Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕРВИСОВ WEB 2.0 ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ

Авторы: О. С. Лысова, Т. С. Морозова, Л. В. Непокрытова, Н. А. Свириденко, Н. А. Яценко
Раздел: ИТ в образовании

    Американский ученый-социолог, Э.Тоффлер выдвинул тезис, определяющий стратегическую цель образования ближайшего будущего: «Неграмотным в будущем будет не тот человек, который не умеет читать. Это будет человек, который не знает, как научиться тому, как следует учиться». В настоящее время, хотим мы этого или нет, мы все живем в информационном обществе. Информационные и коммуникационные технологии признаны во всем мире ключевыми технологиями XXI века, которые на ближайшие десятилетия будут являться залогом экономического роста государства и основным двигателем научно-технического прогресса.
Web 2.0 - это второе поколение интернет - сервисов, которые базируются на совместной работе пользователей по созданию и обмену контента. В этом смысле Web 2.0 – это Интернет, который делают его пользователи, а не отдельные «посвященные». Данные сервисы отличает простота, доступность и надёжность, возможность создавать собственный контент как индивидуально, так и коллективно, использовать собранный материал off-line и on-line. Сервисы Web 2.0 могут быть использованы для обучения: педагог с обучающимися на базе бесплатных сервисов создают новый контент, учатся. Результаты этой деятельности открыты для просмотра и изменения,  при этом осваиваются интернет - технологии.
Сервисы Web 2.0., или социальные сетевые сервисы — современные средства, сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия. Эти групповые действия включают:
  • персональные действия участников: записи мыслей, заметки и аннотирование чужих текстов, размещение мультимедийных файлов;
  • коммуникации участников между собой (мессенджеры, почта, чат, форум, конференции, вебинары).
     Как же сервисы Web 2.0 применяются педагогами нашей школы на занятиях по русскому языку и литературе?
     Познакомившись с методом ментальных карт, мы пришли к выводу, что это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации мыслей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и т.д. Это не традиционный, но естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.
     Mindmapping - метод ментальных карт (интеллект-карт) позволяет значительно улучшить интеллектуальную функцию собственного мозга путем перехода с линейного представления информации к радиальному.
     Ментальные карты – это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме.
     Их можно использовать, чтобы «застенографировать» те мысли и идеи, которые проносятся в голове, когда вы размышляете над какой-либо задачей.
И наоборот, ментальные карты позволяют так оформить информацию, что мозг легко ее воспримет, ибо информация записана на «языке мозга».
Конечно, наш мозг можно заставить думать неестественным для него образом (в виде таблиц, списков, обычного текста и т.д.), тогда процесс мышления будет лучше отображаться именно в виде таблиц, списков, текста.
Но если нашему мозгу позволить думать на естественном для него языке, то именно ментальные карты будут наиболее подходящим и точным инструментом, отражающим то, что происходит в нашей голове.
     Концепцию ментальных карт впервые ввел Тони Бьюзен (Tony Buzan), когда, будучи студентом, искал способы заставить свой мозг работать более эффективно. Интеллект-карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.
     Важно отметить, что интеллект-карта является, прежде всего, техникой мышления, а не способом фиксации результата, т.е. самое главное - это процесс получения нового знания.
     Идея базируется на том известном факте, что левое и правое полушария нашего мозга работают по - разному.
Бьюзен предложил действовать следующим образом:
-  Вместо линейной записи использовать радиальную. Это значит, что главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа. То есть действительно в фокусе внимания.
-  Записывать не всё подряд, а только ключевые слова. В качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова.
-  Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы. Связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими. Ассоциации, которые, как известно, очень способствуют запоминанию, могут подкрепляться символическими рисунками.
Ментальные карты помогают синхронизировать разные способы обработки информации.
      Карты знаний хорошо «работают» на этапе актуализации знаний, в ходе самостоятельной работы с учебником, при проверке первичного усвоения, в ходе работы над проектом.
      Очень удобно их составлять и ими пользоваться. Сначала мы со своими учениками при построении Ментальных карт пользовались  только карандашом и бумагой. Но прогресс не стоит на месте, и с развитием информационно-коммуникационных технологий появляется все больше возможностей организовывать данный вид работы. Следующим этапом после карандаша и бумаги были различные компьютерные приложения для создания интеллект- карт (такие как Paint, MSWord, PowerPoint, SmartNotebook). А теперь, с активным внедрением технологий web 2.0, появилась возможность создавать их на совершенно новом уровне с гораздо большей эффективностью.
     Существует множество различных on-line сервисов по созданию ментальных карт, но на наш взгляд, одним из лучших, на данный момент, является сервис Mindomo, который позволяет коллективно работать с ними в режиме онлайн.
     Сервис для создания ментальных карт Mindomo позволяет создавать очень красочные карты, содержащие фотографии, рисунки, звук, видео; можно добавлять ссылки.

     Итак, если выйти на сайт www.mindomo.com и пройти несложную процедуру регистрации, можно создавать  ментальную карту. В открывшемся поле появится главный топик с названием карты (рисунок 1), после этого у вас есть возможность форматировать карту, добавляя различные заметки. У пользователя есть возможность добавлять различные топики, форматировать текст, выбирать тему оформления карты, выбирать стиль связей, объединять тему карты границами. Пример готовой карты представлен на рисунке 2.

     Этот сервис дает пользователю следующие возможности:

- совместно редактировать карты;

-  предложить для обсуждения свой вариант, пригласив пользователей по e-mail;

- использовать значки, цвета и стили;

- просматривать заметки, ссылки и задачи;

- перемещать объекты мышью.

     Данный сервис дает дополнительные возможности еще и в случае одновременной работе в группе.

     К основным особенностям сервиса Mindomo относятся:

- неограниченное число одновременных пользователей;

- мгновенные изменения видны всем пользователям;

- комментарии и возможность голосований и оценок идей и предложений;

- возможность создания архива  чата;

- получение уведомления по электронной почте о смене карты;

- автосохранение, откат;

- онлайн и офлайн синхронизация.

     Таким образом, Web 2.0 – это наиболее эффективный сетевой проект, дающий неограниченные возможности для создания ментальных карт.

 

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация