Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РФ

Авторы: М. В. Быкова, И. В. Савина, А. Н. Шишкин
Раздел: Основные направления повышения качества образовательного процесса

УДК 377:005.6

А. Н. Шишкин, И. В. Савина, М. В. Быкова

A. N. Shishkin, I. V. Savina, M. V. Bykova

Шишкин Андрей Николаевич, к.э.н, доцент, Савина Ирина Викторовна, старший преподаватель, Быкова Марина Валерьевна, старший преподаватель, «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», г. Тула.

Shishkin Andrey Nikolaevich, Associate Professor, Savina Irina Viktorovna, senior teacher, Bykova Marina Valerievna, senior teacher, «Tula state pedagogical university of L. N. Tolstoy», Tula.

ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РФ

APPROACHES TO DETERMINATION OF QUALITY OF HIGHER EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. В статье рассмотрены методы и подходы к оценке качества высшего профессионального образования. При оценке качества высшего образования человеческий капитал рассматривается как результат отбора.

Abstract. In article, methods and approaches to assessment of quality of higher education are considered. At assessment of quality of the higher education, the human capital is considered as result of selection.

Ключевые слова: образование, человеческий капитал, доходный и затратный подходы, дополнительное образование.

Keywords: education, human capital, profitable and expensive approaches, additional education.

На современном этапе развития России возникла необходимость обновления основных приоритетов в области образования в соответствии с мировыми установками.

Основной и глобальной задачей любого государства является создание такой системы образования, которая бы, с одной стороны, социально, ментально и культурно отражала потребности вполне определенного общества и государства, а с другой – органично вписывалась бы в русло международной системы образования, отражая его общечеловеческие потребности и интересы.

Ценность высшего образования как для потребителя, так и для общества в рассматриваемой системе характеризуется косвенными признаками, правомерность использования которых представляется недостаточно обоснованной, поскольку невозможно оценить величину человеческого капитала, которым наделяется выпускник вуза.

Качество высшего профессионального образования можно определять, как его ценность и использовать для оценки доходный и затратный подходы, разработанные для профессиональной оценки стоимости объектов собственности [3]. Доходный подход представляет собой процедуру оценки стоимости, исходящую из принципа непосредственной связи стоимости объекта собственности с текущей стоимостью будущих доходов, которые возникнут в результате использования собственности. Затратный подход основан на оценке затрат, необходимых для воссоздания собственности.

Применение доходного подхода основывается на положении о том, что высшее профессионального образование обеспечивает наделение субъекта человеческим капиталом. Но, как считают многие экономисты, человеческий капитал со временем теряет свою ценность, может приумножаться путем обучения и переобучения. Поэтому использование доходного подхода к оценке человеческого капитала, приобретаемого в результате обучения в вузе, требует рассмотрения проблемы динамики человеческого капитала [2].

Для целей оценки качества высшего образования человеческий капитал рассматривается как результат отбора, собственно образования и социализации студентов вуза. Опросы работодателей показывают, что они придают первостепенное значение способностям выпускников вузов к дальнейшему обучению [1]. Человеческий капитал потребитель услуг высшего образования – студент – получает в результате отбора наиболее способных индивидуумов (теория сигнала) и инвестирования в образование, обеспечивающего повышение доходов обладателя человеческого капитала (теория человеческого капитала). При этом наделение индивидуумов человеческим капиталом предполагает, в том числе, формирование ценностей, культуры (институциональная теория) и овладение правилами инновационного развития (эволюционная теория). Важной особенностью услуги образования являются творческие процессы ее осуществления.

Также необходимо учесть и то, что одной из важнейших задач вузов в настоящее время является развитие способностей и стремления студентов к самостоятельному обучению по окончании вуза. Следует учесть и широкое распространение в мире тенденции получения дополнительного образования взрослыми в самых различных формах. Дополнительное образование студентов является одной из наиболее интенсивно развивающихся структур непрерывного образования в экономически развитых государствах. Это позволяет считать, что высшее образование выступает как средство, обеспечивающее способность и склонность к обучению, в том числе к получению дополнительного образования.

Изложенные положения позволяют предложить подход к построению модели человеческого капитала, которым наделяются выпускники вузов и который предполагает, что этот капитал не утрачивает своей ценности на протяжении всего периода трудовой жизни. При этом может рассматриваться модель, в которой доходность капитала в период начала трудовой деятельности наращивается, затем она стабилизируется и начинает снижаться по мере завершения трудовой карьеры. Данная модель получила подтверждение в многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных ученых [3]. Данные Росстата [4], полученные в результате выборочного исследования в 2015 г., показывают иную картину, представленную на рисунке 1.

Анализы результатов показывают, что динамика трудовых доходов в течение трудовой жизни может существенно отличаться от динамики, принимаемой во многих опубликованных работах. Результаты многочисленных исследований, данные Росстата, позволяют строить модели доходов, обусловленных наличием человеческого капитала, в течение трудовой жизни.

Данные положения указывают на достаточно сложный характер моделей доходов, генерируемых человеческим капиталом. Судя по всему, для цели, приближенной к оценке этих доходов, возможно использование простейшей модели, которая предполагает постоянство, а также увеличение доходов в течение трудовой жизни. Меры по насыщению экономики новыми технологиями и человеческим капиталом, меры по созданию институциональных условий развития постиндустриальной экономической системы совершенно необходимы, поскольку человеческий капитал выпускников даже лучших в мировом образовательном пространстве вузов способен дать отдачу в сочетании с НТП, в институциональных условиях, соответствующих новой информационной экономике.

Список литературы

  1. Аналитический доклад по высшему образованию в Российской Федерации [Текст] // Под ред. М. В. Ларионовой и Т. А. Мешковой. – М. : ГУ ВШЭ, 2007.
  2. Злобин, Э. В. Управление качеством в образовательной организации [Текст] / Э. В. Злобин, С. В. Мищенко, Б. И. Герасимов. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004.
  3. Михнева, С. Г. Интеллектуализация экономики: инновационное производство и человеческий капитал [Электронный ресурс] / С. Г. Михнева // Инновации. 2003. – № 1. – Режим доступа : http://stra.teg.ru/lenta/innovation/514/print
  4. РФ Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.gks.ru
Теги: образование, человеческий капитал, доходный и затратный подходы, дополнительное образование, education, human capital, profitable and expensive approaches, additional education

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация