Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ «МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ»

Автор: Н. Н. Кинев
Раздел: Разработка и применение информационных систем в образовательной практике

УДК 004.9:371.121

Н. Н. Кинев

N. N. Kinev

Кинев Николай Николаевич, студент 5 курса, НФИ КемГУ, г. Новокузнецк.

Kinev Nikolay Nikolaevich, 5th year student, Novokuznetsk Institute (branch) «Kemerovo State University», Novokuznetsk.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ «МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ»

DESIGN AND IMPLEMENTATION OF THE INFORMATION SYSTEM «METHODICAL ASSOCIATION OF TEACHERS»

Аннотация. Проектирование и реализация информационной системы методического объединения учителей является специфическим объектом оценки. В обзоре рассматриваются созданная мною информационная система, её определение, сфера применения, целевое назначение, функциональные возможности, польза и актуальность для образовательного учреждения. Описан результат создания информационной системы, её возможности применения на практике.

Annotation. The design and implementation of the information system of the methodical association of teachers is a specific object of evaluation. The review examines the information system created by me, its definition, scope, purpose, functionality, benefits and relevance for an educational institution. The result of creating an information system, its application in practice is described.

Ключевые слова: программное обеспечение, методическое объединение учителей, адаптация к профессиональной деятельности, конкуренция.

Keywords: software, methodical association of teachers, adaptation to professional activities, competition.

Современный период развития общества можно обозначить как этап информатизации. Информатизация образовательного учреждения – внедрение информационных технологий во все виды учебной деятельности: подготовка преподавателей к эффективному использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; информационные технологии в образовательном процессе; информационные технологии в методических объединениях учителей [1].

Цель современных образовательных учреждений – это создание единого информационного пространства, позволяющего осуществлять полное информационное обеспечение учебно-воспитательной и управленческой деятельности учебного учреждения, работающей на социализацию и адаптацию учащихся в современном обществе.

Использование информационных технологий в организации деятельности методического объединения учителей явление очень редкое и нераспространенное. В большинстве случаев они не упорядочены и не систематизированы. Обозначенная ситуация свидетельствует актуальность и социальную значимость выбранной темы «Методическое объединение учителей», ставит передо мной определенные цели и задачи, способствует выбору объекта, предмета и базы исследования, а также методов сбора и обработки информации в организации дополнительного образования [2].

Главные проблемы:

  • отсутствие информационной системы для методического объединения учителей;
  • замена бумажных технологий на обработку информации её электронным аналогом.

Цель выпускной квалификационной работы:

  • проектирование и реализация информационной системы методического объединения учителей.

Для достижения цели, поставленной в выпускной квалификационной работе, были определены следующие задачи:

  • провести анализ предметной области, определить назначение и функциональные возможности проектируемой системы методического объединения учителей;
  • рассмотреть СУБД Microsoft Access как средство реализации информационной системы методического объединения учителей;
  • спроектировать информационную систему «методическое объединение учителей»;
  • разработать информационную систему «Методическое объединение учителей»;
  • создать дистанционный обучающий курс «Руководство пользователя ИС методическое объединение учителей» с помощью GoogleClassroom.

Важнейшие принципы методической работы в школе:

  1. Связь с жизнью, актуальность.
  2. Научность методической работы.
  3. Системность методической работы. Этот принцип требует подхода к методической работе как целостной системе, оптимальность которой зависит прежде всего от единства цели, задач, содержания, форм и методов работы с учителями, от направленности на высокие конечные результаты. Поскольку социальным системам органически присуще управление, принцип системности подразумевает управляемость, планомерность всей методической работы. [3]
  4. Комплексный характер методической работы. Этот принцип предусматривает единство и взаимосвязь всех сторон и направлений повышения квалификации учителей (по вопросам частной методики, дидактики и теории воспитания, психологии и физиологии, педагогической этики и развития общей культуры и т. п.) [4].
  5. Систематичность, последовательность, преемственность, непрерывность. Данные принципы предусматривают охват учителей разными формами методической работы в течение всего учебного года, превращение методической работы в часть системы непрерывного образования. В то же время идея массовости не означает увлечения массовыми формами работы в ущерб групповым и индивидуальным.
  6. Творческий характер методической работы, максимальная активизация учителей. Этот принцип предполагает творческий характер самой методической работы, создание в каждой школе своей собственной системы работы с учителями, обеспечивающей действенное стимулирование творческих поисков учителей.
  7. Конкретность методической работы, учет особенностей конкретной школы, учителя, дифференцированный подход к учителям.
  8. Единство теории и практики при всей практической направленности методической работы.
  9. Оперативность, гибкость, мобильность методической работы. Творческая сущность методической работы в условиях динамического роста школьной жизни, постоянной смены обстановки, усложнения решаемых проблем требует умения оперативно и гибко реагировать на все изменения, перестраивать в случае необходимости систему методической работы [5].
  10. Коллективный характер методической работы при разумном сочетании общешкольных, групповых и индивидуальных, формальных и неформальных, обязательных и добровольных форм и видов методической работы и самообразования учителей.
  11. Создание благоприятных условий для эффективной методической работы, творческих поисков учителей.

Функции методического объединения:

  1. Осмысление социального заказа, важнейших требований общества и государства к школе, а также конкретных программно-методических требований, приказов и инструкций вышестоящих органов народного образования, их своевременное и правильное доведение до каждого работника [6].
  2. Внедрение достижений передового педагогического опыта, опыта педагогов-новаторов (результатам этой функции: является освоение лучшего опыта в работе учителей данной школы).
  3. Внедрение и использование достижений и рекомендаций психолого-педагогической науки (результатом действия этой функции является повышение научного и методического уровня учебно-воспитательной работы, рост ее наукоёмкости, обогащение педагогической культуры учителей).
  4. Распространение за рамки школы лучшего опыта, созданного внутри данной школы (эта функция, которая часто недооценивается в практике, на самом деле очень важна, тем более, что выход опыта учителей за рамки одной школы является очень сильным стимулом их дальнейшего творческого роста).

Без реализации первой группы функций невозможно успешное осуществление всех остальных, так как ни одна школа не может работать успешно, не освоив существующих программных требований и нормативных целей, не зная достижений науки и передового опыта, созданного другими педагогами.

Ко второй группе функций методической работы относятся следующие:

  1. консолидация, сплочение педагогического коллектива, превращение его в коллектив единомышленников;
  2. выработка единого педагогического кредо, общих ценностей, традиций, ритуалов и т. п.;
  3. анализ конкретного учебно-воспитательного процесса и его результатов, изменений в уровне знаний, умений, навыков, воспитанности и развитости школьников;
  4. предупреждение и преодоление недостатков и затруднений в педагогической деятельности учителей и воспитателей;
  5. выявление, обобщение и распространение внутри школьного передового опыта, обмен ценными педагогическими находками;
  6. предупреждение и преодоление формализма и перегрузки в педагогической деятельности;
  7. стимулирование массового педагогического творчества и инициативы учителей и воспитателей;
  8. приобщение коллектива к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе по актуальным проблемам школы, к участию и целенаправленному созданию нового опыта по таким проблемам.
  9. совершенствование, обогащение знаний педагогов (имеются в виду знания, различные по содержанию: предметные, частном методические, дидактические, воспитательные, психологические, этические и т. д.);
  10. развитие мировоззрения, профессионально-ценностных ориентации, убеждений;
  11. развитие мотивов творческой деятельности (выявление и развитие важнейших мотивов педагогического творчества: любви к детям, увлеченности предметом, потребности в самореализации и т. д.);
  12. развитие устойчивых идейно-нравственных качеств личности;
  13. развитие современного, диалектического стиля педагогического мышления, таких его черт, как системность, конкретность, гибкость, экономичность, чувство меры и т. д.;
  14. Развитие профессиональных навыков, педагогической техники, исполнительского мастерства;
  15. развитие культуры эмоций и волевых проявлений учителя, саморегуляции деятельности;
  16. формирование готовности к профессиональному самообразованию, самосовершенствованию [6].

В последнее время в образовательных учреждениях считается актуальным использование информационных технологий во всех видах учебной деятельности. С этой задачей успешно справляются персональные компьютеры, в которых установлено необходимое программное обеспечение.

Целью было спроектировать информационную систему методического объединения учителей. В ходе исследования были рассмотрены задачи, связанные с деятельностью методических объединений учителей.

В результате созданной и апробированной информационной системы для преподавателя дополнительного образования в учебном заведении был обнаружен ряд положительных моментов, одним из которых является увеличение скорости обработки данных, что позволило экономить время, делать быстрее ход рабочего процесса, уменьшить число накопленных и необработанных вовремя данных, больше уделять времени различным мероприятиям.

Список литературы

  1. Педагогика профессионального образования [Текст]. – М. : Academia, 2008. – 368 c.
  2. Смирнов, В. И. Общая педагогика [Текст]. / В. И. Смирнов. – М. : Логос, 2002. – 304 c.
  3. Хрестоматия по педагогической психологии [Текст]. – М. : Международная педагогическая академия, 2014. – 416 c.
  4. Андреева, Л. Г. Методическое объединение учителей физической культуры и ОБЖ. Организация работы, рекомендации [Текст]. / Л. Г. Андреева. – М. : Учитель, 2011. – 23 c.
  5. Положение о методическом объединении учреждений образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://sch1.kobrin.edu.by/ru/main.aspx?guid=2361.
  6. Методические рекомендации для руководителей школьных методических объединений учителей-предметников [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://pandia.ru/text/78/249/86050.php.
Теги: программное обеспечение, методическое объединение учителей, адаптация к профессиональной деятельности, конкуренция, software, methodical association of teachers, adaptation to professional activities, competition

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация