Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Автор: И. М. Чеботарева
Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании

УДК 004:[373.5.016:51]

И. М. Чеботарева

I. M. Chebotareva

Чеботарева Ирина Михайловна, учитель математики, Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Копёнкинская средняя общеобразовательная школа», Россошанский муниципальный район, Воронежская область.

Chebotareva Irina Mikhailovna, teacher of mathematics at the Municipal Public Educational Establishment «Kopyonkino Secondary School» of the Rossoshansky Municipal District, Voronezh Region.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ICT USAGE ON MATHEMATICS LESSONS

Аннотация. Тема, затронутая в статье, раскрывает особенности применения ИКТ на уроках математики в среднем и старшем звене, приводятся примеры использования на уроках программы «Graph».

Annotation. The topic touched upon in the article reveals the peculiarities of ICT use at the middle and senior mathematics lessons, gives examples of the use at the lessons of the program «Graph».

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, программа Graph, функция.

Keywords: information and communication technologies, program Graph, function.

Современное образование в условиях ФГОС требует от педагога модернизации его информационной культуры. Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития педагога.

Главным современным устройствами ИКТ являются компьютер, проектор, экран. Практика преподавания такова, что использовать компьютер, как персональное средство обучения математики не представляется возможным в силу объективных причин. Для эффективного использования ИКТ необходимо продумывать этапы урока так, чтобы это было уместно и рационально, при этом урок должен нести образовательную нагрузку. Использование информационных технологий не должно сводиться к тому, чтобы просто разнообразить урок и заинтересовать учащихся, это должна быть осознанная работа по расширению метапредметных умений [1]. Применение ИКТ даёт возможность учителю сократить время на изучении материала за счёт наглядности и быстроты выполнения работы, проверки домашнего задания, подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, проведение исследований, виртуальных путешествий.

В сельской школе в арсенале учителя: презентация и ЭОР, программное обеспечение. Поэтому в настоящее время актуальными являются вопросы, связанные с определением качества содержания предлагаемых ресурсов и применением средств ИКТ в профессиональной деятельности. Из программных средств, входящих в состав офисных пакетов прикладных программ, в преподавании математики наиболее часто применяются средство для создания презентаций MS PowerPoint. Презентации, разработанные самостоятельно, наиболее доступная для учителя технология, ведь она является как бы «планом» урока, задает его логическую структуру.

Одной из ведущих линий школьного курса алгебры является функциональная линия. В средней школе учащиеся знакомятся с понятиями функции, графиками функций, способами задания, изучают некоторые элементарные функции. Гораздо чаще приходится иметь дело с элементарными функциями, полученными из основных при помощи различных преобразований. Графики таких функций можно строить, применяя геометрические преобразования к графикам соответствующих основных элементарных функций (или переходить к новой системе координат). Перед учителем возникает проблема, как создать наиболее эффективную презентацию, показать динамику преобразования? Поэтому предлагаю опыт работы именно с программным обеспечением, а точнее с программой «Graph».

Данная программа предназначена для построения графиков различных функций в системе координат, а также позволяет их скопировать в другие программы как обычное изображение. Поэтому были выбраны следующие направления работы с данной программой: практическое построение во время урока; работа с фиксированными изображениями, созданными учителем; создание творческих и исследовательских проектов. Хотелось бы отметить преимущества работы с этой программой: легкость, простота, функциональность; построение графиков функций в одном окне, каждый график разного цвета; оптимизация учебного процесса. Графики, построенные с помощью программы «Graph» можно использовать на различных этапах урока: во время устной работы, изучения новой темы, при повторении, систематизации и обобщении изученной темы, при проверке учащимися домашних и самостоятельных работ, выполнение творческих заданий. Возможность быстро строить графики функций учителем и детьми способствует развитию познавательных интересов учащихся и активизирует их деятельность. Применение данной программы позволяет глубже и нагляднее раскрыть следующие темы: взаимное расположение графиков линейных функций; графический способ решения системы линейных уравнений; графический способ решения уравнений; построение графика квадратичной функции; графический способ решения систем уравнений и неравенств, построения графика модульной функции.

Пример задания по теме «Взаимное расположение графиков линейных функций».

  1. Постройте графики функций: y = 4х – 2; у = 4х + 3; у = 6х – 4, у = 2х – 4.
  2. Запишите, каково взаимное расположение графиков функций.
  3. Сделайте вывод о взаимном расположении графиков функций и коэффициентах k и b.
  4. Приведите примеры. Данное задание учащиеся выполняют в парах, а приведенные примеры строят на уроке с помощью программа «Graph» и формулируют общий вывод.

Пример задания по теме «Квадратичная функция».

Постройте графики функций, с помощью преобразований: у = (х – 4)² – 1, у = х² + 4, у = – (х + 4)², у = -х² – 2. Поверка выполняется с помощью фиксированного изображения выведенного на экран, затем по готовыми графикам необходимо задать функции.

Выполнение исследовательских проектов по теме «Графика и графики» стало бы невозможным без этой программы. Были нарисованы рисунки с помощью графиков функций, затем заданы с помощью формул и построенные с помощью программы «Graph» (рис. 1).

Использование информационных технологий способствует повышению качества знаний, расширяет горизонты математики. Преподаватель, стремящийся к внедрению новых технологий и программам, имеет уникальную возможность сделать процесс обучения более наглядным и динамичным.

Список литературы

  1. Богомолова, О. Роль информационно-коммуникационных технологий на уроках математики [Электронный ресурс]. / О. Богомолова // Математика : учебно-методическая газета. – 2010. – № 22(48) ноябрь. – Режим доступа : https://edu-lib.com/periodika/dlya-uchiteley-i-uchashhihsya/matematika-v-shkole/matematika-uchebno-metodicheskaya-gazeta-22-2010-onlayn (дата обращения : 31.01.2019).
Теги: информационно-коммуникационные технологии, программа, Graph, функция, information and communication technologies, program, function

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация