ФОРМИРОВАНИЕ ОТКРЫТОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В УСЛОВИЯХ ФГОС
Раздел: Проблемы и перспективы современного образования в предметных областях «Физика» и «Технология»
Журнал: Материалы III Международной очно-заочной научно-практической конференции. Часть 1
27 марта 2019 г.
Авторы: Чужданова Екатерина Николаевна
УДК 373.5.016:53
Е. Н. Чужданова
E. N. Chuzhdanova
Чужданова Екатерина Николаевна, преподаватель физики высшей квалификационной категории, ФГКОУ «Аксайский Данилы Ефремова казачий кадетский корпус» МО РФ, студентка 3 курса аспирантуры «Академии педагогики и психологии ЮФУ», п. Рассвет.
Chuzhdanova Ekaterina Nikolaevna, a teacher of physics of the highest qualification category, Aksaysky Danila Efremova Cossack Cadet Corps, Russian Ministry of Defense, 3-year postgraduate student at the Academy of Pedagogy and Psychology, South Federal University, Rassvet village.
ФОРМИРОВАНИЕ ОТКРЫТОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В УСЛОВИЯХ ФГОС
FORMATION OF OPEN INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT AT PHYSICAL LESSONS IN THE GEF DEPARTMENTS
Аннотация. Автор статьи исследует психолого-педагогические особенности создания открытой информационно-образовательной среды.
Annotation. The author of the article explores the psychological and pedagogical features of creating an open information and educational environment.
Ключевые слова: информационно-образовательная среда, ФГОС, межпредметные связи.
Keywords: information-educational environment, GEF, interdisciplinary communication.
Принципиальным отличием новых образовательных стандартов является ориентация на результат образования. Необходимым элементом системы образования становится формирование образовательной среды, способной обеспечить переход от трансляции готового знания к развитию продуктивного мышления, интеллекта учащихся. В результате самостоятельной деятельности, в созданной учителем информационно-образовательной среде, ученик всегда будет иметь личный опыт решения задач, собственные результаты, а также будет знать и сможет сопоставить со своим опытом общекультурные достижения, тем самым осваивая и их также, но уже через сопоставление со своим опытом.
- Новые технологии фактически формируют новые условия развития образования.
- Стремительный рост информационно-ресурсной базы.
- Свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам.
- Дистанционность.
- Мобильность.
- Возможность формирования социальных образовательных сетей и образовательных сообществ.
- Интерактивность.
- Возможность моделирования и анимирования различных процессов и явлений.
Все это является актуальным в реализации качественного физического образования в школе, как основы научных знаний о природе, процессах, происходящих в ней, и технического естественнонаучного мышления.
Для проектирования информационно-образовательной среды (ИОС) в корпусе сложились все материально технические возможности – ноутбуки, интерактивный моноблок, цифровое лабораторное оборудование и т. д.
Под ИОС урока я понимаю систематизированный набор учебно-методических, организационных, информационных, технических условий, направленный на участников образовательного процесса. Связать все технические ресурсы мне помогла технология обучения «1 ученик – 1 компьютер». Идея этой технологии в том, что у каждого учащегося имеется персональный компьютер, связанный с компьютером учителя посредством беспроводной сети. И учитель с помощью дополнительной программы может контролировать и совместно работать с каждым учеников или группой, не отходя от своего рабочего места. Для отработки базовых навыков я использую интерактивные тренажеры или тесты. Кадеты решают задание на тренажере, компьютер проверяет, при неправильном ответе мы уже индивидуально обсуждаем ошибку. Тесты я активно использую при проверке знаний, это удобно, практично, быстро, интересно детям; и еще, что не маловажно – при решении задач нужно правильно записывать ответ, как на экзаменах, это дисциплинирует ребят и готовит к итоговой аттестации. Конечно, важна объективность оценки, тут уж у ребят никаких обид, что заработали, то и получили.
Когда возникает необходимость быстро организовать какую-то общую работу, например, расставить направление сил или провести рефлексию, то мы с кадетами используем функцию общей работы. Кадеты на своих местах выполняют поставленное задание. Видят общий результат. Не нужно тратить время, но то, чтобы каждый вышел к доске, что позволяет оптимизировать учебный процесс. При работе с цифровыми лабораториями появилась возможность быстро получить и обработать точную информацию, сравнить полученные данные, сделать выводы [1].
Комбинируя те или иные возможности на одном уроке, получается создать ИОС урока, которая позволяет:
- увеличить возможности выбора средств, форм и темпа изучения образовательных областей;
- обеспечить доступ к разнообразной информации из лучших библиотек, музеев; дать возможность слушать лекции ведущих учёных и задавать им вопросы, принимать участие в работе виртуальных школ;
- повысить интерес учащихся к изучаемым предметам за счёт наглядности, занимательности, интерактивной формы представления учебного материала, усиления межпредметных связей;
- повысить мотивацию самостоятельного обучения, развития критического мышления;
- активнее использовать методы взаимообучения (обсуждение учебных проблем на форумах, в чатах, оперативное получение подсказок);
- развивать учебную инициативу, способности и интересы учащихся;
- создавать установку на непрерывное образование в течение жизни [2].
Создание ИОС каждым учителем открывает широкие возможности для построения учебного процесса, учитывающего индивидуальные возможности и склонности обучающихся, их включения в самостоятельную исследовательскую деятельность, что, в свою очередь, способствует созданию условий для максимальной реализации каждого.
Список литературы
- Диденко, С. С. Информационно-образовательная среда на уроках физики [Электронный ресурс]. / С. С. Диденко. – Режим доступа : https://toipkro.ru/departments/423.
- Кечиев, Л. Н. Подготовка учебных материалов для включения в состав информационно-образовательной среды [Текст]. / Л. Н. Кечиев, Г. П. Путилов, С. Р. Тумковский. – М. : МГИЭМ, 1999.