ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Раздел: Научно-практическая работа студентов педагогического вуза

Журнал: Научно-практическая деятельность студентов педагогического вуза

13 июня 2012 г.

Авторы: Кузнецова Марина Сергеевна

М. С. Кузнецова

Научный руководитель: Густяхина Вера Петровна

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Перед учителем нередко встает вопрос о мотивации ребенка к изучаемому предмету. Сегодня обучающиеся все чаще общаются с компьютером, и по видимости, нет необходимости мотивировать на обучение информатике. Но это далеко не так! Интернет, игры онлайн, и другие различные развлечения заполоняют пространство детей. Последнее время только и говорят о компьютерной и Интернет зависимости. Именно поэтому обучающиеся, не находя практического применения компьютеру, могут выбрать профильный или другой предмет, что больше порадует, или в крайнем случае совсем отказаться от обучения. Формирование интереса к изучению информатики можно сформировать с помощью некоторых методов обучения. Одним из таких привлекательных методов является метод проектов.

Метод проектов представляет собой практическое применение теоретических знаний, развитие учащихся в деятельности, а также достижение поставленной цели. Можно с уверенностью утверждать, что именно метод проектов может создать ситуацию успеха, которая привлечет внимание учеников к профилю информатики. Также здесь рассматривается дополнительный ряд преимуществ метода проектов: коммуникативные навыки, умение работать в команде, творческий подход к исходу ситуации, стремление самостоятельно находить пути решения, анализировать и оценивать свою работу.

Метод, несомненно, преимущественный, только в том случае, если учитель не оставляет учащихся одних. Самостоятельность – отличное качество, но главная задача учителя – мотивация к обучению. Если вовремя не направлять учеников на продуктивную деятельность, ситуация успеха не свершится. При этом учитель выступает как союзник, консультант, но не диктатор, предоставляя учащимся возможность выбора. Ситуация может развиваться совершенно по-разному, в зависимости от уровня знаний и степени психологической готовности работать автономно.

Впервые применяя метод проектов в определенном классе, встает проблема правильной подачи данного рода обучения. Детям нужно дать четкое понятие о проекте и о предстоящей работе, т.к. они должны понимать, что, зачем они делают и где этому можно найти применение. Индивидуально в каждом классе рассматриваются вопросы о требованиях к процессу и результату работы. Будет ли это самостоятельный проект одного ученика, всего класса или отдельной группы учащихся из 2-5 человек. Учителю необходимо заранее подготовить темы проектов, необходимые ресурсы, последовательность этапов и расчет времени работы. Учитель должен быть готов к тому, что результаты могут быть абсолютно непредсказуемы, в позитивном и негативном смысле. Именно поэтому ученикам необходимо напоминать, что в последствии будет проходить анализ и оценивание себя и своих коллег. Когда дети уже прошли через данный метод, можно усложнять задачу, в случае сознательности учащихся и ответственности перед последующим проектом.

Для осуществления данного метода на первом уроке предложения проектов, необходимы секретари, фиксирующие процесс и результаты. Проект подразумевает последовательность работы, поэтому рассмотрим этапы метода проектов, как общего случая на уроке информатики:

1.     Предложение тем/вопросов проекта. Впервые применяя метод проектов, не стоит рассчитывать на сознательность учащихся, предложить им уже готовые темы, и направить на верность поставленного выбора, учитывая сложность темы и уровень учащихся. В последствии уже можно будет применять метод мозгового штурма, расширяя спектр выбора для учеников. Примерное время: 10-15 мин.

2.     Выбор ресурсов и методов для работы. Опрос, анализ литературы и другие всем известные методы могут здесь применяться, учитывая ресурсы школы и возможность их применения к данной теме. Именно на этом этапе учащиеся разрабатывают свою последовательность работы, задавая вопросы учителю. Именно здесь учитель проговаривает требования к проекту. Этап: 20-30 мин. После первого урока ученики уходят уже с осмыслением о том, что они будут делать.

3.     Непосредственно работа над проектом. Учащимся необходимо предоставить нужное количество уроков для работы, учитывая, что процесс будет происходить только на уроках. Хотя домашнее задание в рамках проектирования нужно рассматривать индивидуально с группой. В целом работа длится около двух недель. В зависимости от сложности можно продлить до трех недель. Больше времени давать нельзя, поскольку учащиеся теряют интерес.

4.     Подготовка к защите проекта и непосредственно защита проекта. На этот этап может быть отведено два урока в один день, зависит от количества проектов. Все материалы должны быть заранее подготовлены и обсуждены с учителем.

5.     Анализ и оценка проектов. Важно чтобы учащиеся самостоятельно начали анализировать именно собственную работу. Учитель должен правильно задавать вопросы при анализе. Оценивание результатов только после анализа процесса и результата.

Метод проектов очень привлекателен, но когда учитель берется за его использование, вытекает множество недочетов. Если глубоко изучить все нюансы метода, и внимательно подходить к каждому вопросу учащихся, то возможность успеха, как учеников, так и учителя гарантирована.

PDF