МИРОВОЗЗРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ: ПОДВЕРЖЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНЫМ СТЕРЕОТИПАМ
Раздел: Научно-исследовательская работа школьников
Журнал: Материалы III Международной очно-заочной научно-практической конференции. Часть 3
8 мая 2019 г.
Авторы: Шелгачёва Дарья Дмитриевна , Райская Ольга Емельяновна
УДК 140.8:316.6
Д. Д. Шелгачёва, О. Е. Райская
D. D. Shelgacheva, O. E. Rayskaya
Шелгачёва Дарья Дмитриевна, ученица 11 В класса, МБНОУ «Лицей № 84 им. В.А. Власова», г. Новокузнецк.
Райская Ольга Емельяновна, научный руководитель педагог-психолог, МБНОУ «Лицей № 84 им. В. А. Власова», г. Новокузнецк.
Shelgacheva Daria Dmitrievna, student of grade 11, MBNOU «Lyceum № 84 named V.A. Vlasov», Novokuznetsk.
Rayskaya Olga Emelyanovna, scientific adviser, teacher-psychologist, MBNOU «Lyceum № 84 named V.A. Vlasov», Novokuznetsk.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ: ПОДВЕРЖЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНЫМ СТЕРЕОТИПАМ
WORLD-VIEW OF MODERN ADOLESCENTS: EXPOSURE TO SOCIAL STEREOTYPES
Аннотация. В работе исследуются связи компонентов мировоззрения подростков с социальными стереотипами.
Annotation. The paper examines the connection of the components of the worldview of adolescents with social stereotypes.
Ключевые слова: самопринятие, самопонимание, самоинтерес, саморуководство, самоотношение, стереотип, ценность.
Keywords: self-acceptance, self-understanding, self-interest, self-leadership, self-attitude, stereotype, value.
В подростковом возрасте происходит формирование мировоззрения личности. В этот период становятся важными вопросы о смысле жизни, определении идеалов, убеждений и жизненных установок.
В работе мы рассматриваем эмоциональный, характерологический и ценностный компоненты мировоззрения.
В ценностный компонент мы включили терминальные и инструментальные ценности и исследовали их с помощью методики Рокича «Ценностные ориентации» [2].
К эмоциональному компоненту мировоззрения мы отнесли самоотношение (самопринятие, самопонимание, самоинтерес, саморуководство, самоуверенность, самообвинение, отношение других и общее самоотношение). Его исследовали с помощью методики «Самоотношение» Пантелеева-Столина.
В характерологический компонент мы включили личностные качества подростков: самоуважение, волю, активность. Характерологический компонент мировоззрения изучали с помощью методики «Личностный дифференциал» [1].
В работе мы рассматриваем следующие виды социальных стереотипов: социальные нормы, традиции, стереотипы-представления (упрощенные схематизированные образы мира).
С помощью авторской анкеты исследовалась подверженность подростков стереотипам-представлениям. В результате получилось, что низкий уровень – 30 %, средний –30 % и высокий уровень – 40 %.
Более всего в мировоззрении подростков присутствуют возрастные стереотипы, далее общие и менее всего влияют гендерные.
В культуре мировоззрения современных подростков в 56 % случаях идет соблюдение традиций и у 49 % – соблюдение социальных норм.
По результатам методики М. Рокича «Ценностные ориентации» на формирование мировоззрения современных подростков оказывают влияние следующие терминальные ценности: любовь (44 %), здоровье (40 %), уверенность в себе (33 %), жизненную мудрость (31 %) и развитие (27 %).
Важными инструментальными ценностями являются: честность (33 %), образованность (25 %), воспитанность (23 %), смелость в отстаивании своего мнения (17 %), способность принимать обдуманные решения (17 %).
В ходе исследования выяснилось, что не принимаемыми для подростка терминальными ценностями являются красота природы и искусства (18 %), счастье других (16 %), общественное признание (11 %). Следовательно, современные подростки прагматичны и не ориентированы на «красоту природы и искусства». Им трудно проявлять эмпатию по отношению к другим людям (Не умеют радоваться «счастью других»).
А инструментальными отвергаемыми ценностями оказались: непримиримость к недостаткам своим и чужим (16 %), высокие запросы и требования общества (15 %), исполнительность (11 %). Следовательно, современные подростки терпимы к своим недостаткам и недостаткам других людей, т. к. современное общество менее ориентировано на нравственные нормы.
Рассмотрим корреляционную связь между эмоциональным компонентом и стереотипами-представлениями. Существует положительная корреляция между стереотипами-представлениями и самообвинением. И отрицательная корреляция с самопринятием, самоинтересом, саморуководством, самоуверенностью, отношением других.
Рассмотрим корреляционную связь между характерологическим компонентом и стереотипами-представлениями. Существует отрицательная корреляция между стереотипами-представлениями и всеми компонентами. Таким образом, чем лучше развиты самоуважение, воля и активность, тем меньше подросток подвержен стереотипам-представлениям.
Рассмотрим корреляционную связь между эмоциональным компонентом и традициями. Существует положительная корреляция между традициями и всеми компонентами. Таким образом, чем выше позитивное самоотношение, тем больше подросток склонен к соблюдению культурных традиций.
Рассмотрим корреляционную связь между характерологическим компонентом и традициями. Существует положительная корреляция между традициями и характерологическими компонентами: самоуважение, воля, активность. Таким образом, чем больше развиты самоуважение, воля, активность, тем больше подросток соблюдает культурные традиции.
Рассмотрим корреляционную связь между эмоциональным компонентом и социальными нормами. Существует положительная корреляция между социальными нормами и самоотношением. Таким образом, чем выше позитивное самоотношение, тем больше подросток подвержен соблюдению социальных норм.
Таким образом, мы делаем вывод: чем менее сформированы компоненты мировоззрения подростков, тем больше он подвержен воздействию стереотипов-представлений. И чем больше сформировано мировоззрение подростка, тем больше он соблюдает культурных традиций и социальные нормы.
Список литературы
- Фетискин, Н. П. Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В. М. Бехтерева) [Текст] / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. – C. 20-21.
- Методика «Ценностные ориентации» Рокича [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://psylab.info/Методика_«Ценностные_ориентации»_Рокича.