Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ УЧЕБНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Автор: А. Н. Дробахина
Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании

УДК 004.92:371.64

А. Н. Дробахина

A. N. Drobakhina

Дробахина Анастасия Николаевна, к.п.н., доцент, НФИ КемГУ, г. Новокузнецк.

Drobakhina Anastasia Nikolaevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Novokuznetsk Institute (branch) «Kemerovo State University», Novokuznetsk.

ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ УЧЕБНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

APPLICATION OF MULTIMEDIA EDUCATIONAL PRESENTATIONS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация. В статье рассматриваются общие вопросы, связанные с применением мультимедийных учебных презентаций в учебном процессе: перечислены преимущества применения и свойства учебных презентаций, рассмотрены виды учебных презентаций и описаны требования, предъявляемые к ним.

Annotation. The article discusses general issues related to the use of multimedia training presentations in the educational process: lists the advantages of using and properties of training presentations, types of training presentations, and describes the requirements for them.

Ключевые слова: учебная презентация, информационные технологии.

Keywords: educational presentation, information technology.

Развитие информационных и коммуникационных технологий предоставляет преподавателю новые возможности для представления учебной информации.

Одним из удобных и наиболее популярных способов представления учебной информации являются мультимедийные учебные презентации, представляющие собой совокупность информационных слайдов, содержащих сочетание текста, графики, компьютерной анимации, видео, звукового ряда, а также гипертекста и гипермедиа, которые организованы в единую информационную среду [5].

Отметим, что мультимедийные учебные презентации с успехом используются не только при проведении лекций, но и на практических занятиях и семинарах. Они могут быть использованы так же для контроля уровня сформированности навыков, для организации самостоятельной работы студентов.

Использование мультимедийных презентаций в учебном процессе имеет ряд преимуществ, например, их применение позволяет: подать учебный материал в нужной алгоритмической последовательности [2], систематизировать учебный материал, выделить главные моменты, расставить акценты [3], привлечь внимание к содержанию излагаемого материала за счет использования мультимедийной составляющей [5], сделать занятие более интересным, развить внимание и память [1], позволяет сэкономить время для организации различных форм групповой деятельности [6].

Учебные презентации обладают такими свойствами, как информационная ёмкость, компактность, эмоциональная привлекательность, мобильность, интерактивность, экономическая выгода, многофункциональность [6].

В зависимости от способа изложения учебного материала выделяют два вида презентаций [1]: линейные (слайды от первого до последнего последовательно сменяют друг друга) и нелинейные или интерактивные презентации, в которых реализована возможность быстрого перехода к нужному слайду.

Применение линейной презентации на лекциях вполне оправдано: линейное повествование педагога сопровождает последовательная смена слайдов с определениями терминов, схемами, таблицами, формулами и т.п. Нелинейные презентации, на наш взгляд, лучше использовать при организации самостоятельной работы студентов.

К мультимедийным учебным презентациям предъявляются различные требования: дидактические, методически, психолого-педагогические, дизайн-эргономические, программно-технологические и требования к оформлению документации [3], на основании которых сформулированы рекомендации по их созданию. Учет этих рекомендаций крайне важен – использование презентации, не удовлетворяющей указанным требованиям, может отрицательно отразиться на достижении целей занятия.

Для создания качественной презентации следует целенаправленно реализовать следующие этапы: формулировка целей презентации, подбор и систематизация необходимого материала, разработка структуры, выбор программного средства для реализации презентации, создание и наполнение слайдов текстом, графикой, добавление анимации (в случае необходимости), тестирование презентации в режиме демонстрации.

Чтобы учебная презентация способствовала достижению учебной цели и решала поставленные задачи, в процессе ее создания следует ответственно подходить к разработке ее структуры, учитывать требования к оформлению и наполнению слайдов.

Напомним, что учебные презентации имеют определенную структуру, содержащую, как правило, титульный слайд, оглавление, введение, учебный материал, словарь терминов, справочную систему, систему контроля знаний, перечень информационных ресурсов по теме. В работах некоторых авторов [1] отмечается целесообразность добавления в структуру презентации слайдов с промежуточными и итоговыми выводами, а также слайды, содержащие сравнения различных точек зрения.

Учебные презентации имеют и некоторые недостатки, знание которые следует знать и учитывать при проведении занятий.

Так, например, справедливо замечено [6], что использование презентаций ведёт к пассивной работе студентов на лекции. Практикой стал отказ студентов от записи (зачастую студенты лишь фотографируют слайды) и активного слушания лекционного материала, включающего анализ и выбор материала для записи, сравнение, обобщение этого материала, его синтез с ранее изученным и др. Кроме того, наличие исчерпывающего материала по изучаемой теме приводит к тому, что студенты теряют интеллектуальную любознательность и желание изучать дополнительную учебную и научную литературу [6].

Однако указанные недостатки не являются поводом для отказа от применения учебных презентаций, но задача педагога – грамотно применять их в учебном процессе.

Список литературы

  1. Грибан, О. Н. Применение учебных презентаций в образовательном процессе: виды, этапы и структура презентаций [Текст]. / О. Н. Грибан. // Историко-педагогические чтения. – 2016. – № 20-3. – С. 23-32.
  2. Евтушенко, А. И. Типы компьютерных презентаций и их использование в учебном процессе на факультете Международных отношений КРСУ [Текст]. / А. И. Евтушенко, Я. Д. Фейгин. // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. – 2017. – Т. 17. – № 12. – С. 59-62.
  3. Иванова, С. В. Достоинства и недостатки использования мультимедийных презентаций в учебном процессе [Текст]. / С. В. Иванова, В. И. Жидкевич. // Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации материалы 73-ой научной сессии ВГМУ. – Витебский государственный медицинский университет. – 2018. – С. 555-556.
  4. Лягинов, Н. М. Дизайн-эргономические требования к презентации учебного назначения [Текст]. / Н. М. Лягинов. // Современные информационные технологии. Теория и практика. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. – 2017. – С. 193-197.
  5. Лягинов, Н. М. Методические аспекты использования мультимедийных презентаций в учебном процессе [Текст]. / Н. М. Лягинов. // Современные информационные технологии. Теория и практика. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. – 2016. – С. 66-72.
  6. Москаленко, О. В. Потенциал презентаций в преподавании учебных дисциплин в высшей школе: плюсы и минусы [Текст]. / О. В. Москаленко. // Акмеология. – 2015. – № 1 (53). – С. 114-118.

    Теги: учебная презентация, информационные технологии, educational presentation, information technology

    Оставить комментарий







    Авторизация
    E-mail

    Пароль  


    Регистрация