Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

К ВОПРОСУ ПО ВНЕДРЕНИЮ В ПРЕДМЕТНУЮ ОБЛАСТЬ «ТЕХНОЛОГИЯ» И «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА

Авторы: В. Г. Вервекин, Е. П. Логунова
Раздел: Духовно-нравственное воспитание молодежи через возрождение традиционных ремесел и промыслов народов России

УДК 37.016:[62+796]:39

В. Г. Вервекин, Е. П. Логунова

V. G. Vervekin, E. P. Logunowa

Вервекин Валерий Григорьевич, к.п.н., учитель технологии, ЧОУ «Православная гимназия во имя Святителя Луки Войно-Ясенецкого», г. Новокузнецк.

Логунова Елена Павловна, учитель русского языка и литературы, ЧОУ «Православная гимназия во имя Святителя Луки Войно-Ясинецкого», г. Новокузнецк.

Vervekin Valery Grigorievich, Ph.D., technology teacher, private educational institution «Orthodox High School in the name of St. Luke Voyno-Yasenetsky», Novokuznetsk.

Logunowa Elena Pawlowna, teacher of Russian language and literature, private educational institution «Orthodox High School in the name of St. Luke Voyno-Yasenetsky», Novokuznetsk.

К ВОПРОСУ ПО ВНЕДРЕНИЮ В ПРЕДМЕТНУЮ ОБЛАСТЬ «ТЕХНОЛОГИЯ» И «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА

ON THE INTRODUCTION OF THE SUBJECT AREA «TECHNOLOGY» AND «PHYSICAL CULTURE» SECONDARY SCHOOLS ETHNO-CULTURAL COMPONENT

Аннотация. В данной статье представлен один из подходов по внедрению этнорегионального компонента в общеобразовательные школы Кемеровской области на примере Православной гимназии.

Abstract. This article presents one of the approaches to the implementation of the ethnoregional component in secondary schools of the Kemerovo region on the example of the Orthodox gymnasium.

Ключевые слова: этнорегионального компонента, шорцы, телеуты, предметная область «Технология» и «Физическая культура».

Keywords: ethno-regional component, the Shors, the Teleuts, the subject area of «Technology» and «Physical culture».

Россия всегда была многонациональной страной. У каждой национальности есть свои особенности свои устои, менталитет, культура. Для полнокровного развития общества необходимо знать свою историю свои корни.

Коренными народами Кузбасса в далекие времена были шорцы и телеуты. Телеуты – это древнейшие жители Кузнецкой земли. По своему происхождению они относятся к кочевым скотоводам тюркоязычных племен теле, входивших в тюркский каганат (VI-VIII вв.). Основной вид занятий телеутов – скотоводство. Они разводили крупный рогатый скот и овец, не заготавливали корма, передвигаясь от одного пастбища к другому.

В конце XVII – начале XVIII вв. основным оружием охоты у телеутов были лук и стрелы, использовали они ямы-ловушки, хотя уже стали появляться капканы и первое огнестрельное оружие – пищали, приобретаемые у русских. Основные охотничьи угодья у телеутов находились в междуречье Ини и Берди, в бассейне Чумыша, а также в Барнаульском, Кулундинском и других лесах [1].

В бассейне реки Кондомы издавна обитал многочисленный род «шор». По его имени шорцами стали называть всех жителей верховья Томи и ее притоков Мрассу и Кондомы. Оседлые шорцы занимались выплавкой руды, кузнечным делом, охотой и земледелием. Орудия охоты у шорцев были крайне примитивными: лук, самострелы, капканы. Только с приходом русских в XVII веке у них появилось ружье, но распространение оно получило лишь к концу следующего столетия [1].

Одним из интереснейших направлений у коренных народов Сибири – это воспитание молодого поколения. Оно осуществлялось через игры, соревнования, приближенные к жизненным условиям существования в окружающей среде. К таким народным играм шорцев и телеутов относятся:

  • перетягивание палки (агаш тартыжары (телеутская), тайак, тартканы (шорская));
  • камчы (состязания с плеткой);
  • стрельба из лука (уйадан адарга (телеутская), соган адышканы (шорская));
  • таш кодурери (поднятие камня);
  • бросок камня на дальность (таш адыжары (телеутская), таш таштаганы (шорская));
  • тадар шанаба чугуруш (ходьба на национальных лыжах);
  • куреш (борьба на поясах) и др.

Все вышеперечисленное дает нам возможность обратиться к этническим корням народов нашего региона, т.е. к истории древних шорцев и телеутов.

Особенную значимость это приобретает при учебно-воспитательном процессе в общеобразовательной школе, где происходит формирование личности маленького гражданина нашей страны.

12.10.2018 года на областном педагогическом совете в г. Кемерово по заказу Департамента образования и науки было принято решение «Разработать методические рекомендации по внедрению этнорегионального компонента в общеобразовательные школы Кемеровской области». Одним из направлений рассмотрено внедрение в предметную область «Технология» и «Физическая культура» общеобразовательных школ этнорегионального компонента. Апробацию было решено провести на базе ЧОУ «Православная гимназия во имя Святителя Луки Войно-Ясенецкого» г. Новокузнецк в 5, 6 и 7 классах.

На занятиях по «Технологии» при изучении тем и изготовлении изделий этнорегиональной направленности будут рассмотрены следующие примерные теоретические вопросы:

  • 5 класс «Национальные игры коренных малочисленных народов Западной Сибири (Кузбасса)»;
  • 5 класс «История деревянного лука и его использование в современных условиях», «Технологии изготовления деревянных, металлических и комбинированных луков», «Игры и виды соревнований при стрельбе из лука»;
  • 5 класс «Виды мишеней и их назначение в играх и соревнованиях при стрельбе из лука»;
  • 5 класс «Особенности игры «Камчы» (состязания с плеткой);
  • 6 класс «Виды стрел, их назначение и технологии изготовления»;
  • 6 класс «История борьбы «Перетягивание палки (агаш тартыжары (телеутская), тайак, тартканы (шорская)), ее правила и особенности»;
  • 7 класс «История камчи, ее виды, назначение и технологии изготовления»;
  • 7 класс «Плетение камчи из кожи, кожезаменителя и веревки.

Наряду с изучением теоретических вопросов будут выполнены практические работы по изготовлению изделий этнорегиональной направленности.

Тема: «Изготовление деревянного лука» (5 класс).

Технология изготовления деревянного лука в условиях школьной мастерской:

  • выбор заготовки (порода древесины – черемуха, яблоня, дуб, кедр), разметка по заданным размерам;
  • строгание пласти плеча деревянного лука;
  • распаривание или замачивание заготовки лука (распаривание заготовки в емкости около 2 часов или замачивание в емкости 3-4 суток);
  • загибание заготовки по выбранной форме лука между деревянными клиньями (по технологии загибания концов охотничьих лыж);
  • сушка заготовки в течение 7-10 дней.

Тема: «Изготовление мишеней из фанеры для стрельбы из деревянного лука» (5 класс)

Технология изготовления мишеней из фанеры в условиях школьной мастерской:

  • выбор материала и формы мишени (белка, соболь, заяц, лиса волк, медведь);
  • разметка мишеней по трафаретам;
  • выпиливание лобзиком мишеней;
  • шлифование наждачной бумагой кромки мишеней;
  • крепление деревянной палочки на мишени для установки по месту расположения;
  • отделка мишеней (покрытие олифой и после высыхания нанесение рисунка).

Тема: «Изготовление деревянной баклуши (колышка) прямоугольной формы» (для соревнования «Камчы» (состязания с плеткой)) 5 класс.

Технология изготовления деревянной баклуши (колышка) прямоугольной формы в условиях школьной мастерской:

  • выбор материала, разметка всех сторон бруска (сечение квадрат);
  • строгание бруска по линиям разметки;
  • разметка и пиление брусков по длине;
  • отделка брусков (шлифование, покрытие лаком).

Тема: «Изготовление деревянных стрел для стрельбы из деревянного лука» (для соревнования «Соған адышқаны» (стрельба из лука)) 6 класс.

Технология изготовления стрел для стрельбы из деревянного лука в условиях школьной мастерской:

  • выбор материала, разметка заготовки бруска (сечение квадрат);
  • строгание заготовки стрелы по технологии изготовление цилиндрических деталей ручным инструментом [2];
  • изготовление углубления для тетивы, шлифование наждачной бумагой вдоль волокон, покрытие лаком;
  • изготовление оперения, наконечника и крепление их на стреле.

Тема: «Изготовление круглой палки для Шорской борьбы» (соревнования «Тайақ тартқаны» (перетягивание палки)) 6 класс.

Технология изготовления круглой палки для Шорской борьбы в условиях школьной мастерской:

  • выбор материала, разметка заготовки круглой полки по заданным размерам;
  • строгание заготовки круглой палки по технологии изготовление цилиндрических деталей ручным инструментом;
  • отделка круглой палки (шлифование наждачной бумагой вдоль волокон, покрытие лаком).

Тема: «Изготовление рукоятки камчи» (для игры «Қамчы марғық» (состязания с камчи)) 7 класс.

Технология изготовления рукоятки камчи (шорская плетка) в условиях школьной мастерской:

  • выбор материала, разметка восьмигранника, строгание по линиям разметки;
  • изготовление рукоятки камчи на токарном станке по чертежам;
  • отделка рукоятки камчи (шлифование наждачной бумагой и покрытие лаком).

Тема: «Изготовление камчи (для игры «Қамчы марғық» (состязания с камчи)) 7 класс».

Технология изготовления камчи (шорская плетка) в условиях школьной мастерской:

  • выбор материала (кожа – для плети лучше выбирать качественную говяжью кожу, так как она достаточно эластичная и мягкая, благодаря чему легче поддается обработке. Подойдут также голенища старых сапог, плащи, куртки из кожи, кожезаменитель, веревка), разметка заготовок для плетения по заданным размерам (для длины комчи в два метра необходимы заготовки длинной три метра);
  • плетение камчи (перед плетением разрежьте кожу на полосы по направлению сверху вниз. При этом книзу они должны сужаться. Таких полос должно быть от шести до двенадцати. Здесь следует учитывать, что чем больше вы сделаете полос, тем прочнее и плотнее получится комча. Кожу, которой будет оплетаться рукоятка, следует закрепить у ее основания, надежно прошив в месте крепления. Стандартную плеть плетут, используя восемь полос кожи одинаковой длины и ширины. Перед тем, как приступить к плетению, кожаные полосы следует увлажнить. В качестве увлажнителя можно использовать воск или простую воду. Технологий плетения из коженных полос достаточно много. Поэтому можно выбрать любую. Главное во время плетения надо быть внимательным и не делать ошибок, чтобы не расплетать большую длину плети. И еще важно протягивать сплетенные места для плотности.

На занятиях по «Физической культуре» при изучении тем этнорегиональной направленности будут рассмотрены следующие примерные вопросы:

  • 5 класс «Физическая зарядка по мотивам «Сказки Шапкая», «Перетягивание палки (агаш тартыжары (телеутская), тайак, тартканы (шорская))»;
  • 6 класс «Телеутские национальные игры», «Стрельба из лука (уйадан адарга (телеутская), соган адышканы (шорская))»;
  • 7 класс «Шорские национальные игры», «Қамчы марғық» (состязания с камчи)».

Вся вышеперечисленная работа запланирована на январь – февраль 2019 года. Результатом будут открытые мероприятия – соревнования «Соған адышқаны» (стрельба из лука))», «Қамчы марғық» (состязания с камчи), «Перетягивание палки (агаш тартыжары (телеутская), тайак, тартканы (шорская))», проводимые на территории Православной гимназии. Участниками будут гимназисты и все желающие гости открытых мероприятий.

Список литературы

  1. Шорцы. Историческая энциклопедия Сибири. Т. 3. [Текст] / Под ред. А. П. Деревянко. – Новосибирск, 2009. – 544 с.
  2. Симоненко, В. Д. Технология. Индустриальные технологии. 6 класс [Текст] / В. Д. Симоненко. – Жанр: Учебная литература. – Серия: Алгоритм успеха. – Вентана-Граф, 2016. – ISBN: 978-5-360-07420-5.
Теги: этнорегионального компонента, шорцы, телеуты, предметная область, технология, физическая культура, ethno-regional component, Shors, Teleuts

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация