Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

Авторы: З. С. Кабаева, Ч. Ш. Омурзакова
Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании

УДК 371.3:004

Ч. Ш. Омурзакова, З. С. Кабаева

Ch. Sh. Omurzakova, Z. S. Kabaeva

Омурзакова Чолпон Шайлообековна, к.п.н., доцент, КНАУ им К. И. Скрябина, г. Бишкек, Кыргызстан.

Кабаева Зарина Сарыгуловна, к. физ-мат. н., доцент, КНУ им. Ж. Баласагына, г. Бишкек, Кыргызстан.

Omurzakova Ch. Sh, сandidate of pedagogical sciences, Agrarian University K. I. Skryabin, Bishkek, Kyrgyzstan.

Zarina Kabaeva Sarygulov, which was attended by Ph. D. in physics and mathematics, associate Professor of KNU John. Balasagyn, Bishkek, Kyrgyzstan

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

THE DEVELOPMENT OF CREATIVE COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS USING ICT

Аннотация. В данной статье обоснована необходимость использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе учителями повышения познавательной деятельности учащихся.

Abstract. In this article the necessity of use of information and communication technologies in educational process by teachers of increase of cognitive activity of pupils is proved.

Ключевые слова: информационные технологии, информационно-коммуникационные технологии, процесс обучения информатики, интерактивные методы, IT-технологии.

Keywords. information technologies, information and communication technologies, Informatics training process, interactive methods, IT-technologies.

Проблема развития познавательной активности учащихся особенно актуальна в настоящее время. Использование IT-технологий создаёт атмосферу творческого поиска, повышает уровень знаний и познавательной активности учащихся.

Современные информационно-телекоммуникационные технологии открывают студентам и преподавателям доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, проявления и выявления своих способностей, обретения и закрепления различных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения. Это такие средства доступа как, локальные и глобальные информационные сети, телеконференции, электронная почта, форум, чат и т.д. [1, с. 154].

Применение новых информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе позволит направить интеллектуальный потенциал учащихся на позитивное развитие. Именно на уроках под руководством преподавателя студенты могут научиться использовать компьютерные технологии для всестороннего развития своего интеллекта, овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и производственных задач, приобрести навыки, которые помогут продолжать образование в течение всей жизни.

Интернет технологии не просто еще одно техническое средство обучения, а качественно новая технология. Интернет-технологии – информационные, телекоммуникационные и иные технологии, а также сервисные услуги, на основе которых происходит деятельность в сети или с помощью сети Интернет. Интернет-технологии в образовании подразумевают обучающий эффект, а также коммуникацию между участниками образовательного процесса.

Интернет ресурсы позволили человечеству расширить возможности общения, налаживания связей между собой и привели к образованию нового типа коммуникаций «человек-компьютер-человек» (электронная почта, форум, конференция, мобильные данные, Wi-Fi возможности и т.д.) [2, с. 57].

Internet – не говоря уже о том, что его появление ознаменовало новую эпоху в развитии коммуникации – позволяет человеку расширить свои познания в любой, даже самой немыслимой, сфере деятельности или исследований.

Использование проектной деятельности, личностно-ориентированное обучение, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), разноуровневое и проблемное обучение, помогают возбудить интерес учащихся к предмету, активизировать их учебно-познавательную деятельность.

Все это способствует повышению качества обучения. Методика проведения занятий с использованием Интернет-ресурсов позволяет применять такие формы обучения, как беседа, самостоятельная работа с текстом, схемами, записи в тетрадях основных терминов, воспроизводство содержания схем. Поисковая работа побуждает студентов осознанно подойти к выбору информации, прививает навыки работы с образовательными Интернет-ресурсами, активизирует исследовательскую работу.

Студенты могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях, получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Глобальная сеть Интернет предлагает преподавателям специальных дисциплин множество полезных ресурсов. Сегодня можно сказать, что Интернет со всем богатством своих ресурсов реально способствует достижению основной цели изучения конкретной дисциплины.

На уроках по овладению приемами сайтостроения студенты КНАУ им. К. И. Скрябина кафедры «Прикладной информатики и информационных систем», учатся создавать разные web-сайты с помощью языка разметки гипертекста JOOMLA!, HTML и Microsoft Office FrontPage. Студенты выполняют следующие проектные работы: «Мир, в котором я живу», «Я выбираю здоровый образ жизни», «Завтра будет лучше», «Информатика вокруг нас», «Все науки хороши, выбирай на вкус», «Мой любимый город», «Системы счисления», «Предыстория информатики», «Язык машинных команд», «Компьютер и здоровье», «Компьютер внутри нас», «Создание ребусов, кроссвордов», «Компьютерные игры, хорошо или плохо».

Эта работы осуществляется в виде проектной деятельности. Студенты, которые успешно проявили себя в составлении web-сайтов, занимаются поддержкой и функционированием web-сайта. Данный вид деятельности позволяет учащимся не только получить навыки конструкторского и исследовательского творчества с использованием современных технологий, но и определиться с выбором будущей профессиональной деятельности.

Проектная форма обучения нацелена на формирование у учащихся учебно-познавательной практической деятельности в определенной новой сфере (например, создание технологий работы с терминалом, разработать механизмы общения через «одноклассники», разработать схему общения через электронную почту и т.д.). При работе с проектами у учащихся развивается способность активного общения, выполнения исследовательских работ, анализа проделанных работ. Проектная работа позволяет учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проекта. Развитие творческих способностей учащихся и воздействие на процесс творческого саморазвития должны происходить в атмосфере психологического комфорта, доверия к учителю, с которым можно обсудить свои проблемы и трудности, выявить реальные возможности для духовного и интеллектуального роста. Проявляя доброе, уважительное отношение к учащимся, я формирую у них стремление к самообразованию, самовоспитанию, самоопределению через самопознание [3].

При выполнении проектно-исследовательских работ идет процесс саморазвития, характеризующийся самоактуализацией и мобилизацией творческих сил и способностей, рост познавательной активности учащихся.

Вывод. Применение в обучении ИКТ дают достаточно устойчивый и высокий результат. В результате использования информационных технологий наблюдается динамика качества знаний учащихся, повышение мотивации учебной деятельности.

Список литературы

  1. Омурзакова, Ч. Ш. Информационные технологии в образовательном пространстве. [Текст] / Ч. Ш. Омурзакова // Материалы научно-практической конференции. – Вестник КНАУ. – Бишкек, 2015. – № 4 (36). – С. 153-157.
  2. Омурзакова, Ч. Ш. Научно-методические основы формирования социально-коммуникативной компетентности учащихся с применением информационных технологий [Текст]. / Ч.Ш. Омурзакова // Форум молодежи в КГТУ имени И. Раззакова. – Бишкек, 2018. – Часть 1. – С. 56-62.
  3. Омурзаковой, Ч. Ш. Формирование социально-коммуникативной компетентности учащихся с применением информационных технологий (на примере предмета «Информатики» [Текст]. // Автореферат диссертации Ч. Ш. Омурзаковой. – Бишкек, 2017.
Теги: информационные технологии, информационно-коммуникационные технологии, процесс обучения информатики, интерактивные методы, IT-технологии, information technologies

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация