ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ

Раздел: Основные направления повышения качества образовательного процесса

Журнал: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Часть 1

30 января 2019 г.

Авторы: Воронина Наталья Владимировна , Комарова Елена Валерьевна

УДК 371.212:316.614

Н. В. Воронина, Е. В. Комарова

N. V. Voronina, E. V. Komarova

Воронина Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 95», г. Кемерово.

Комарова Елена Валерьевна, педагог-психолог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 95», г. Кемерово.

Voronina Natalya Vladimirovna, teacher of Russian language and literature, MBOU «Secondary school № 95», Kemerovo.

Komarova Elena Valerievna, psychologist, MBOU «Secondary school № 95», Kemerovo.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ

INTERACTIVE FORMS OF WORK WITH PARENTS AS A FACTOR OF SUCCESSFUL SOCIALIZATION OF PUPILS

Аннотация. Статья посвящена актуальным проблемам социального воспитания и социализации личности через интерактивные формы работы с родителями.

Abstract. The article is devoted to actual problems of social education and socialization of the person through interactive forms of work with parents.

Ключевые слова: социализация, конструктивный диалог, важнейший институт социализации, педагогическая культура родителей.

Keywords: socialization, constructive dialogue, the most important institution of socialization, pedagogical culture of parents.

 

Социализация рассматривается как процесс интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение ее социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ей успешно функционировать в обществе. Залогом успешной социализации выступают личностные характеристики, представленные в ФГОС: активно и заинтересованно познающий мир, умеющий учиться, социально активный, уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог.

В ФГОС отводится особое место работе с семьей как важнейшему институту социализации. Одно из ключевых направлений реализации программы воспитания и социализации учащихся на уровне начального общего образования – повышение педагогической культуры родителей. Система воспитательной работы класса по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно­нравственного развития, воспитания и социализации учащихся младшего школьного возраста основывается на следующих принципах:

  • совместная педагогическая деятельность семьи и школы, сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
  • педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
  • поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
  • содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
  • опора на положительный опыт семейного воспитания, традиционные семейные ценности народов России.

Родители при таком подходе выступают не в роли зрителей, а являются непосредственными участниками и организаторами воспитательного процесса в классе.

Совместная деятельность предполагает решение следующих задач:

  • расширять опыт позитивного взаимодействия в семье;
  • участвовать в школьных, районных, городских программах и проектах, направленных на повышение авторитета семейных отношений, на развитие диалога поколений.

Основная образовательная программа предусматривает разные методы и формы работы с родителями.

Ведущей формой повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся является родительское собрание, которое обеспечивает как информирование, «переговорную площадку», так и психолого-педагогический тренинг. Форма традиционная, проверенная временем, но и она требует современных подходов. Ни у кого не вызовет особого восторга лекция с уже известными прописными истинами, рассказывающая о том, как надо воспитывать детей. Больший эффект произведут такие формы работы, как предъявление родителями своего опыта воспитания, своих проектов решения актуальных задач помощи ребенку. Только тогда возможно получить хороший результат, когда мы взаимодействуем, то есть действуем вместе, так как ребята смотрят на нас, учатся у нас. Важно, чтобы родители могли видеть своего ребёнка не только в домашних условиях, а в процессе общения ребенка, его поведения со сверстниками.

В решении проблем воспитания активно используем метод «мозгового штурма», метод проигрывания родителем актуальных ситуаций для понимания собственных стереотипов и барьеров для эффективного воспитания. Например, на собрании «Нужно ли создавать ребёнку ситуацию успеха?» родители в группах обсуждали ответ на этот вопрос. Затем от каждой группы выступали спикеры. Конечно, ответ был однозначен, да, нужно. Кроме того, обязательно надо было рассмотреть ситуацию с разных сторон. Что могут сделать учитель, классный руководитель, родители для того, чтобы ребёнок был успешен? Каждый ушёл с собрания с памяткой, сделанной в процессе обсуждения. На собрании «Легко ли учиться?» родители пробовали себя в роли учеников. Учителя, приглашённые на собрание, не только рассказывали о требованиях, предъявляемых к ученику в ходе освоения основной образовательной программы начального общего образования (рабочих программ по отдельным предметам), но и предлагали родителям побыть в роли учащихся. Они решали задачи, делали фонетический разбор слов, выполняли практическую часть по окружающему миру, учили английские слова, а в конце выполнили задания комплексной работы. После учебной разминки поделились мнениями. Получили рекомендации педагога-психолога о том, как действовать, чтобы ребенок не перегружался и не потерял интерес к учебе [2].

Как результат – стопроцентное посещение собраний родителями, психолого-педагогическое просвещение родителей.

В рамках просветительской работы на базе школы реализуется программа клуба для родителей «Детско-родительский мир», направленная на развитие конструктивных навыков взаимодействия родителей с детьми.

Опираясь на работы Ю. Б. Гиппенрейтер [1], к навыкам конструктивного взаимодействия мы относим безусловное принятие и установление эмоционального контакта с ребенком, эмпатийное, активное слушанье и Я-высказывание, установление границ дозволенного поведения детей, эффективное разрешение конфликтных ситуаций.

Методология программы «Детско-родительский мир» базируется на когнитивно-поведенческом подходе, основу которого составляют труды А. Эллиса и А. Бека. Одним из основных принципов этого подхода является представление о том, что поведение человека определяется как внешними, так и внутренними факторами. В поведенческом подходе значительную роль играет выработка необходимых поведенческих навыков. При этом подчеркивается значимость устойчивых характеристик личности, таких как мотивация, установки и убеждения, для формирования того или иного типа поведения.

Основываясь на этом подходе, в предлагаемой программе реализуются базовые методологические принципы изменения поведения, которые подразумевают обязательное включение в занятия трех компонентов: информационного, мотивационного и поведенческого. Информация об эффективных способах взаимодействия с детьми является обязательным условием для оптимизации детско-родительских отношений. Мотивация к изменениям, в свою очередь, определяет действия родителей, которые будут основываться на полученной информации о способах эффективного взаимодействия с детьми. Наконец, выработанные навыки поведения в различных ситуациях являются последним элементом, необходимым для того, чтобы информация и мотивация реализовались в положительных поведенческих изменениях.

Основной формой реализации программы являются занятия с элементами тренинга. Групповые формы работы с родителями, в тренинговом режиме, являются более эффективными, поскольку родители не только на практике отрабатывают приемы конструктивного взаимодействия с детьми, но и получают групповую поддержку от других родителей.

Результатами реализации представленной программы выступают:

  • повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей в вопросах установления эмоционального контакта, формирования самостоятельности и ответственности у детей, эффективного разрешения конфликтных ситуаций, выбора методов поощрения и наказания в семье.
  • развитие навыков конструктивного взаимодействия с детьми: безусловное принятие и установление эмоционального контакта с ребенком, эмпатийное, активное слушанье и Я-высказывание, установление границ дозволенного поведения детей, эффективное разрешение конфликтных ситуаций.
  • развитие навыков самонаблюдения и саморегуляции.

Другой важный, на наш взгляд, метод организации работы с родителями – организация совместного времяпрепровождения родителей одного ученического класса, в ходе которого расширяется опыт позитивного взаимодействия в семье в процессе проведения коллективных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов.

Каждое коллективное мероприятие носит познавательный характер, способствует взаимодействию членов одной семьи, конструктивному общению друг с другом.

Например, первый «Праздник Осени» проходил следующим образом: помимо лирической части, у каждой семьи было задание – приготовить осенний салат и придумать ему рекламу. Представители каждой семьи с удовольствием рассказывали о своих кулинарных шедеврах. Дети по достоинству оценили актёрскую игру родителей, которые в стихотворной форме рассказали о пользе овощей. Следующий блок – совместные конкурсы с родителями (отгадывали загадки, пели частушки, рисовали). В отзывах, которые оставили родители и дети, все отмечали, что было очень вкусно, весело и интересно.

На туристическом слёте, проходящем в рамках «Дня здоровья», родители участвовали в осеннем кроссе наравне с учащимися, легко преодолевали дистанцию.

Такие формы работы дают положительные результаты: участие в социально-значимых акциях, творческих и спортивных конкурсах различного уровня.

Безусловно, такая организация работы благотворно влияет и на учащихся. Они получают элементарные представления о семье как социальном институте.

Организованная таким образом работа способствует успешной социализации ребенка в современных условиях.

Список литературы

  1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? [Текст] / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М. : Сфера. – 2003. – 240 с.
  2. Фабер, А. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили [Текст] / Адель Фабер, Элейн Мазлиш. – М. : Эксмо, 2010. – 336 с.
PDF