – это современная дистанционная технология, основанная на применении информационно-коммуникационных средств, и ее преимущество в том, что учащийся сам управляет своей проектной деятельностью [1].

Проектное сопровождение индивидуальной траектории развития учащихся осуществляла в 7 классе, также на уровне среднего общего образования осуществляла в 10 классе на базовом и профильном уровне [2].

В 7 классе ребята выполнили 2 проекта краткосрочных проекта: равномерное и неравномерное движение, плотность вещества. Для выполнения проекта я использовала образовательный вебквест https://proekt7klass.blogspot.ru, созданный с помощью блогсервиса Blogspot.com. Краткосрочные проекты выполняются по мере изучения темы. Выполняя проект, учащийся заполняет дневник проекта. Дневник проекта создан с помощью документов (тестов), размещенных в облачном сервисе Google. Ссылку на его заполнение оформить в вебквесте. Результаты выполнения проекта учащимися, можно проверить в облачном сервисе Google, в разделе диск, мои документы.

В 7, 9, 10 классе учащиеся выполняют проект «Физика и спорт» при изучении раздела «Механика» с помощью вебквеста «Физика и спорт» http://fizikasport.blogspot.ru. Учащиеся выполняли проект поэтапно, по мере изучения пройденной темы. Вебквест «Физика и спорт» содержит учебные исследования: «Механическое движение человека и виды спорта», «Движение тела под углом к горизонту и виды спорта», «Вращательное движение и виды спорта», «Силы в различных видах спорта», «Давление в различных видах спорта», «Затрачиваемая работа и мощность при занятии спортом», «Энергия и виды спорта». Работая с этим вебквестом, учащиеся не только смогут понять взаимосвязь физики и спорта, но и повторить многие темы по физике, а именно: механическое движение; движение тела по окружности; движение тела под углом к горизонту; сила упругости, трения, тяжести; давление; энергия. Выполняя вебквест, учащийся также заполняет дневник учебного исследования и выполняют тестирование. Результаты выполнения учебных исследований учащимися проверяются в облачном сервисе Google.

При изучении раздела «Твердое тело» применяю вебквест «В мире кристаллов» http://fizikakristall.blogspot.ru. Учитель знакомит учащихся с целями и задачами вебквеста. Обсуждает с учащимися план проведения учебного исследования, обсуждаются критерии оценивания, идет описание хода работы, распределение ролей, обязанностей каждого участника. Происходит обмен информацией каждая группа рассказывает о проделанной работе. Каждая группа защищает работу своего учебного исследования учащиеся проводят самоанализ и рассказывают о всех положительных и отрицательных моментах работы над проектом.

Для каждого учащегося, обучающегося в условиях федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, обязательно выполнение индивидуального итогового проекта. Индивидуальный итоговый проект по физике выполняли 5 учащихся 10 класса (профильный уровень). Учащимися были выполнены проекты «Физика и спорт», «Изучение радиационного фона», «Источники тока», «Создание модели ветродвигателя», «Изготовление модели паровой турбины». Проекты были успешно защищены 14 апреля 2017 г. на конференции для учащихся 10-х классов «Проектная деятельность в современной школе – 2017».

Представленный опыт педагогической деятельности может быть рекомендован учителям для осуществления проектной деятельности. Применяя предложенные мною методы проектной деятельности, позволяют повысить интеллектуально-творческий потенциал учащегося.

Список литературы

  1. Вебквест в проектной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://katerina-bushueva.ru/publ/ikt_v_obrazovanii/ikt_v_obrazovanii/ internet_uroki_i_web_kvesty/4-1-0-8 (дата обращения 17.01.2018).
  2. Положение об итоговом индивидуальном проекте учащихся [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school30.org.ru/docs/pologeniya/ pol_ob_ind_proekte.pdf (дата обращения 17.01.2018).
PDF