МАТЕРИАЛЬНО-ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Раздел: Теория и методика преподавания общетехнических дисциплин

Журнал: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Часть 2

26 февраля 2019 г.

Авторы: Коткин Сергей Дмитриевич , Кузнецов Сергей Валентинович

УДК 37.016:[62+64]

С. Д. Коткин, С. В. Кузнецов

S. D. Kotkin, S. V. Kuznetsov

Коткин Сергей Дмитриевич, к.п.н., доцент кафедры информатики и общетехнических дисциплин, Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета, г. Новокузнецк.

Кузнецов Сергей Валентинович, методист, МБУ ДО «Дом творчества "Вектор"», г. Новокузнецк.

Kotkin Sergey Dmitrievich, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Informatics and all-technical disciplines, Novokuznetsk branch institute of the Kemerovo state university, Novokuznetsk.

Kuznetsov Sergey Valentynovich, Methodist of the municipal budgetary institution of additional education «House of Creativity "Vector"», Novokuznetsk.

МАТЕРИАЛЬНО-ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

MATERIAL AND SUBSTANTIVE ACTIVITIES IN TECHNOLOGY LESSONS AS A BASIS FOR PERSONAL DEVELOPMENT

Аннотация. В статье рассматривается необходимость физического труда для развития умственных действий и целостного развития личности. Отстаивается точка зрения, что в основе любой умственной деятельности должна быть материальная деятельность с материальным продуктом, построенная на материализованной модели действия.

Abstract. The article discusses the need for manual work for the development of mental actions and the holistic development of the individual. It defended the view that the basis of all mental activity to be material activity with a tangible product, built on the model of action materialized.

Ключевые слова: материализованные действия, предмет, технология, теория поэтапного формирования умственных действий.

Keywords: materialized action, technology, subject, theory of stage formation of mental actions.

 

Одной из функций образования является обеспечение экономического развития общества. И следствием данной функции является кризис образования в условиях кризиса экономики, так как потребности общества в образованных специалистах в этом случае снижаются. То есть образуется контур положительной обратной связи, так как кризис образования в свою очередь снижает возможности для начала экономического роста. Но улучшения в материальной (экономической) и социальной сферах жизни общество смогут осуществить только образованные люди.

Одним из проявлений кризиса образования является широкое внедрение компьютерной техники, «работа с новыми технологиями», и ликвидация ручной составляющей труда. Такой подход привлекателен для чиновников от образования, так как в недалеком прошлом компьютеры были технологической новинкой, доступной немногим, что позволяет создать видимость роста материального оснащения школы при фактическом сокращении финансирования за счет частичной или, местами, полной замены учебной деятельности с использованием материальных дидактических средств виртуальными эмуляторами. Следствием же вытеснения из образования «материальной части» является возникновение дефектов в мыслительной сфере, что объясняется теми этапами, которые характеризуют развитие мышления. В первую очередь у ребенка развивается наглядно-действенное мышление. Если возникают дефекты развития наглядно-действенного мышления, то это неизбежно вызывает подобные дефекты на более высоких уровнях. Этот тип мышления является необходимым фундаментом для формирования наглядно-образного мышления. И только после того как человек «наработается ручками» он сможет то же самое представить во внутреннем плане. А именно это является основой абстрактно-логического мышления, ибо каждой логической операции есть аналог в предметной деятельности, и если этот аналог не освоен в материальной деятельности, то логическая операция «в уме» становится тоже невозможной.

Чрезмерная виртуализация образования ведет к тому, что образы, создаваемые в интеллектуальной сфере обучающегося, являются не моделями реальности, в которой он живет, а моделями виртуальной реальности, предложенной ему системой модного образования и никак не связаны с реальным миром. Отсюда идет непонимание событий, которые происходят с ним в жизни, приводящее к некритическому (интроективному) усвоению предлагаемой ему информации или, наоборот, возникновению некритического нигилизма – отрицания всего без достаточных к тому оснований. И трудовое обучение в школе может и должно исправить этот перекос.

В философии образования существуют две противоположные позиции. Первая, ведущая свое начало от Аристотеля – материалистическая, согласно которой ничего нету в психике человека, чего не было изначально в предметной деятельности человека. Очевидно, что согласно этой концепции базовыми курсами обучения, при любых поставленных целях и задачах, должны быть физическая культура и трудовое обучения.

Вторая, идеалистическая, уходящая своими корнями в философию Сократа, утверждает первичность идеального над материальным. При том, что на основе этой позиции в истории образования было осуществлено ряд блестящих экспериментов, данное направление слабо формализуется (стандартизируется) и ее применение в современной России крайне проблематично.

Были попытки объединить эти две позиции. Одной из удачных можно признать философский конструктивизм, согласно которой материальное и идеальной развиваются в их взаимодействии.

В образовательных технологиях наиболее четко эта позиция проявилась в технологиях, разработанных на основе теорий Л. С. Выготского и П. Я. Гальперина [1, 2, 3]. Хотя сами авторы формально стояли на чисто материалистических позициях.

Рассмотрим идею Гальперина с позиции конструктивизма. В основе обучения (по Гальперину) лежит ориентировочная основа деятельности (ООД), которая создается психологами и педагогами на основе успешной деятельности эксперта. Таким образом, ООД является идеальной моделью реальной деятельности. Эта модель предъявляется ученику: даются объяснения как ей пользоваться при выполнении поставленных задач. Затем идет предметная деятельность обучающегося с опорой на ООД. Получается, что сознание обучающегося вмещает в себя и собственную предметную деятельность и ее идеальную модель, представленную ООД. На первом этапе обучения «связующим мостиком» между предметной деятельностью и ее моделью является громкий проговор всего, что делает обучающийся. Таким образом, учебная активность направляется не только на выработку навыка, но и на осознание его. В ходе этого процесса взаимно улучшаются и деятельность и ее модель.

В зарубежной педагогике идея обучения на основе ориентировочной основе деятельности была несколько раз переизобретена. Одним из таких «изобретений велосипеда» стал метод направляющего текста [4]. Суть его заключается в том, что обучающемуся дается текст-инструкция, описывающий объект / предмет деятельности, выполняемые операции, результаты выполняемых операций. Обучающийся решает предложенные ему задачи, опираясь на направляющий текст. В случае затруднений, он обращается за консультацией педагога. Данный метод успешно реализует идеологическую установку на повышение самостоятельность обучающихся. Кроме того, при данном методе объект / предмет, цель деятельности становятся общими и для учителя, и для ученика, что обеспечивает их успешное взаимодействие. Данный метод с недавнего времени стал применяться и в отечественном профессиональном образовании. О его применении в общем образовании, и в частности на уроках технологии в школе нам не известно.

Очевидно, что при той нагрузке современного российского учителя, невозможно в одиночку разработать полноценный курс с применением материализованных ООД (в том числе и направляющих текстов). Но если создать банк таких ООД, так чтобы думающие учителя могли размещать в нем свои идеи, разработки, данные об экспериментальных проверках, комментарии и т.д., то за два-три года может получиться хорошая саморазвивающаяся методическая система разностороннего развития личности обучающихся на уроках технологии.

Список литературы

  1. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций: из неопубликованных трудов [Текст]. / Л. С. Выготский // Под ред. А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Б. М. Теплова. – М. : Изд-во Академии педагогических наук, 1960. – 492 с.
  2. Гальперин, П. Я. Психология как объективная наука [Текст]. / П. Я. Гальперин. // Под ред. А. И. Подольского. – М. : Издательство «Институт практической психологии», Воронеж : НПО «МОДЭК», 1998. – 480 с.
  3. Гальперин, П. Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов [Текст]. / П. Я. Гальперин. – 4-е изд. – М. : «Книжный дом «Университет», 2002. – 336 с.
  4. Раимбекова, Г. К. Современные инновационные технологии в школьном образовании [Текст]. / Г. К. Раимбекова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). – Краснодар : Новация, 2016. – С. 179-183.
PDF