ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Раздел: Информатика, информационно-коммуникационные технологии и робототехника

Журнал: Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов

29 июня 2018 г.

Авторы: Алентьева Кристина Сергеевна

УДК 372.881.111.1

К. С. Алентьева

K. S. Alentieva

Алентьева Кристина Сергеевна, студентка 5 курса, НФИ КемГУ, г. Новокузнецк.

Научный руководитель: Можаров Максим Сергеевич, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой ТиМПИ, НФИ КемГУ, г. Новокузнецк.

Alentieva Kristina Sergeevna, 5th year student, Novokuznetsk Institute (branch) of Kemerovo State University, Novokuznetsk.

Scientific adviser: Mozharov Maxim Sergeevich, Candidate of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Theory and Methods of Teaching Informatics, Novokuznetsk Institute (branch) of Kemerovo State University, Novokuznetsk.

ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

INTERACTIVE BOARD AS A MEANS OF STUDYING LEXICO ENGLISH LANGUAGE IN MIDDLE SCHOOL

Аннотация. Статья описывает возможности и опыт использования интерактивной доски на уроках английского языка.

Abstract. The article describes the possibilities and experience of using interactive whiteboards in English lessons.

Ключевые слова: интерактивная доска, обучение, английский язык, дидактика.

Keywords: interactive whiteboard, training, English, didactics.

 

На сегодняшний день одним из средств улучшения результатов обучения иностранного языка является внедрение информационных технологий в образовательный процесс. Современное обучение готовит обучающихся к использованию иностранного языка (ИЯ) в повседневной жизни. Чтобы улучшить качество презентации материала урока по изучению ИЯ, учитель может использовать мультимедийные интерактивные технологии, которые повышают эффективность изучения этого материала обучающимися.

В большинстве своем педагоги и обучающиеся, более-менее знакомы с компьютерной техникой, к числу таких, всем известных мультимедийных средств, можно отнести акустическую систему, микрофон и вебкамеру. Подобное оборудование широко распространено и достаточно просто в использовании, имеет понятное назначение и не нуждается в подробном описании. Больший интерес вызывают специализированные мультимедиа-средства, основной целью использования которых является повышение эффективности процесса обучения.

В качестве одной из основных мультимедийных интерактивных технологий мы рассмотрим использование интерактивной доски при обучении лексике. Электронные интерактивные доски – это эффективный способ внедрения электронного содержания учебного материала и мультимедийных материалов в учебный процесс.

В толковом словаре терминов понятийного аппарата информатизации образования можем увидеть достаточно полное определение интерактивной доски: «Интерактивная доска – это современное мультимедиа-средство, которое, обладая всеми качествами традиционной школьной доски, имеет более широкие возможности графического комментирования экранных изображений; позволяет контролировать и производить мониторинг работы всех обучающихся класса одновременно; естественным образом (за счет увеличения потока предъявляемой информации) увеличить учебную нагрузку обучающегося в классе; обеспечить эргономичность обучения; создавать новые мотивационные предпосылки к обучению; вести обучение, построенное на диалоге; обучать по интенсивным методикам с использованием кейс-методов» [7].

Интерактивная доска совместно с мультимедийным проектором и компьютером предоставляет преподавателю широкие возможности для подготовки и проведения занятий. Это может быть работа с «конспектом» занятия как на традиционной доске; запуск на компьютере различных приложений (программ) и полное управление ими с поверхности доски; работа с графическими и видеоматериалами; выход в Интернет и просмотр сайтов; нанесение комментариев поверх отображаемых на доске материалов (при этом все сделанные записи сохраняются в памяти компьютера, и существует возможность возвращаться к интересующему месту в конспекте столько раз, сколько это необходимо); предварительная подготовка необходимых для занятия материалов; изменение и дополнение подготовленных материалов в процессе проведения занятия; запись хода урока в видео файл [6].

Интерактивная доска предоставляет возможность для создания условий активного взаимодействие всех участников образовательного процесса, формирует специфическое поле информационного обмена между ними, переводит обучающегося из положения слушателя, пассивно воспринимающего информацию от учителя, в состояние активного участника процесса обучения [2].

Интерактивная доска позволяет внедрять цифровые образовательные ресурсы различных типов, содержит большой набор визуальных средств, имеет инструментарий для использования системы голосования и тестирования. Тестовое задание в сочетании с интерактивной доской представляет уже не просто инструмент для контроля качества знаний, но дает возможность обсудить ошибки и недочеты и с помощью системы голосования совместно выбрать наиболее приемлемый вариант. Интерактивные карты и схемы, анимированные демонстрации, – все это обрастает дополнительными возможностями при использовании столь мощного и функционально богатого инструмента как интерактивная доска [1].

Для полноты понимания плюсов работы на уроке ИЯ с использованием интерактивной доски, рассмотрим некоторые формы ее использования. При изучении лексики эффективно использование программы «кроссворд». Ответы и ключевое слово закрыты шторкой. После выполнения можно сразу провести проверку задания. При форме работы на выявление соответствий обучающегося может соотносить названия и изображения на картинке с помощью инструмента «выделенный элемент». Например, можно соотнести определенные события со временами в иностранном языке. При изучении лексики также возможно использование упражнений на заполнение пропусков, в этом случае заполнить пропуски можно с помощью инструмента «перо».

Для успешного освоения английского языка на уроках необходимо поддерживать живую творческую атмосферу. В этом могут помочь инструменты интерактивной доски, с помощью которых составляют различные лексико-грамматическую игры с помощью Flash-анимаций. При обучении связному рассказу можем воспользоваться имеющимся в заранее созданной программе набором определенных фонов и картинок. Т.к. возможно менять картинки в процессе построения устного высказывания, следовательно, и сюжетная линия рассказа выстраивается по-разному.

Ценной представляются и программы, позволяющие просматривать видеоматериалы без обращения к прикладным программам. Как известно, просмотр видеосюжета на английском языке значительно расширяют объем воспринимаемой информации. Обучающиеся могут смотреть различные видеоролики при изучении лексики.

Сегодняшний учитель находится в непрерывном творческом поиске. В современном мире трудно не заметить тех преимуществ, которые дают информационные технологии на уроке и во время подготовки к нему. Чтобы заинтересовать обучающихся изучением иностранного языка, нужно организовать такой учебный процесс, который бы вызвал высокую мотивацию и обеспечил их активность на уроке. Находкой для учителя в этом случае может стать интерактивная доска.

Использование интерактивной доски является эффективным средством вовлечения обучающихся в активный процесс познания на основе использования интерактивных способов обучения, что позволяет создать условия, способствующие формированию и развитию различных компетенций обучающихся.

На уроках английского языка интерактивная доска может применяться на различных этапах урока и при обучении различным видам речевой деятельности: во время фонетической и речевой зарядки, введения и отработки лексики и речевых моделей, активизации грамматического материала, обучению правописанию и восприятию иноязычной речи на слух.

Обратимся к опыту использования интерактивной доски на уроке английского языка конкретных учителей.

Учитель первой категории Е. В. Касенко МБУ СОШ № 45 г. Тольятти в своей статье о возможностях использования интерактивной доски на уроках английского языка, говорит о том что, польза интерактивной доски в том, что изучая английский язык, стоит не забывать – английский язык, в отличие от остальных предметов, имеет огромное разнообразие тем и тесно связан с историей, географией, литературой, биологией и даже математикой. Например, изучая тему «British museums» учитель с обучающимися на сайте «Музея Мадам Тюссо» рассматривали фигуры знаменитых англичан: политиков, актеров, королевских особ, познакомились с биографиями героев, которые им были особенно интересны, и смотрели видео-интервью с открытия новых восковых фигур, а также учителем был разработан комплекс упражнений на закрепление лексики изученного материала, весь процесс обучения был связан с использованием интерактивной доски [4].

Другой учитель первой категории Н. А. Калинина МБУ СОШ № 34 г. Омска в своем выступлении на городском форуме о моделях информационного пространства общеобразовательных учреждений, делает акцент на кинестетическое восприятие школьников при работе с интерактивной доской, и считает, что высокие технологии постепенно меняют сам принцип подачи и усвоения материала. Универсальность интерактивной доски позволяет вовлечь учеников в работу, особенно тех, кто воспринимает информацию в основном кинестетически. Учитель замечает, что при использовании интерактивной доски на уроках качественно повышаются результаты обучения, а также замечает, что ученики больше интересуются тем, что происходит на занятиях. Они активно обсуждают новые темы и быстрее запоминают материал [3].

Говоря о дидактическом потенциале использования интерактивной доски на уроке, стоит сказать, что опыт ее использования в образовании подтверждает эффективное положительное влияние сочетания возможностей интерактивной доски и реализации дидактических принципов: новизны, наглядности, коммуникативной активности, межпредметных связей, интерактивности, обратной связи, сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы, а также личностно-ориентированного обучения [5].

Для качественного образовательного процесса с применением мультимедийных технологий, следует также учитывать тип используемой интерактивной доски. На сегодняшний день отечественный рынок предлагает большой ассортимент по выбору интерактивных досок. В зависимости от ценовой категории интерактивные доски делятся на два вида: с фронтальной проекцией, с обратной проекцией.

Фронтальная проекция хоть и распространена, но, тем не менее, имеет один существенный недостаток – учитель или обучающийся, находясь рядом с доской, может загораживать часть изображения. Данная проблема можно решается, если подвесить проектор как можно выше к потолку и ближе к доске, а объектив следует наклонить вниз, все искажения изображения устраняются благодаря цифровому программному обеспечению, прилагающемуся к интерактивной доске.

Обратная проекция подразумевает расположения проектора за доской, что требует большей занимаемой площади кабинета. Доски с обратной проекцией на порядок дороже.

Также главным отличием интерактивных досок является технология устройства пишущего инструмента, которые можно разделить на четыре типа: резисторные, инфракрасные, ультразвуковые, электромагнитные.

Резисторные технологии позволяют работать с доской с помощью любого предмета – указки, маркера, или даже пальца. Такая возможность обусловлена пластиковой поверхность доски, оснащенной двумя слоями проводников.

Инфракрасные и ультразвуковые технологии работают с применением определенных датчиков, реагирующих на положение электронного маркера.

Электромагнитные технологии основаны на передаче электронных сигналов от пишущего инструмента, такого как электронный карандаш или маркер.

Выбор доски того или иного типа зависит от материальной базы школы.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что использование интерактивной доски в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения лексического материала обучающимися при значительной экономии времени, а также мотивирует обучающихся на получение знаний и успешность. Работа на уроке становится живым действием, вызывающим у обучающегося неподдельную заинтересованность, а также способствует совершенствованию практических знаний и речевых умений, развитию социокультурной компетенции обучающихся, совершенствованию навыков общения на иностранном языке. Педагогические возможности электронной доски как средства обучения по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса, способствуют совершенствованию учебного процесса, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу обучающихся и учителя. Благодаря интерактивной доске обучающиеся с большим удовольствием вовлечены в образовательный процесс, и их результаты улучшаются, что указывает на высокий дидактический потенциал интерактивной доски для обучения.

Для создания интерактивных упражнений для интерактивной доски интернет пространство предоставляет достаточное количество ресурсов, как платных, так и бесплатных, различающихся по своему инструментарию. Учитель может воспользоваться бесплатной демо-версией программы SMART Notebook 11 для создания комплекса упражнений для обучения лексике с помощью интерактивной доски, т.к. данная программа удобна в использовании, имеет большой набор возможностей и инструментов.

Примерами интерактивных упражнений могут служить следующие:

  • упражнение, представляющее собой набор картинок и ряд подписей, задачей обучающегося является соединить картинку с соответствующей ей подписью. О правильности выполнения задания обучающегося уведомляет зеленая галочка, в противном случае – красный крестик;
  • упражнение, в котором обучающимся необходимо соединить английские слова с их переводом. В данном упражнении о правильности выбора обучающихся также уведомляет зеленая галочка;
  • упражнение, представляющее собой задание с множественным выбором. Обучающимся задается вопрос и предлагается несколько вариантов ответа, из которых они выбирают правильный;
  • упражнение, предлагающее обучающимся разделить на группы предложенные слова;
  • упражнение, в котором обучающимся предлагается прочитать и перевести стихотворение, обращая особое внимание на новые лексические слова и контекст их употребления;
  • упражнение, в котором обучающимся следует разгадать кроссворд, в котором используются изученные на прошлом уроке лексические единицы;
  • упражнение, в котором задачей обучающихся является разгадывание анаграмм состоящих из изучаемых слов;
  • упражнением, предлагающее обучающимся диктант в картинках. По увиденному изображению, обучающийся записывает слово, которое соответствует показанному на картинке;
  • упражнения, в котором обучающимся следует дать краткий ответит на предложенные вопросы. После полученного ответа, на доске появляется правильный вариант ответа;
  • упражнение, предлагающее обучающимся проявить свои творческие способности и нарисовать свой рисунок к заданному слову, например к слову «pumpkin» обучающийся рисует тыкву. Для более интересного варианта проведения этого упражнения можно предложить обучающемуся загадать слово, а другие обучающиеся будут его отгадывать по рисунку;
  • упражнение, в котором обучающимся предстоит описать то, что они видят на картинке, используя изученные раннее новые лексические единицы;
  • упражнение, предлагающее обучающимся, выбрать лишние слова из предложенного списка, используя стилус, обучающийся зачеркивает лишние слова с троке;
  • упражнение, ставящее перед обучающимися следующую задачу: соединить описание слов с самими словами;
  • упражнение, в котором обучающиеся должны вставить в текст подходящую по смыслу лексику, которая была изучена;
  • упражнение, состоящее из просмотра видеоролика, после которого обучающиеся должны назвать услышанные изученные лексические единицы и рассказать в каком контексте использовались данные слова в видеоролике.

Каждое из предложенных выше упражнений может выполняться как индивидуально обучающимся, так и при фронтальной работе учителя.

Интерактивная доска стала уникальной средой, благодаря которой учитель имеет шанс извлечь как можно больше образовательных возможностей, выстраивать урок таким образом, чтобы реализовать требуемую тактику. Использование интерактивной доски расширяет возможности применения электронных средств обучения, что влечет за собой более быструю передачу информации обучающемуся, в отличие от применения стандартных средств обучения. На уроках английского языка интерактивная доска способна помочь учителю в представлении различного рода иллюстративного материала при обучении лексики в виде графического или видеоконтента, различных таблиц, текстовых файлов, что реализует принцип наглядности, а также интерактивная работа с упражнениями на изучение и закрепление лексических единиц.

Применение интерактивных технологий стимулирует учителя на поиск новых подходов в обучении, что ведет за собой профессиональный рост. Т.к. предмет английского языка охватывает различные области других предметов (литература, география, история, биология и пр.) учитель имеет преимущества в использовании возможностей интерактивной доски и ее программного обеспечения в полном объеме.

Работа с интерактивной доской обеспечивает преемственность, полноту и согласованность логической подачи материала при изучении языковых аспектов и совершенствовании умений и навыков обучающихся, а также в процессе формирования социокультурной и социолингвистической компетенции.

На уроках английского языка одним из главных моментов, является сохранение уровня креативности, чтобы обучающийся активно участвовал в работе, – всем этим требованиям отвечает интерактивная доска. С помощью интерактивной доски материал обучающимися воспринимается быстрее, появляется возможность для участия в групповых обсуждениях, что делает обсуждение учебной проблемы более интересным, а также интерактивная доска позволяет выполнять совместную работу, решать задачи, поставленные учителем. Учитель, управляя доской, может воплощать учебный материал как некоторые идеи, которые обучающиеся в процессе обратной связи могут модифицировать и исполнять в свойственной им форме. Проверка лексического навыка с помощью доски может выполняться сразу во всем классе. В итоге, образовательный процесс становится более гибким и увлекательным.

Использование интерактивной доски на уроках английского языка позволяет активно вовлечь обучающихся в образовательный процесс, повышает мотивацию обучения, побуждает к творческой активности и способствует развитию личности обучающегося, расширяет возможности предъявления учебной информации, является наиболее эффективным и экономным во времени, помогает обучающимся подготовиться к сдаче тестов, экзаменов.

В результате исследования было доказано, что интерактивная доска является эффективным средством обучения лексике, повышает мотивацию к учебной и познавательной деятельности обучающихся, а также помогает при изучении и контроле лексического материала.

Интерактивная доска как средство обучения лексики английского языка в среднем звене – креативное решение использования современных технических средств обучения, имеющее высокий дидактический потенциал.

Список литературы

  1. Бормотова, А. В. Применение интерактивной доски SmartBoard на разных этапах урока с целью развития образовательного пространства (из опыта работы) [Электронный ресурс] / А. В. Бормотова, М. В. Прыгункова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 5. – С. 24–28. – Режим доступа : http://e-koncept.ru/2017/770106.htm
  2. Глушенкова, Е. Б. Интерактивные методы обучения иностранным языкам: мнение студентов [Электронный ресурс] / Е. Б. Глушенкова, Е. Е. Хорева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3056–3060. – Режим доступа : http://e-koncept.ru/2016/86646.htm.
  3. Калинина, Н. А. «Использование интерактивной доски на уроках иностранного языка в средней школе» [Электронный ресурс] / Н. А. Калинина. – Режим доступа : https://clck.ru/C7LBM (Дата доступа : 05.11.2017).
  4. Касенко, Е. Л. Интерактивная доска на уроках английского языка [Электронный ресурс] / Е. Л. Касенко. – Режим доступа : https://clck.ru/C7LE5 (Дата доступа : 05.11.2017).
  5. Силаков, В. А. Использование средств ИКТ при формировании лексических навыков на уроках английского языка [Электронный ресурс] / В. А. Силаков, И. А. Крылова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 916-920. – Режим доступа : http://e-koncept.ru/2016/86199.htm
  6. Соломахина, И. А. Мультимедийные средства в обучении иностранным языкам [Текст] / И. А. Соломахина // Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 198-202.
  7. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. [Текст] – М. : ИИО РАО, 2006.
PDF