ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ТРИНАРНЫЙ УРОК (ТЕХНОЛОГИЯ, МУЗЫКА, ИЗО) КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УУД ШКОЛЬНИКОВ В 5 КЛАССЕ

Раздел: Основные направления повышения качества образовательного процесса

Журнал: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Часть 1

30 января 2019 г.

Авторы: Ростовцев Альберт Николаевич , Мышекоп Т. В. , Мушкарина Елена Витальевна

УДК 373.5.016:[62+78+7]

Т. В. Мышекоп, А. Н. Ростовцев, Е. В. Мушкарина

T. V. Myshekop, A. N. Rostovcev, E. V. Myshkarina

Мышекоп Татьяна Вадимовна, учитель технологии, МБОУ «СОШ № 41», г. Новокузнецк.

Ростовцев Альберт Николаевич, к.т.н., профессор, Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета, г. Новокузнецк.

Мушкарина Елена Витальевна, учитель музыки, МБОУ «СОШ № 41», г. Новокузнецк.

Myshekop Tatyana Vadimovna, teacher of technology, Mushkarina Elena Vitalevna, music teacher, MBEI «Secondary school No. 41», Novokuznetsk.

Rostovcev Albert Nikolaevich, candidate of technical Sciences, Professor, Novokuznetsk Institute (branch) of Kemerovo State University, Novokuznetsk.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ТРИНАРНЫЙ УРОК (ТЕХНОЛОГИЯ, МУЗЫКА, ИЗО) КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УУД ШКОЛЬНИКОВ В 5 КЛАССЕ

INTEGRIROVANNYY TRINARNYY THE LESSON (TECHNOLOGY, MUSIC, FINE ARTS) AS THE WAY OF FORMATION OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS OF SCHOOLBOYS IN 5 CLASS

Аннотация. Статья посвящена проведению интегрированных уроков в современной школе; анализируется деятельность на уроке, рассматривается формирование универсальных учебных действий школьников, проведение урока по ФГОС.

Abstract. The article is devoted to the condacting of combined lessons at modern school; analising lesson’s activities exploring development of universal learning activities, conducting a lesson on GEF.

Ключевые слова: трудовая деятельность детей, межпредметные связи, учебный процесс, универсальные учебные действия.

Keywords: work activity of children, intersubject communications, educational procees, universal learning activities.

 

Перед современной школой стоит задача формирования личности, готовой жить в стремительно меняющемся мире. Обществу нужны образованные, порядочные, предприимчивые люди, которые могут организовать свою работу, анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, предсказывая их возможные последствия. Сегодня в условиях модернизации образования, работы по новым стандартам, мало дать ребенку знания, надо научить ребенка складывать все в единое целое, стремиться к новым знаниям и производить новый продукт. На помощь педагогам приходят межпредметные связи [1].

Многие учителя в своей педагогической деятельности используют множество различных эффективных технологий, которые улучшают качество образования. На наш взгляд, технология интегрированного обучения пользуется особой популярностью как у педагогов, так и у детей.

Интегрированный урок – это особый тип урока, в котором объединяются несколько дисциплин для изучения или углубления знаний по одной и той же теме Структура урока схожа с собиранием пазла [2].

Форма проведения интегрированных уроков нестандартна и интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей [3].

Дети очень любят нестандартные уроки. На таких уроках они внимательны, т.к. постоянно переключаются на разные виды деятельности. На таком уроке формируется познавательный интерес учащихся к поставленной проблеме. Проведение тринарной формы урока – это новый тренд современных образовательных технологий.

Данный урок проходил по расписанию урока ИЗО в 5 классе. Это заключительное занятие, которое посвящено народным праздникам. Тема: «Капустник».

Для проведения такого урока нужно заранее подготовить все необходимые инструменты и материалы для работы: столы для работы с тестом и для засолки капусты, чайный стол с самоваром и баранками, скалки для теста, столовые приборы, чугунок, кастрюля для теста, тазы для капусты. Понадобятся музыкально-шумовые инструменты: деревянные ложки, бубенчики, колотушки, трещотки, и, конечно, продукты: капуста, морковь, лавровый лист, соль (тесто было приготовлено заранее). Нужно продумать оформление кабинета, чтобы дети погрузились в атмосферу проведения русского праздника и как будто бы побывали в русском доме. Для этого необходимы русские народные костюмы и обереговая кукла в национальной одежде.

Детей подготовили на организационном моменте к нестандартному уроку. Разделили на команду мальчиков и команду девочек. Хозяйкой русского дома на нашем уроке была Александра. Она рассказала о старинном обычае русского народа – капустных вечёрках.

Много на Руси было праздников, но самые щедрые, самые радостные были осенью, когда люди, убрав с полей и огородов урожаи, делали заготовки на долгую зиму [4].

Специально подготовленными ученицами разыгрывалась небольшая обрядовая сценка: хозяйки приглашали к себе соседок и подружек помочь нарубить капуту на зиму. Действие происходило под музыкальное сопровождение ритмической игры «Засолка капусты». Все дети были задействованы на уроке. Девочки рассказывали небылицы, пели частушки. Детям были розданы музыкально-шумовые инструменты (деревянные ложки, бубенчики, колотушки и трещотки).

В классе стояли два стола, на одном из которых педагог демонстрировал технологию изготовления пирожков, а на другом группа учениц занималась изготовлением продукта. В процессе этого этапа урока теоретические знания и практические навыки приобретались учениками одновременно: раскатка теста, подготовка начинки, формирование пирожков, процесс выпекания.

На уроке использовалась для обучения интерактивная приставка. Интерактивная приставка превращает школьную доску в интерактивную. С её помощью можно управлять экранным изображением, писать, рисовать, чертить стилусом-мышью и передавать информацию в компьютере. Например, чтобы выделить важную область при объяснении материала, продемонстрировать последовательность действий, выделить место, где допущены ошибки, чтобы привлечь внимание учеников, можно воспользоваться различными цветами на панели инструментов (на доске были интерактивные тренажеры по замешиванию теста). Кроме этого, можно добавлять видео – и аудио-файлы, что непременно усилит подачу материала (на нашем уроке это звуковое сопровождение). Есть возможность в нужный момент остановить видео и сделать необходимые пометки. Также есть инструменты для вырезания, вставки, разделения экрана. С их помощью можно перемещать объекты, стирать, копировать, вставлять, возвращать все на место. Всё это придает уверенности учащимся при ответе у доски, т.к. они знают, что в любой момент можно вернуть все обратно [5].

На интерактивной доске выводилась картинка интерьера дома, демонстрировалась поэтапная подготовка теста к работе. Также для закрепления материала дети разгадывали кроссворд на интерактивной доске. В конце урока ученикам были розданы индивидуальные листы с заданием, где нужно было правильно подписать предметы интерьера и быта русского народа, а также элементы народного костюма. Все эти темы они изучали в течение 1 четверти в курсе предмета ИЗО.

В конце урока детям раздали пироги с капустой, которые были состряпаны и испечены в течение урока. Ребятам они очень понравились, потому что, во-первых, они сами принимали участие в приготовлении (команда девочек), во-вторых, были свидетелями этого процесса, обеспечивая музыкальное сопровождение (команда мальчиков). Они окунулись в атмосферу праздника, увидели костюмы, услышали народные потешки и частушки, поиграли на национальных инструментах, научились рубить и засаливать капусту, увидели, как делают тесто для пирогов, попробовали раскатывать тесто, лепили пироги, вспомнили материал 1 четверти, поработали с интерактивной доской, разгадали кроссворд, ответили на вопросы, выполнили практическое задание на листах. Ушли все в приподнятом настроении, сытые и довольные.

Целью урока было формирование УУД школьников через приобщение к национальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности. Цель достигалась через решение учебных задач и навыков практической деятельности с различными источниками информации. Предполагаемый результат урока заключается в формировании у детей следующих УУД: метапредметных (познавательные УУД: приобретение практических умений засолки капусты, работы с тестом; игры на музыкальных и шумовых народных инструментах в ансамбле; через развитие знаний о интерьере русского дома, умения описывать народный костюм; умения работать с тестом (замес теста, раскатка, формирование пирогов разной формы); умение анализировать деятельность, строить речевые высказывания); личностные УУД (формирование мотивации к познанию и самоценке); коммуникативные УУД (умение обмениваться информацией, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; развитие личностного самообразования, активности, самостоятельности); регулятивные УУД (умение соотносить цели и результаты деятельности; формировать умение анализировать и оценивать свою деятельность, прогнозировать деятельность на уроке) и предметных УУД (формирование представления о народном празднике, о жизни народа и его культуре, умения эмоционально и осознанно относиться к культуре народа; знакомство учащихся с национальным костюмом и интерьером дома, музыкальными инструментами и предпочтениями; развитие художественного вкуса).

Список литературы

  1. Журавлева, Н. С. Межпредметные связи как условие развития универсальных учебных действий в средней школе [Электронный ресурс]. / Н. С. Журавлева, И. Ф. Калач. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/v/mezhpredmetnye-svyazi-kak-uslovie-razvitiya-universalnyh-uchebnyh-deystviy-v-sredney-shkole (дата обращения : 07.11.18).
  2. Интегрированые уроки. Плюсы и минусы [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://infourok.ru/integrirovannie-uroki-plyusi-i-minusi-2937891.html (дата обращения : 08.11.18).
  3. Технология интегрированного обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://открытыйурок.рф/статьи/622366/ (дата обращения : 10.11.18).
  4. Внеклассное мероприятие (технология +ИЗО) на тему «Капустные вечерки» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://открытыйурок.рф/статьи/635784/ (дата обращения : 08.11.18).
  5. Мышекоп, Т. В. Некоторые аспекты повышения качества технологического обучения школьников [Электронный ресурс]. / Т. В. Мышекоп, А. Н. Ростовцев. // Педагогикаи психологиясовременного образования : теория и практика:материалы  научно-практической  конфе-ренции «Чтения Ушинского». –Ч. 1. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016. – 450 с. – Режим доступа : http://cpd.yaroslavl.ru/Portals/0/docs/Metodotdel/Актуальная информация/2016/17_11_2016/Т. 1.pdf (дата обращения : 11.11.18).
PDF