Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКЕ

Автор: А. Р. Садыкова
Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании

УДК 004:[378.016:51]

А. Р. Садыкова

A. R. Sadykova

Садыкова Альбина Рифовна, д.п.н., профессор кафедры ИиПМ, ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва.

Sadykova Albina Rifovna doctor of pedagogical Sciences, Professor, Department of Iipm GAOU IN MSPU, Moscow.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКЕ

THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN TEACHING APPLIED MATHEMATICS

Аннотация. Статья посвящена проблемам эффективного обучения прикладной математике в вузе базирующимся на информационно-коммуникационных технологиях. Отражается опыт ведения занятий в Московском городском педагогическом университете.

Annotation. The article is devoted to the problems of effective teaching of applied mathematics at the University based on information and communication technologies. The experience of conducting classes at the Moscow city pedagogical University is reflected.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, ИКТ, обучение, прикладная математика, Excel, Access.

Keyword: information and communication technologies, ICT, training, applied mathematics, Excel, Access.

Современное развитие системы образования в нашей стране обусловлено осознанием необходимости перехода к непрерывному образованию базирующемуся на актуальных педагогических технологиях, к которым, несомненно, относятся ИКТ.

В. И. Загвязинский обозначает следующие педагогические цели использования ИКТ в обучении:

  • развитие личности обучающегося, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности;
  • реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества;
  • повсеместная интенсификация учебно-воспитательного процесса [2].

ИКТ выводят систему образования на новый, качественный уровень, характеризуемый высокой долей эффективности преподавания. Так как позволяют экономить учебное время, повышают мотивацию, позволяют проводить быструю многостороннюю проверку знаний, наглядно и красочно представлять изучаемый материал [1, с. 65].

В данной статье отражается опыт ведения занятий в Московском городском педагогическом университете.

В рамках изучения разделов прикладной математики часто приходится иметь дело с большими массивами числовых значений, либо со значениями, представленными в виде десятичных дробей с большим числом десятичных знаков, что приводит к необходимости оптимизации процесса обучения. Преподаватель включается в процесс рефлексии смысловых структур, проецирующихся как на содержание образования, так и на различные формы организации обучения.

Именно рефлексия «обусловливает реципиенту возможность реализации опережающего самообразования, когда сам педагог оказывается в состоянии оценить не только то, чего ему не хватает для соответствия определенному профессиональному стандарту сегодня, но и то, какие модификации произойдут в образовательной системе завтра и какие превентивные самообразовательные акции необходимо начать реализовывать уже сегодня» [3, с. 79].

Процесс обучения разделам прикладной математики было решено организовать в компьютерном классе с использованием ИКТ, возможности которых были изложены выше. Для этого были разработаны базы лабораторных работ по таким дисциплинам как: «Численные методы», «Основы математической обработки информации», «Методы прикладной статистики для психологов», «Математическая статистика», «Математическая логика» и по отдельным темам Линейной алгебры.

Каждая лабораторная работа «снабжена» теоретической и практической частью. При этом практическая часть представляет собой перечень макрокоманд, предлагаемых для выполнения. Каждая макрокоманда включает в себя следующие компоненты: параметры, результат и технология выполнения, а также содержит «сопроводительные» рисунки, позволяющие студенту определяться с правильностью выполнения работы (рис. 1).

Работы, как правило, выполняются с использованием инструментария программы MS Excel, и лишь некоторые из них (лабораторные работы статистического характера) используют программу MS Access. Выбор этих пакетов программ обусловлен их доступностью и простотой использования, что позволяет не задумываться о программном обеспечении и оснащенностью компьютерного кабинета специальными программами. Инструменты программы MS Excel, такие как «Вставить функцию», «Вставить график» позволяют не только вычислять необходимые значения, но и строить графики, иллюстрирующие геометрическую интерпретацию поставленной перед студентом задачи. Это позволяет зрительно анализировать правильность выполнения, например, в случае вычисления производных и интегралов аналитически и с помощью численных методов (рис. 2).

Представленный рисунок демонстрирует «совпадение» графиков аналитической производной функции и ее центральной разностной производной, т.е. производной вычисленной численным методом.

Обязательным требованием выполнения лабораторных работ является вычисление погрешности. Именно значение погрешности, полученное студентом, позволяет «включить» ему такую процедуру как рефлексия. Отметим, что «рефлексивное мышление есть важнейшая стратегия познавательной деятельности – для эффективной и социальной реализации будущего выпускника вуза» [4, с. 22].

Подводя итог, можно отметить, что информационные технологии при изучении дисциплин математического цикла позволяют более эффективно организовать процесс обучения, упростить целый ряд вычислительных процедур, а также, более качественно выстроить межпредметные связи (математика – статистика – информатика), повысить интеллектуальный уровень обучающихся.

Это в свою очередь дает безграничные возможности для педагогического опыта. Какой бы современной и технически оснащенной ни была база обучения, она «бесполезна» без определения соответствующего содержания подготовки студентов к использованию информационных технологий

Список литературы

  1. Григорьев, С. Г. Подходы к интеграции средств информатизации образования: «умная аудитория» [Текст] / С. Г. Григорьев // Вестник Казахского национального педагогического университета им. Абая. – 2013. – № 4(44). – С. 59-68.
  2. Загвязинский, В. И. Теория обучения и воспитания [Текст] / В. И. Загвязинский, Е. И. Емельянова. – М. : Издательский центр «Академия», 2013.
  3. Коржуев, А. В. Педагогическая рефлексия как компонент непрерывного образования преподавателя высшей школы [Текст] / А. В. Коржуев, В. С. Бабаскин, А. Р. Садыкова // Высшее образование в России. – 2013. – № 7. – С. 77-80.
  4. Садыкова, А. Р. Формирование рефлексивного мышления у студентов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин в технических вузах: Автореф… дис. кан. пед. наук. – М., 2005.
Теги: информационно-коммуникационные технологии, ИКТ, обучение, прикладная математика, Excel, Access, information and communication technologies, ICT, training, applied mathematics

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация