Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ-КВЕСТ ДЛЯ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИКЕ

Автор: А. Л. Голюк
Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании

УДК 004.738.52:[373.5.016:53]

А. Л. Голюк

A. L. Golyuk

Голюк Анна Леонидовна, учитель информатики и ИКТ, учитель физики, МОУ «ТСШ № 11», г. Тирасполь.

Golyuk Anna Leonidovna, teacher of computer science and ICT, physics teacher, MOU «TSSH № 11», Tiraspol.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ-КВЕСТ ДЛЯ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИКЕ

PRACTICAL USE OF A WEB QUEST TECHNOLOGY FOR LESSON AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN PHYSICS

Аннотация. Перед современным образованием стоит задача поиска новых видов и форм организации образовательной деятельности. Обучение должно быть развивающим с точки зрения развития независимого критического и творческого мышления. Для этого многие преподаватели уже давно используют проектные технологии, привлекая ресурсы Интернета. Но обилие информации в сети и ее качество не только не упрощают процесс работы над проектом, но и усложняют его. Одним из возможных решений этой проблемы является технология веб-квеста.

Annotation. Before modern education is the task of finding new types and forms of organization of educational activities. Training should be developmental in terms of developing independent critical and creative thinking. To this end, many teachers have long been using project technology, attracting the resources of the Internet. But the abundance of information on the network and its quality not only does not simplify the process of working on the project, but also complicates it. One of the possible solutions to this problem is the technology of the web quest.

Ключевые слова: мотивация, информационные технологии, веб-квест.

Key-word: motivation, information technology, web-quest.

Модернизация общего образования ориентирована на достижение главной стратегической цели развития образования – обеспечение нового качества образовательных результатов. Технология веб-квест является одним из факторов, способствующих достижению данной цели. Проектные и исследовательские технологии способствуют обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся; развитию творческих способностей и активности учащихся; адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни; формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвышает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

Причин для использования веб-квестов достаточно много. Это легкий способ включения Интернета в учебный процесс, при этом не требуется особых технических знаний. Квест может выполняться индивидуально, но групповая работа при решении квеста является более предпочтительной. При этом достигаются две основные цели обучения – коммуникация и обмен информацией. Квесты развивают критическое мышление, а также умения сравнивать, анализировать, классифицировать, мыслить абстрактно. У учащихся повышается мотивация, они воспринимают задание как нечто «реальное» и «полезное», что ведет к повышению эффективности обучения. Участие в веб-квестах дает обучающимся: новые знания, умение пользоваться глобальными информационными ресурсами, современными средствами телекоммуникации, новыми пакетами прикладных программ, совершенствуются навыки делового коллективного общения, совместного решения проблем.

Технология веб-квест способствует повышению качества обучения, так как влияет не только на внешнюю, но и внутреннюю мотивацию. Данная технология позволяет установить тесное сотрудничество с учениками, повышает мотивацию к учению, развивает практически все универсальные учебные действия (УУД).

Существует определенная последовательность выполнения веб-квеста. Работа выполняется по следующей схеме:

  1. Введение: Цель этого раздела – подготовить и «зацепить» учащегося. Введение содержит вопрос, над которым и будут размышлять учащиеся, т.е. проблему.
  2. Задание: Это исследовательская часть, т.к. задание должно заставлять учащихся на основании фактов смотреть дальше, изучая взаимосвязь предметов и событий, отделяя истинные знания от ложных.
  3. Процесс (пошаговое описание процедуры того, что учащиеся должны сделать для реализации проекта; здесь также приводится список web-сайтов, на которых содержится необходимая информация);
  4. Оценка (в этой части приводятся критерии оценки работы учащихся);
  5. Заключение (подведение итогов проектной деятельности) [1].

Формирование УУД может происходить на всех этапах работы над веб-квестом. Развивается одна из социально-значимых компетентностей – информационная компетентность. Реальное размещение веб-квестов в сети в виде веб-сайтов позволяет значительно повысить мотивацию учащихся на достижение наилучших учебных результатов.

Для практического представления образовательного веб-квеста был разработан и внедрен в учебный процесс веб-квест «Великие ученые-физики, которые внесли вклад в развитие электрических явлений», предназначенный для 8 классов общеобразовательной средней школы.

Веб-квест создан при помощи интернет-ресурса Google-сайты – адрес сайта: https://sites.google.com/view/webqwest-uchenyye-fiziki

Сайт состоит из следующих страниц:

  1. Главная;
  2. Вступление;
  3. Задание веб-квеста;
  4. Процесс работы (с разделением на подстраницы групп);
  5. Критерии оценивания;
  6. Выводы.

На главной странице находится название квеста, информация о целях проведения веб-квеста, а также информация об авторе квеста, месте проведения, предметной и возрастной принадлежности и сроках выполнения работы.

После главной страницы учащиеся переходят на страницу «Вступление». На данной странице находится приветствие учеников и информация о работе с сайтом, побуждающая к действию.

На странице «Задание веб-квеста» расположено общее задание для всех участников веб-квеста и алгоритм его выполнения.

Все учащиеся знакомятся с общим заданием для всех групп, после чего переходят на страницу «Процесс работы».

Учителем предлагается разделиться ученикам на группы по интересам и переходить на групповые страницы, где расположены задания непосредственно для групп.

Задания для всех групп являются равнозначными и равнозатратными по времени. Всё задание образно разделено на три группы, каждая отдельная группа заданий выполняется на отдельном уроке, а в качестве закрепления также представлены задания для домашней работы.

Первая группа заданий представлена изучением теоретического материала в группах по ссылкам, предложенным учителем внизу страницы. В качестве закрепления изученного материала учащиеся должны составить краткий конспект и предоставить его на проверку учителю. На данное задание отводится 1 неделя.

Вторая группа заданий начинается на 2 неделе с актуализации знаний, представленной в виде теста, созданного с помощью форм Google. Далее учащимся предлагается оформить проект совей группы с помощью сервисов Web 2.0, а именно: создание и регистрация презентации с помощью сервиса Google Презентации (http://www.google.al/intl/ru/slides/about/); создание и публикация стенгазеты с помощью сервиса Wiki-стенгазета (http://wikiwall.ru); создание видеоролика и его публикация на сайте YouTube (https://www.youtube.com). В качестве домашнего задания учащиеся заканчивают создание проектов и готовятся к публичной защите.

Третья группа заданий выполняется на уроке-семинаре и состоит в публичной защите своих проектов всеми группами и подведении итогов веб-квеста.

На каждой групповой странице размещена ссылка на страницу «Критерии оценки веб-квеста», где представлено две таблицы. В первой таблице указано, какое количество баллов получат ученики при выполнении каждого отдельного задания. Во второй таблице представлено, какую отметку получит каждый ученик в зависимости от количества набранных баллов.

На странице «Выводы» представлена итоговая анкета, в которой ученики могут ответить на основные вопросы о прохождении веб-квеста и их роли в создании общего проекта для группы. Данная анкета разработана с помощью формы Google, после того как все ученики ответят на вопросы анкеты, учитель может собрать все ответы в один файл и проанализировать качество работы во всех группах. Также на данной странице можно разместить ссылки на готовые проекты учащихся по группам.

Технология веб-квест – это принципиально новая организация учебного процесса, новая дидактическая модель технологии обучения. Педагоги должны понять, что применение данной технологии оказывает значительное влияние на все компоненты учебного процесса обучения: меняется сам характер, место и методы совместной деятельности педагогов и обучаемых; соотношение дидактических функций; усложняются программы и методики преподавания различных дисциплин; видоизменяются методы и формы проведения учебных занятий. Иначе говоря, внедрение в учебный и воспитательный процесс таких высокотехничных методов преподавания неизбежно влечет за собой существенные изменения в структуре всей педагогической системы образования. Причем схема «человек-компьютер» обладает неизмеримо большими возможностями, способна предложить принципиально новый подход к решению задач учебного процесса, отличный от традиционного.

Список литературы

  1. Прядильникова, О. В. Веб-квест: способы активизации познавательной деятельности обучающихся [Текст]. / О. В. Прядильникова // Среднее профессиональное образование. – 2015. – № 4. – С. 27-30.
Теги: мотивация, информационные технологии, веб-квест, motivation, information technology, web-quest

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация