Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИНФОРМАТИКЕ

Автор: А. А. Корженок
Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании

УДК 371.385:[373.5.016:004]

А. А. Корженок

A. A. Korzhenok

Корженок Алла Александровна, учитель информатики, ГУО «Средняя школа № 1», г. Островец, Гродненская область, Беларусь.

Korzhenok Alla Aleksandrovna, IT teacher, State Educational Establishment «Secondary School №1 Ostrovets», Ostrovets, Grodno region, Belarus.

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИНФОРМАТИКЕ

ORGANISING SCIENTIFIC RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS AT IT LESSONS

Аннотация. В статье представлен материал по организации научно-исследовательской деятельности учащихся на учебных занятиях по информатике. Когда учащийся выполняет задания за компьютером, он имеет возможность стать исследователем, открывателем. Это повышает интерес к научно-исследовательской деятельности. Компьютер становится средством обучения и общения, а ученик - владельцем и творцом своего обучения.

Annotation. This article presents material concerning organising scientific research activities of students at IT lessons. When a pupil does some computer work he has an opportunity to become an explorer, a discoverer. This arouses greater interest to scientific research activity. The computer turns into a means of education and communication and a student in his turn a master and creator of his own education.

Ключевые слова: наука, исследование, тема, компьютер.

Keywords: science, research, theme, computer.

Поставив перед собой цель: развивать исследовательские способности детей, мной выделено ряд задач: поддерживать интерес к предмету; формировать приемы продуктивной деятельности; прививать навыки исследовательской и проектной работы; развивать логическое мышление, воображение учащихся; учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (интернет); показывать практическую направленность знаний, получаемых на учебных занятиях; учить мыслить широко, перспективно, видеть связь информатики с другими науками.

Решение этих задач поможет сделать процесс обучения захватывающим, интересным и для ребенка, и для учителя. Исследовательскую деятельность рассматриваю как деятельность, способствующую развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности, смекалки и изобретательности, стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной исследовательской работы, самостоятельность в выборе и решении задачи, трудолюбие, способность видеть главное.

В ходе подготовки исследовательской работы учащиеся приобретают знания об особенностях работы с различными источниками информации, о структуре творческой, реферативной и исследовательской работы, умение анализировать различную информацию и создавать собственную работу, включая постановку целей и задач, их реализацию, редактирование, рецензирование и защиту.

Выбирая тему исследования, мы не стараемся изобрести велосипед, а просто изучаем то, что нас интересует. Учащимся не совсем понятно, как это делается – это и есть маленькие, но важные для них открытия, которые в дальнейшем они могут совершенствовать. 

Многие считают, что самая большая проблема возникает с выбором темы исследовательской работы. Но оказывается, что эти темы окружают нас повсюду, стоит только задуматься о сущности и значимости этого окружения. В этом и состоит «изюминка».

Тема рождается непросто: порой – с наивного вопроса,

Порой – со странного ответа, и долго зреет в тайне где-то…

Когда сомнений нет уж боле, то вырывается на волю,

Нам отдает себя на милость: смотрите! Что-то получилось!

Иногда достаточно просто задать проблемный или оригинальный вопрос, или начать с интересной цитаты или с конкретного примера из жизни. А можно с истории, случая, притчи. Однажды мы случайно прочитали маленькое стихотворение:

Дымится чашка с «Капучино»

Как облако заветных грез.

За столиком грустит мальчишка.

Застывший взгляд. Немой вопрос.

Кроссворд решаю…

И вдруг пришла мысль: а почему бы не заняться составлением кроссвордов по учебным предметам? Ведь изучать и повторять пройденный материал, отгадывая кроссворд, гораздо интереснее, чем сидя за учебником. Нас заинтересовала история возникновения кроссвордов, их виды, полезность разгадывания и способы составления в частности с помощью компьютера. Так возникла идея написать исследовательскую работу «Деткам о клетках, или как составить кроссворд».

Проведя социологический опрос «Где хранят свои файлы островчане?», мы узнали о том, что жители города и учащиеся школы недостаточно знают о существовании облачных технологий. Так и началась исследовательская работа «Облачные хранилища, или какому «облаку» доверить свои файлы».

Приведем правила, по которым необходимо выбирать тему исследовательской работы.

Правило 1. Тема должна быть интересной, она должна увлекать.

Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезным участникам исследования.

Правило 3. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности.

Правило 4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена достаточно быстро.

Правило 5. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям учащихся.

Правило 6. В выбранной теме должны сочетаться желания и возможности.

Правило 7. Выбирая тему, надо действовать быстро, пока интерес не угас.

Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Сущность работы педагога заключается в создании условий для раскрытия творческого потенциала учащихся через привлечение их к использованию информационных технологий и программных средств. Исследовательская деятельность позволяет развивать у ребенка умения и навыки для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала. Когда учащийся выполняет задания за компьютером, он имеет возможность стать исследователем, открывателем. Таким образом, он учится делать выводы и обобщения, исходя из собственного опыта. А учитель из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учащихся. Ребенок по своей природе – исследователь, но его небольшой жизненный опыт не дает возможности получить ответы на все интересующие вопросы. Учитель может использовать это природное стремление к поиску в своей образовательной деятельности.

Хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце. А ещё учитель всегда должен оставаться молодым в своей работе, шагать в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, всегда быть в поиске. «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений», – писал Л. Н. Толстой [1]. Полностью с ним согласна. Вложенный труд учителя компенсируется полученным результатом. Так что двигайтесь, устремляйтесь, достигайте и ...наслаждайтесь – и самим движением, и его результатом.

Список литературы

  1. Чечет, В. В. Педагогика в афоризмах и изречениях [Текст]. // Составители В. В. Чечет, В. Вик. Чечет. // Мн. Репозиторий БГПУ, 2013. – 3-е издание, дополненное и переработанное. ГЛАВА 2. Обучение и его функции в развитии и воспитании личности. – С. 26.
Теги: наука, исследование, тема, компьютер, science, research, theme, computer

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация