Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

РОЛЬ ЭЛЕКТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ В ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

Авторы: Т. А. Головко, Е. В. Кальченко
Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании

УДК 373.5.016:004.9

Т. А. Головко, Е. В. Кальченко

T. A. Golovko, E. V. Kalchenko

Головко Татьяна Алексеевна, Кальченко Елена Владимировна, учителя информатики и ИКТ, МКОУ СОШ № 10, г. Россоши, Воронежской области.

Golovko Tatyana Alekseevna, Kalchenko Elena Vladimirovna, teachers of Informatics and ICT, SECONDARY school № 10, Rossosh, Voronezh region.

РОЛЬ ЭЛЕКТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ В ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

THE ROLE OF ELECTIVE SUBJECTS IN SPECIALIZED EDUCATION

Аннотация. Статья посвящена преподаванию элективных учебных предметов в классах профильного обучения в средней школе, планированию курсовой подготовки, ориентированию на подготовку к осознанному выбору будущей профессии. В статье приводятся примеры практических работ из разных предметных областей, выполняемых в электронном редакторе Excel.

Annotation. The article is devoted to the teaching of elective subjects in the classes of specialized education in high school, planning of course training, orientation to the preparation for a conscious choice of future profession. The article provides examples of practical work from different subject areas performed in the electronic editor excel.

Ключевые слова: элективный учебный предмет, приложение «Microsoft Excel», планирование, задания для практических работ.

Keywords: elective academic subject, the application of Microsoft Excel, planning, tasks for the practical works.

Мы живем в век компьютерных технологий – с этим вряд ли кто поспорит, а значит, и наши дети живут в мире электронной культуры. Для детей стали привычными iPad, iphone, так называемые «умные часы», компьютеры. В настоящее время несколько изменилось и роль учителя, он стал координатором «информационного потока». Сейчас учитель должен владеть всеми современными информационно-коммуникационными технологиями, чтобы разговаривать с учениками на одном языке. Если учитель русского языка или математики может сказать, что он досконально знает свой предмет, то учитель информатики, мы думаем, на это вряд ли отважится. Как только он произнесет эту фразу, в компьютерном мире может появиться новая операционная система или новая информационная технология, о которой он не ведает. Именно поэтому учебники информатики устаревают гораздо раньше, чем учебники по другим предметам. В педагогике существует более 50 образовательных технологий, но ключевой технологией XXI века является информационно-коммуникационная технология. Она охватывает очень широкий круг человеческой деятельности. Мы работаем в информационно-технологических классах. По программе этого профиля предусмотрены элективные учебные предметы. Нам был предложен выбор элективных учебных предметов. Мы решили более глубоко изучить с ребятами приложения «Microsoft Excel». Вот уже несколько лет мы преподаем элективный учебный предмет «Работаем в Excel на «5». Пакет «Microsoft Excel» настоящее время является наиболее популярным и эффективным. Мы думаем, что в какой бы области в будущем ни работали наши ученики, они обязательно найдут применение знаниям, полученным при изучении этого элективного предмета. «Профильные предметы обеспечивают углубленное изучение предметов определенного профиля и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему образованию. Так, например, при выборе гуманитарного профиля в курсе будет больше занятий по истории, иностранному языку, литературе, русскому, естественнонаучный профиль углубляет математику, физику, химию или др. Элективные предметы – новый элемент учебного плана, дополняющий содержания профиля. Предметы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника» [2]. В отличие от внеурочной деятельности элективные предметы обязательны для посещения, именно они позволяют школьникам развить интерес к тому или иному предмету и четко определиться со своим дальнейшим выбором. Их роль в системе профильного обучения достаточно велика, так как они обеспечивают удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей каждого учащегося. При планировании курсовой подготовки мы старались подбирать практические задания из разных предметных областей. В ходе уроков мы увидели, насколько ребятам были интересны эти задания. Сидя за школьными компьютерами, они представляли себя в роли менеджеров, банковских работников, экономистов или бухгалтеров. Ребята с большим интересом выполняли такие практические работы, как «Расчет квартплаты с начислением пеня за просрочку», «Построение таблицы и графика биоритмов человека», «Построение графиков калорийности продуктов», «Начисление сложных процентов на банковский счет вкладчика», «Подсчет семейного бюджета на определенный период времени», «Расчет оптимального веса человека при его росте» и другие.

Примеры заданий для практических работ.

«Расчёт уровня рентабельности продукции»

  1. Создать таблицу по образцу. Рассчитать:
    Прибыль = Выручка от реализации – Себестоимость
    Уровень рентабельности = (Прибыль/Себестоимость)*100
  2. Отформатировать таблицу (табл. 1).
  3. Построить гистограмму уровня рентабельности для различных продуктов и круговую диаграмму себестоимости с подписями долей и категорий.
  4. С помощью средства Фильтр определить виды продукции, себестоимость которых превышает среднюю.

«Начисление налога из расчёта начисленной суммы»

  1. В данной таблице (табл. 2) следует начислить налог из расчета 13 % от «Начислено», если сумма не превышает 14000 руб. и 20 % в противном случае.
  2. Использовать функцию «если».
  3. Вычислить ИТОГО – данные для кассира.

«Вычисление показаний счётчика (электричества, воды, газа) по приведённой ниже схеме расчетных операций с использованием абсолютных ссылок»

Стоимость 1 квт/ч – 32,3 (табл. 3).

В ходе работы мы пользовались различными источниками, одним из них является сборник лабораторных работ по Excel под редакцией Л. А. Анеликовой [1] Эта книга предназначена для профильного обучения в школах (издательство Москва, СОЛОН-ПРЕСС, 2010 г.). В сборнике отличный подбор практических работ, очень хорошо освещены такие темы, как работа с рабочими листами, связывание листов, группировка листов, абсолютные ссылки, фильтры, автофильтры, сортировка данных, построение диаграмм и графиков, оптимизация [1]. К книге прилагается компакт-диск с исходными файлами для работ, что очень удобно при практической работе. Каждой теме предшествует небольшой информационный блок основных понятий, определений и расположения рассматриваемых операций в меню табличного процессора. Целью данного элективного учебного предмета мы считаем ориентацию на индивидуализацию обучения, на подготовку к осознанному выбору будущей профессии. Помимо этого он расширяет знания в области приложения Excel, обеспечивает более высокий уровень знаний, развивает познавательный интерес к предмету. Наши ученики отлично справляются со всеми заданиями, и их результаты полностью соответствуют названию элективного курса «Работаем в Excel на «5».

Список литературы

  1. Сборник лабораторных работ по Excel [Текст]. // Под ред. Л. А. Анеликовой. – М. : СОЛОН-ПРЕСС, 2010. – 128 с.
  2. Элективные курсы в профильном обучении [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://usperm.ru/node/8407/backlinks (дата обращения : 11.01.2019).
Теги: элективный учебный предмет, Microsoft Excel, планирование, задания, elective academic subject, planning, tasks

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация