КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ

Раздел: Духовно-нравственное воспитание молодежи через возрождение традиционных ремесел и промыслов народов России

Журнал: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Часть 2

26 февраля 2019 г.

Авторы: Вервекин Валерий Григорьевич , Овсянникова Марина Валерьевна

УДК [373:37.017.93]:783

М. В. Овсянникова, В. Г. Вервекин

M. V. Ovsyannikova, V. G. Vervekin

Овсянникова Марина Валерьевна, педагог воскресной школы Иверского храма Божией Матери, г. Новокузнецк.

Вервекин Валерий Григорьевич, к.п.н., учитель технологии, ЧОУ «Православная гимназия во имя Святителя Луки Войно-Ясенецкого», г. Новокузнецк.

Ovsyannikova Marina Valeryevna, teacher of Sunday school of the Iversky Church of the Mother of God, Novokuznetsk.

Vervekin Valery Grigorievich, Ph.D., technology teacher, private educational institution «Orthodox High School in the name of St. Luke Voyno-Yasenetsky», Novokuznetsk.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ

BELL RINGING IN THE SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF STUDENTS IN THE ORTHODOX GYMNASIUM

Аннотация. Данная статья направлена на то, чтобы рассказать, как звучание колокола влияет на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, и посредством чего это достигается.

Abstract. This article aims to tell how the sound of the bell affects the spiritual and moral education of the younger generation, and by what it is achieved.

Ключевые слова: колокол, Храм, звучание, воспитание.

Keywords: bell, Temple, sound, education.

 

Колокольный звон – неотъемлемая часть христианского храмового Богослужения. Колокольный звон применяется в православных Храмах в определенных случаях:

  1. Для призыва христиан к началу богослужения, это благовест, мерные удары в один колокол.
  2. Для возвещения наиболее важных моментов в церковной службе, во время литургии и других богослужений, это перезвон, когда ударяют во все колокола по очереди. Или собственно колокольный звон, когда одновременно ударяют в два или более колоколов.
  3. Для выражения праздничного торжества и духовной радости в наиболее великие праздники – помимо богослужения, например в Пасху Христову и это трезвон. Колокольный звон в несколько колоколов или во все колокола сразу.

Колокола в России появились одновременно с принятием Христианства. Сначала они были привозные, но очень скоро на Руси появились и свои мастера по отливу колоколов. В 1733-1735 годах был отлит знаменитый Царь-колокол. Равных ему до сих пор нет в мире. Сделали его колокольных дел мастера Иван и Михаил Маторины. Это отец и сын.

Известный физик Фотий Шатунов специально исследовал воздействие звона колоколов на человека и окружающую среду. Он отметил, что колокольный звон очищает пространство. При звучании колокола возникают волны, которые называются резонансными и они уничтожают болезнетворные бактерии в радиусе 60 км. Гибнут даже такие микроорганизмы, как вирус гепатита, споры сибирской язвы, а при низком спектре успокаивается психика, улучшается ток крови, усиливается иммунитет. Колокольный звон удивительным образом может остановить панику, мобилизовать защитные силы организма, усилить логическое мышление. С помощью сложных математических вычислений ученые выяснили, что акустическая волна во время колокольного звона храма Христа Спасителя распространяется в виде креста. Эти волны воздействуют на клетки организма человека, которые вибрируют на определенной частоте. И чем выше частота таких вибраций клеток, тем моложе и здоровей становиться человек [1].

Поэтому в Православной гимназии к колоколам есть трепетное отношение. Прихожане нашего храма Иверской иконы Божией Матери, например, наблюдали успокоительное воздействие даже на буйных и психически больных людей. Поэтому можно с уверенностью говорить о положительном влиянии на состояние души человека. В настоящее время строится новый, двух-предельный Храм Иверской Иконы Божией Матери со своей колокольней.

Стараниями нашего настоятеля и директора Православной гимназии протоиерея отца Анатолия и духовника Православной гимназии иерея отца Георгия, у нас существует в храме такое послушание как пономари. Это мальчики, выбранные из числа учащихся Православной гимназии или прихожан Иверского Храма. В их обязанности, в том числе, входит обучение звонарному ремеслу.

В нашем храме колокола установлены при входе, над папертью, в большой и открытой арке крыльца. Все желающие, например в Пасхальную неделю, могут позвонить в колокола, пройдя короткий инструктаж. При обучении колокольному звону можно воспользоваться приспособлением, состоящим из семи колец с трубками, закрепленному на деревянном каркасе. Звук производиться при помощи синхронных движениях рук и ног. Здесь проверяются и усовершенствуются до автоматизма механика движения ноги и кисти руки в производстве звука.

Все это дает обучающимся незабываемые впечатления. В результате такого творческого процесса повышается работоспособность, все становятся счастливыми, веселыми и радостными. У них появляется на лице улыбка, поднимается настроение, улучшается память, появляются условия к лучшей коммуникации друг с другом [2].

Колокольный звон вызывает радость у каждого, и заставляет людей помимо воли обращать взгляд в сторону Храма. Колокольня – это гордость каждого Храма. В обустройстве Храма каждая вещь имеет свое значение и у детей повышается познавательный интерес. Они узнают о месте колокола в жизни русского народа, истории их создания, предназначении, строении, кто звонит в колокола, как их отливают; услышат колокола в музыке русских композиторов и в итоге, обогатится их словарный запас. Души Православных христиан при звучании колоколов наполняются светом, радостью, миром и покоем.

При обучении азам колокольного звона им показывается красота музыки в другом формате. Например, это произведения Сергея Васильевича Рахманинова такие как Кантата, сюита для двух фортепиано, вокально-симфоническая поэма для оркестра [3]. Нашим детям это очень нравиться, и потому они с большим удовольствие ждут очередного Православного праздника, чтобы услышать звуки колокольного звона. Поучаствовать в самом прекрасном торжестве христиан, наполняя все вокруг Божьей славой.

Духовно-нравственное воспитание одно из составляющих при формировании личности гражданина, чтобы воспитать патриотические качества у наших обучающихся, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на его эмоциональные и нравственные сферы. Колокол для России – это один из национальных символов, который сплотил население нашей страны в трудные времена. Так наша Православная гимназия и Приход Иверского Храма в нашем городе повышает духовно-нравственные качества подрастающего поколения и горожан в целом.

Список литературы

  1. Фрэзер, Дж. Дж. Глава V. Золотые колокольчики [Текст]. / Дж. Дж. Фрэзер // FOLK-LORE IN THE OLD TESTAMENT. – 2-е изд. – М. : Политиздат, 1990. – С. 486-509. – 542 с. – 200 000 экз. – ISBN 5-250-01011-3.
  2. Каргин, А. С. Фольклор малых социальных групп: традиции и современность [Текст]. / А. С. Каргин, А. В. Костина // Гос. республиканский центр русского фольклора : сборник научных статей, 2008. – 308 с.
  3. Ярешко, А. С. Колокольные звоны в творчестве русских композиторов (к проблеме фольклор и композитор) [Текст] / А. С. Ярешко // Всероссийская науч.-практ. конференция «Фольклор народов России» : Материалы конф. – Астрахань: Наука, 2003.
PDF