Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

УЧЕБНЫЕ СЕТЕВЫЕ ПРОЕКТЫ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Авторы: Е. Г. Путина, О. В. Фурина
Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании

УДК 004:[373.5.016:51]

О. В. Фурина, Е. Г. Путина

O. V. Furina, E. G. Putina

Фурина Ольга Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ «Лицей № 34», г. Новокузнецк.

Путина Елена Геннадьевна, «Почётный работник общего образования РФ», учитель начальных классов, МБОУ «Лицей № 34», г. Новокузнецк.

Furina Olga Viktorovna, primary school teacher, MBEI «Lyceum No. 34, Novokuznetsk.

Putina Elena Gennadievna, «Honorary Worker of the General Education of the Russian Federation», primary school teacher, MBEI «Lyceum No. 34», Novokuznetsk.

УЧЕБНЫЕ СЕТЕВЫЕ ПРОЕКТЫ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

EDUCATIONAL NETWORK PROJECTS IN TEACHING MATHEMATICS AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN

Аннотация. В статье описан опыт организации и проведения всероссийского сетевого проекта с математическим содержанием «Собирайся, народ! Чудо-ярмарка зовет!» Проект успешно реализован с 15 января по 26 февраля 2018 года и включен в Путеводитель сетевых проектов на 2018-19 учебный год. Статья адресована учителям школ, гимназий, лицеев; полезна студентам педагогических вузов.

Annotation. The article describes the experience of organizing and conducting the All-Russian network project with a mathematical content «Get together, people! Wonder Fair is calling!» The project was successfully implemented from January 15 to February 26, 2018 and included in the Guidelines for network projects for the 2018-19 school year. The article is addressed to teachers of schools, gymnasiums, lyceums; useful for students of pedagogical universities.

Ключевые слова: проект по математике, сетевой проект, познавательная активность.

Keywords: math project, network project, cognitive activity.

Современные подходы в обучении математики, в том числе использование современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), требуют пересмотра в практике учителя подходов к организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся, так как, несмотря на обновленное содержание образования в современной школе, наблюдается следующая ситуация:

  • отсутствие мотивации учения;
  • неумение применять обучающимися полученные знания на практике;
  • отсутствие самостоятельной и творческой деятельности учеников;
  • отсутствие в подавляющем большинстве учебников и дидактических пособий, способствующих подготовке учеников к этой творческой деятельности.

Учителю необходимо так выстроить образовательный процесс, чтобы не только создавать условия для повышения качества обучения, но и влиять на развитие творческих способностей, самостоятельности и познавательной активности обучающихся.

При изучения уровня активности учащихся выделяются следующие компоненты:

  • готовность выполнять учебные задания;
  • стремление к самостоятельной деятельности;
  • сознательность выполнения заданий;
  • систематичность обучения;
  • стремление повысить свой личный уровень и другие [2].

Одним из современных активных методов в обучении математике являются сетевые технологии, открывают совершенно новые возможности для творчества и самореализации, как учащихся, так и преподавателей. Сетевые технологии способствуют сопряжению гуманитарных и естественнонаучных знаний, сближению процессов обучения и исследования, обучения и воспитания [3].

Компьютерные сети в обучении математике можно применять для совместного использования программных ресурсов, осуществления интерактивного взаимодействия, своевременного получения информации, непрерывного мониторинга качества полученных знаний и т.д. Одним из видов активной деятельности учащихся при использовании сетевых технологий является сетевой проект [1].

С целью создания условий для развития познавательной активности обучающихся через освоение определенным образом организованного предметного содержания, через продвижение в этом содержании и последующее порождение новых форм этого предметного содержания разработан сетевой проект «Собирайся, народ! Чудо-ярмарка зовет!» в результате участия в международном марафоне «Купаловские проекты 2017».

Средой обучения является сайт проекта «Собирайся, народ! Чудо-ярмарка зовет!», являющийся частью информационной образовательной среды, которая позволяет осуществить не только совместный сбор, систематизацию и обмен информацией, но и мониторинг промежуточных и итоговых результатов, организацию рефлексии [4].

Мы хотели создать такой проект, который через интеграцию математического и исторического содержания способствовал бы развитию у детей интереса не только к математике, но и к историческому прошлому своей страны, традициям своего народа, развивал творческую деятельность и самостоятельность.

Приобщение детей в ходе проекта к народной культуре, ознакомление их с прикладным искусством позволяет понять ценность национальной культуры, испытать гордость от причастности к ней.

В ходе проекта ребята:

  • узнают: какие товары продавались в старину; с какими странами велась торговля; какие существовали системы измерения (старинные меры) и денежные единицы.
  • готовят сценические костюмы, товары,
  • инсценируют представление, имитирующее старинную народную ярмарку.

Реализация сетевого проекта проходит в рамках Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения: в предметной области «Математика и информатика» (п. 12.2) и направлена на освоение следующих предметных результатов:

  • приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  • умение решать текстовые задачи, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
  • приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

Также проект реализуется через такие предметные области, как «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство».

Все планируемые результаты обучения с инструментами оценивания, отслеживающие эти результаты, подробно представлены в визитке нашего проекта.

Проект объединяет учащихся 3-4 классов из разных уголков России. В 2017-18 учебном году было зарегистрировано 20 команд. География участников разнообразна:

  • город Новокузнецк – 14 команд;
  • город Мыски Кемеровской области – 1 команда;
  • Пермский край – 2 команды;
  • Ярославская область – 1 команда;
  • Ростовская область – 1 команда;
  • Саратовской области – 1 команда.

В ходе проекта участникам предстоит ответить на основополагающий вопрос «В чем самобытность народной ярмарки?». Для этого организована работа над проблемными вопросами:

  • Какие секреты хранит ярмарка?
  • Ярмарка – веселье или работа?
  • Как организовать ярмарку?

Работа в проекте проходит в 5 этапов (включая подготовительный и заключительный), на каждом из которых участникам предлагается выполнить задания по созданию определенного продукта проектной деятельности.

* Подготовительный этап «Народ собирается, ярмарка начинается!» – создание визиток по шаблону на сайте «Наши команды».

* На первом этапе – «Ярмарка зовёт» происходит сбор и анализ информации в ментальной карте «Народ собирается, наша ярмарка открывается!».

Учащиеся ищут ответы на следующие вопросы:

  • Что такое ярмарка? Как и зачем устраивали ярмарки?
  • Где проходили ярмарки?
  • С какими странами велась торговля?
  • Чем торгуют на ярмарках?
  • Какие промыслы представлялись на ярмарке?
  • Людей каких профессий можно было встретить на ярмарке?
  • Какими мерами пользовались наши предки?

Также участники обогащают лексику, пополняя тематический иллюстрированный толковый словарь Чудо-ярмарка по разделам:

ПРОМЫСЛЫ

ПРОФЕССИИ

РАЗВЛЕЧЕНИЯ

МЕРЫ ИЗМЕРЕНИЯ

ПРОДАВАЕМЫЕ ТОВАРЫ

Бонусное задание предлагает создать игру с использованием сервиса Learning Apps. Это может быть викторина, игра «Составь пару», «Парочки», «Скачки», «Где находится это?» на заданную тематику:

  • «Угадай, кто это?» (Людей каких профессий можно встретить на ярмарке?)
  • «Народные промыслы»
  • «Какие товары продавались на ярмарке»
  • «Сколько стоили товары в старину»
  • «Крупнейшие ярмарки»

Все составленные игры размещаются в энциклопедии интерактивных игр С миру по нитке.

* На втором этапе «Ярмарочный балаган» команды ищут ответы на следующие вопросы:

  • Какие денежные единицы существовали в старину?
  • Сколько стоили товары в старину?
  • Как веселились люди на ярмарках?
  • Кто главный герой на праздничной ярмарке?

Участники составляют и решают задачи со старинными величинами в совместной презентации Сборник задач на основе критериев оценивания.

Рекламируют свои товары, которыми славился регион проживания участников, в альбоме Ярмарочный балаган на основе виртуальной доски.

Бонусное задание – пополнение Сборника кроссвордов, на одну из тем:

  • старинные денежные единицы вашей страны;
  • старинные меры измерения (длины, объема, веса) вашей страны;
  • старинные меры и денежные единицы Голландии, Англии, Германии и др. стран).

* На третьем этапе «Чудо-ярмарка» участники обсуждают следующие учебные вопросы:

  • Как реализовать свой товар?
  • Как все купить по выгодной цене?
  • Как устроить праздник?
  • В чем пойти на ярмарку?

В результате исследования составляют инсценировки с использованием старинных мер и денежных единиц. Очень важно постараться составить инсценировку из реклам и задач, составленных во 2 этапе! Включают роли скоморохов, зазывал, которые будут расхваливать товар, устраивают торг продавцов с покупателями. Самое главное – передать дух народной ярмарки!

Сценарии размещают в Сборнике сценариев, готовят костюмы, декорации и товары для ярмарки.

* Заключительный этап (итоговый продукт) – совместная творческая деятельность учащихся – создание фильма Ярмарочный переполох на основе заснятых инсценировок народной ярмарки каждой команды и фотоотчета.

При организации проекта используются различные сетевые сервисы Интернет для сбора, получения, анализа, представления результатов взаимодействия участников проекта. Взаимодействие участников происходит через общение на детском форуме, комментирование работ участников, взаимооценивание, создание и использование общих продуктов совместной деятельности. Для этого используются такие сервисы 2,0 веб, как:

  • Google-карта, помогающая определить географию участников;
  • Google Формы: документы, совместные презентации, таблицы, анкеты, сообщество, группы;
  • карты знаний: Spiderscribe.net;
  • интерактивный конструктор заданий: Learning.apps;
  • видеосервисы: YouTube;
  • виртуальная доска: Padlet.

Освоение данных сервисов способствует формированию критического и системного мышления, побуждает к творчеству и самостоятельности.

Одним из важных компонентов в формировании познавательной активности учащихся является оценивание собственной деятельности, участие в оценивании собственного развития.

Оценивание в проекте не просто подводит итоги достигнутого и направлено на выявление недостатков, а обеспечивает конструктивную обратную связь для всех субъектов образовательного процесса.

В помощь участникам предложены инструменты мотивирующего, формирующего и итогового оценивания, представленные в плане оценивания с подробным описанием каждого инструмента оценивания, разработаны критерии оценивания результатов деятельности, которые являются важным средством диагностики успешности выполнения любого сетевого проекта. Количество инструментов оценивания достаточное и разнообразное, каждый координатор решает сам, с помощью каких инструментом ему управлять процессом обучения в ходе сетевого проекта.

Представим основные инструменты оценивания нашего сетевого проекта:

  • мозговой штурм с использованием Стартовой презентации – используется при представлении проекта, выявляет заинтересованность детей, побуждает к участию в проекте;
  • таблицы ЗИУК – помогают оценить первоначальные знания и умения, осознать предстоящую деятельностью;
  • дневник исследования – инструмент фиксации результатов наблюдений, помогает систематизировать и документировать свою работу и направлять размышления детей, их потребности, и отношения для самостоятельной оценки в ходе проекта и в конце работы над проектом;
  • бланк самоконтроля, в котором представлены все критерии оценивания продуктов проектной деятельности, – позволяют ученикам оценить собственный прогресс, работу в проекте, что способствует развитию навыков самостоятельности и совместной деятельности;
  • бланк самоорганизации работы внутри команды – с его помощью команды планируют и контролируют ход выполнения задания, распределяют роли в команде;
  • таблица взаимооценивания ментальной карты – дает возможность каждому участнику принять участие в оценивании, контролировать работу своей команды и других команд;
  • дневник участника проекта – один из инструментов индивидуального подхода, который помогает ребенку проанализировать свои умения работы в группе;
  • рефлексия после каждого этапа «Наши открытия» – дает возможность проанализировать работу команды, участников в ходе проекта, выразить свое мнение.

Впечатления о проделанной работе у участников только положительные.

Вот отдельные выдержки.

«Алые паруса», г. Новокузнецк.

«Мы получили большое удовольствие при выполнении заданий всех этапов. Поняли алгоритм подготовки ярмарки, как привлечь учащихся к деятельности. В дальнейшем мы планируем уже в следующем году провести уже 2 ярмарки в рамках лицея (один в первом полугодии, в конце осени, а второй – во втором полугодии, в конце весны)».

«Искатели», г. Ярославль.

«Вот и пролетел этот удивительный проект. Наша группа на это время оказалась втянута в круговорот ярмарочного балагана, в атмосферу суеты. На мгновение, мы очутились в Древней Руси. В начале все задания казались сложными и невыполнимыми, но включившись в работу всё оказалось интересным, увлекательным, познавательным. Да, не всегда всё получалось сразу. Но мы считаем, что главное-это желание! Усидчивость, старание, настойчивость тоже не помешали, ведь иногда нужно обратить внимание даже на самые, казалось бы, незначительные вещи. Находя что-то новое, мы каждый раз удивляемся, стараемся понять и объяснить тот или иной факт. Участвуя в проекте у нас появилась возможность научиться пользоваться разными сервисами Интернета. Мы приобрели не только знания и умения, но и даже выработали в себе личные качества.

Проект – это значит творить! Спасибо за возможность поучаствовать в проекте!»

Рефлексия участников, координаторов и родителей показала, что проект успешно состоялся.

В сети Интернет есть различные сетевые проекты: «В гости к Дробинке», «Математика в мире животных», «Математика в мире растений», «Математика? Будем знакомы», «Путешествие в страну Графов», «Секреты чисел», «О, числа!» и др.

Участвуя в сетевом проекте, учащиеся учатся эффективно использовать информационные технологии, работать в команде, наиболее полно раскрывают свои таланты, что способствует повышению самооценки.

Четко организованный сетевой проект повышает мотивацию обучения, в частности, обучения математике, позволяет достичь свободы творчества участников педагогического процесса: ученика и учителя. Педагог учит, воспитывает, но и стимулирует ученика к развитию его задатков, развивает потребность к самостоятельной работе.

Список литературы

  1. Пчелинцева, Т. А. Сетевой проект как средство формирования у учащихся целостной картины мира [Текст]. / Т. А. Пчелинцева, А. Г. Львова. – Математика в школе. № 1/ 2013, ООО «Школьная пресса», – М. – С. 64-69.
  2. Педагогический проект «Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения учебной мотивации при изучении математики» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://kopilkaurokov.ru/matematika/meropriyatia/piedaghoghichieskii _proiekt_proiektno_issliedovatiel_ (дата обращения : 03.01.2019).
  3. Пчелинцева, Т. А. Интеллектуальное развитие обучающихся средствами сетевого проекта по математике [Электронный ресурс]. / Т. А. Пчелинцева, А. Г. Львова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 27. – С. 116-120. – Режим доступа : http://e-koncept.ru/2015/65524.htm (дата обращения : 03.01.2019).
  4. Фурина, О. В. Сетевой проект «Собирайся, народ! Чудо-ярмарка зовет!» [Электронный ресурс]. / О. В. Фурина, Т. С. Климова. – Режим доступа : https://goo.gl/HhY0K7 (дата обращения : 03.01.2019).
Теги: проект по математике, сетевой проект, познавательная активность, math project, network project, cognitive activity

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация