МИРОВОЗЗРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ: ПОДВЕРЖЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНЫМ СТЕРЕОТИПАМ

Раздел: Научно-исследовательская работа школьников

Журнал: Материалы III Международной очно-заочной научно-практической конференции. Часть 3

8 мая 2019 г.

Авторы: Шелгачёва Дарья Дмитриевна , Райская Ольга Емельяновна

УДК 140.8:316.6

Д. Д. Шелгачёва, О. Е. Райская

D. D. Shelgacheva, O. E. Rayskaya

Шелгачёва Дарья Дмитриевна, ученица 11 В класса, МБНОУ «Лицей № 84 им. В.А. Власова», г. Новокузнецк.

Райская Ольга Емельяновна, научный руководитель педагог-психолог, МБНОУ «Лицей № 84 им. В. А. Власова», г. Новокузнецк.

Shelgacheva Daria Dmitrievna, student of grade 11, MBNOU «Lyceum № 84 named V.A. Vlasov», Novokuznetsk.

Rayskaya Olga Emelyanovna, scientific adviser, teacher-psychologist, MBNOU «Lyceum № 84 named V.A. Vlasov», Novokuznetsk.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ: ПОДВЕРЖЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНЫМ СТЕРЕОТИПАМ

WORLD-VIEW OF MODERN ADOLESCENTS: EXPOSURE TO SOCIAL STEREOTYPES

Аннотация. В работе исследуются связи компонентов мировоззрения подростков с социальными стереотипами.

Annotation. The paper examines the connection of the components of the worldview of adolescents with social stereotypes.

Ключевые слова: самопринятие, самопонимание, самоинтерес, саморуководство, самоотношение, стереотип, ценность.

Keywords: self-acceptance, self-understanding, self-interest, self-leadership, self-attitude, stereotype, value.

 

В подростковом возрасте происходит формирование мировоззрения личности. В этот период становятся важными вопросы о смысле жизни, определении идеалов, убеждений и жизненных установок.

В работе мы рассматриваем эмоциональный, характерологический и ценностный компоненты мировоззрения.

В ценностный компонент мы включили терминальные и инструментальные ценности и исследовали их с помощью методики Рокича «Ценностные ориентации» [2].

К эмоциональному компоненту мировоззрения мы отнесли самоотношение (самопринятие, самопонимание, самоинтерес, саморуководство, самоуверенность, самообвинение, отношение других и общее самоотношение). Его исследовали с помощью методики «Самоотношение» Пантелеева-Столина.

В характерологический компонент мы включили личностные качества подростков: самоуважение, волю, активность. Характерологический компонент мировоззрения изучали с помощью методики «Личностный дифференциал» [1].

В работе мы рассматриваем следующие виды социальных стереотипов: социальные нормы, традиции, стереотипы-представления (упрощенные схематизированные образы мира).

С помощью авторской анкеты исследовалась подверженность подростков стереотипам-представлениям. В результате получилось, что низкий уровень – 30 %, средний –30 % и высокий уровень – 40 %.

Более всего в мировоззрении подростков присутствуют возрастные стереотипы, далее общие и менее всего влияют гендерные.

В культуре мировоззрения современных подростков в 56 % случаях идет соблюдение традиций и у 49 % – соблюдение социальных норм.

По результатам методики М. Рокича «Ценностные ориентации» на формирование мировоззрения современных подростков оказывают влияние следующие терминальные ценности: любовь (44 %), здоровье (40 %), уверенность в себе (33 %), жизненную мудрость (31 %) и развитие (27 %).

Важными инструментальными ценностями являются: честность (33 %), образованность (25 %), воспитанность (23 %), смелость в отстаивании своего мнения (17 %), способность принимать обдуманные решения (17 %).

В ходе исследования выяснилось, что не принимаемыми для подростка терминальными ценностями являются красота природы и искусства (18 %), счастье других (16 %), общественное признание (11 %). Следовательно, современные подростки прагматичны и не ориентированы на «красоту природы и искусства». Им трудно проявлять эмпатию по отношению к другим людям (Не умеют радоваться «счастью других»).

А инструментальными отвергаемыми ценностями оказались: непримиримость к недостаткам своим и чужим (16 %), высокие запросы и требования общества (15 %), исполнительность (11 %). Следовательно, современные подростки терпимы к своим недостаткам и недостаткам других людей, т. к. современное общество менее ориентировано на нравственные нормы.

Рассмотрим корреляционную связь между эмоциональным компонентом и стереотипами-представлениями. Существует положительная корреляция между стереотипами-представлениями и самообвинением. И отрицательная корреляция с самопринятием, самоинтересом, саморуководством, самоуверенностью, отношением других.

Рассмотрим корреляционную связь между характерологическим компонентом и стереотипами-представлениями. Существует отрицательная корреляция между стереотипами-представлениями и всеми компонентами. Таким образом, чем лучше развиты самоуважение, воля и активность, тем меньше подросток подвержен сте­реотипам-представлениям.

Рассмотрим корреляционную связь между эмоциональным компонентом и традициями. Существует положительная корреляция между традициями и всеми компонентами. Таким образом, чем выше позитивное самоотношение, тем больше подросток склонен к соблюдению культурных традиций.

Рассмотрим корреляционную связь между характерологическим компонентом и традициями. Существует положительная корреляция между традициями и характерологическими компонентами: самоуважение, воля, активность. Таким образом, чем больше развиты самоуважение, воля, активность, тем больше подросток соблюдает культурные традиции.

Рассмотрим корреляционную связь между эмоциональным компонентом и социальными нормами. Существует положительная корреляция между социальными нормами и самоотношением. Таким образом, чем выше позитивное самоотношение, тем больше подросток подвержен соблюдению социальных норм.

Таким образом, мы делаем вывод: чем менее сформированы компоненты мировоззрения подростков, тем больше он подвержен воздействию стереотипов-представлений. И чем больше сформировано мировоззрение подростка, тем больше он соблюдает культурных традиций и социальные нормы.

Список литературы

  1. Фетискин, Н. П. Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В. М. Бехтерева) [Текст] / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. – C. 20-21.
  2. Методика «Ценностные ориентации» Рокича [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://psylab.info/Методика_«Ценностные_ориентации»_Рокича.
PDF