ИНТЕГРАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ С ДИСЦИПЛИНАМИ СРЕДНЕ-СПЕЦИАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Раздел: Основные направления повышения качества образовательного процесса

Журнал: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Часть 1

30 января 2019 г.

Авторы: Реймер Надежда Ивановна , Гвоздкова Татьяна Николаевна

УДК 373:377:378

Н. И. Реймер, Т. Н. Гвоздкова

N. I. Reimer, T. N. Gvozdkova

Реймер Надежда Ивановна, к.п.н., Гвоздкова Татьяна Николаевна, к.т.н., филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева», г. Междуреченск.

Reimer Nadezhda Ivanovna, Ph. D., Gvozdkova Tatyana Nikolaevna, Ph. D., the Branch of the Federal state educational institution of higher education «Kuzbass state technical University named after T. F. Gorbachev», Mezhdurechensk.

ИНТЕГРАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ С ДИСЦИПЛИНАМИ СРЕДНЕ-СПЕЦИАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

THE INTEGRATION OF THE CONTENT GENERAL SUBJECTS WITH THE DISCIPLINES OF SPECIALIZED SECONDARY AND HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация. В статье рассматриваются ключевые аспекты интеграции содержания общеобразовательных предметов с дисциплинами средне-специального и высшего профессионального образования. Проблемы интеграции различных уровней образования связаны с задачами модернизации Российского профессионального образования и входят в целевую концепцию национального проекта «Образование». Предлагается развитие интеграции за счет реализации различных компонентов, в том числе межпредметных связей.

Abstract. In article key aspects of integration of maintenance of general education objects with disciplines specialized secondary and higher education are considered. Problems of integration of various education levels are connected with problems of modernization of the Russian professional education and included in the target concept of the national project «Education». Development of integration due to realization of various components, including intersubject communications is offered.

Ключевые слова: межпредметные связи, профессиональное образование, интеграция, междисциплинарная интеграция.

Keywords: interdisciplinary communication, vocational education, integration, interdisciplinary integration.

 

Одной из главных целей национального проекта «Образование», утвержденного Майским Указом Президента в 2018 году, является:

  • обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение его в десятку мировых систем.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

  • способствовать развитию современной системы непрерывного профессионального образования;
  • обеспечить преемственность общего и профессионального образования;
  • способствовать формированию у учащихся и студентов целей и планов собственной профессиональной карьеры;
  • включать учащихся и студентов в основные и сферы деятельности: образовательную, производственно-практическую, социально-активную, культурно-досуговую с формированием опыта выполнения соответствующих компетенций;
  • совершенствовать качество общего и профессионального образования.

Решению этих задач большое внимание было уделено и на очередных парламентских слушаниях Комитета по образованию и науке, которые состоялись 12 ноября 2018 года.

Непрерывное образование в течение всей жизни является фактором мобильности личности. Сегодня проявляется возможность предоставления молодёжи больших шансов на самоопределение, на выбор дальнейшего жизненного пути в соответствии с их склонностями, возможностями и способностями.

Реализация идеи непрерывного профессионального образования способствует тому, что процесс профессионализации человека рассматривается как последовательное «наращивание» компетенций, интеграция их в профессиональной квалификации.

В Федеральной Концепции развития сети образовательных учреждений перед региональными органами управления образованием ставится задача обеспечения «…системной интеграции образовательных учреждений всех уровней, направленной на непрерывное профессиональное образование, на формирование современной инфраструктуры интегрированных образовательных комплексов, на содержательную и организационную преемственность между уровнями профессионального образования» [1].

В интеграционном процессе важную роль играет интеграция содержания общего и профессионального образования: междисциплинарная интеграция как база развития систематичности мышления будущих специалистов, развитие межпредметных связей, форм и технологий обучения.

С помощью интеграции содержания общеобразовательных предметов с дисциплинами профессионального образования разрешается ряд противоречий в области образования. Общеобразовательные предметы страдает избыточностью, поскольку знания, умения и навыки, получаемые учащимися, впоследствии нигде и никогда не используются. Конечно же, они могут быть источником и средством общего развития человека, входить в мир его увлечений и интересов, но без общеобразовательных дисциплин, невозможно сформировать мировоззрение человека.

Общеобразовательные знания, умения и навыки обретают форму в профессиональных знаниях. Там, где профессиональная подготовка давалось в отрыве от общеобразовательной, возникла проблема – преодоление ее узости, излишней рациональности.

К успешному разрешению этой проблемы приводит установление взаимосвязи общего и профессионального образования. Эта взаимосвязь предполагает практико-ориентированный характер обучения.

Одним из организационно-методических средств интеграции содержания общеобразовательных предметов с дисциплинами профессионального образования можно назвать междисциплинарную интеграцию. Сегодня очень популярны и в школах, и в техникумах, и даже в ВУЗах так называемые бинарные занятия. На таких занятиях формируются три основополагающие цели:

  • мотивация учащихся, студентов на положительный настрой и активное участие в учебном процессе;
  • активизация опорных знаний для обобщение и их систематизации в «околостоящих» дисциплинах;
  • обобщение, усвоение и принятие новых знаний.

Бинарные занятия готовят учащихся, студентов к исследовательской деятельности, к написанию курсовых, дипломных проектов. Они качественно формируют знания, умения, навыки и главное, экономят время, ускоряя общеобразовательный процесс.

На таких занятиях очень часто присутствует игровой момент, который повышает активность познавательной деятельности, создает творческую атмосферу, вызывает положительные эмоции. Интеграция является принципом современного образования. Соединение общего и профессионального образования составляет дидактическую основу межпредметных связей, которые подготавливают учащихся к овладению любой профессией.

Практика последних лет показывает, что межпредметные связи охватывают все структурные элементы учебно-воспитательного процесса: содержание, формы, методы и средства обучения, способствуя повышению его эффективности, обеспечивая усвоение знаний, умений и навыков, способствует активизации мыслительной деятельности, осуществлению переноса теоретических знаний на учебно-производственную деятельность студентов в профтехобразовании.

Междисциплинарные связи реализуются в различных формах организации урочной и внеурочной деятельности образовательных учреждений НПО, СПО, ВПО: на бинарных уроках, лекциях, комплексных семинарах, на конференциях, тематических вечерах и так далее.

В современных условиях рынка труда возникла острая необходимость в подготовке практико-ориентированных специалистов, обладающих обновленными знаниями, умениями и навыками в рамках востребованных профессий. От выпускников НПО, СПО, ВПО ожидают работодатели высокого профессионализма, компетентности, точности, тщательности и выполнения трудовых обязанностей, профессиональной и социальной мобильности, а также умение совершенствовать свою профессиональную квалификацию, быть конкурентоспособным.

Интеграция содержания образовательных предметов с дисциплинами СПО и ВПО будет успешной в тех образовательных учреждениях, где содержание учебного материала будет носить прикладной, практико-ориентированный характер, дающий возможность перейти от традиционного аккумулирования знаний к необходимому умению осмысленно применять и реализовывать эти знания и умения в творческой и преобразовательной продуктивной деятельности.

Так в общеобразовательных школах, где стержневой основой всего УВП становится проектная деятельность, идет интеграция содержание всех предметов с образовательной областью «Технология», что позволяет освоению проектной, а впоследствии исследовательской деятельности всеми субъектами образовательного процесса, и как результат – освоения выпускниками технологической культуры, проектно-исследовательской деятельности через учебно-игровую, учебно-экспериментальную и учебно-производственную деятельность. И этот опыт учения выпускники школ переносят на другие ступени своего дальнейшего образования. Отсутствие интегративных связей между учебными дисциплинами приводит к тому, что при объективно достаточных знаниях, студенты испытывают затруднения при решении профессиональных задач. А также студенты, получив подготовку по общеобразовательным дисциплинам, затрудняются применять знания при изучении спецдисциплин. Им не хватает самостоятельности мышления, умений переносить полученные знания в практическую плоскость. Большинство студентов не осознают необходимость изучения общеобразовательных дисциплин, в число которых входит математика. В результате поверхностного изучение этого важного предмета, других общеобразовательных дисциплин, у студентов слабо формируются знания, умения и навыки, позволяющие им правильно ориентироваться в практических заданиях, применять умения и знания для решения задач, связанных с будущей специальностью. Цель интеграции содержания общеобразовательных предметов с дисциплинами профессионального образования – это формирование у обучаемых качественно новой целостной системы знаний, умений и навыков. Интеграция может выражаться в теоретизации, фундаментализации знаний, а также в усилении их прикладного характера.

Таким образом, междисциплинарные связи реализуются на основе сочетания знаний, которые дополняют друг друга. Реализация идеи воспитывающего и развивающего обучения требует усиления межцикловых связей, сближение предметов гуманитарного, естественно-математического и специальных циклов. Использование знаний смешанных дисциплин на занятиях и в самостоятельной работе требуют от преподавателя хорошего знании предмета, что поможет избежать повторов, будет формировать навыки свободного и квалифицированного обращения с учебной, научной и специальной литературой. Интеграция содержания общеобразовательных предметов с дисциплинами среднеспециального и высшего профессионального образования, осуществление межпредметных связей позволят вычленить главные элементы содержания образования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий, общенаучных приемов учебной деятельности, возможности комплексного применения знаний из различных предметов в профессиональной деятельности студентов.

Список литературы

  1. Концепция развития сети образовательных учреждений, подведомственных Рособразованию. Приложение к приказу Рособразования от 25 мая 2007 г. № 921 [Электронный ресурс]. // Федеральный портал : Российское образование. – Режим доступа : http://www.edu.ru/documents/view/30134/ (дата обращения : 15.11.2018).
PDF