ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Раздел: Теория и практика эффективного управления образовательной организацией в современных условиях

Журнал: Материалы III Международной очно-заочной научно-практической конференции. Часть 3

8 мая 2019 г.

Авторы: Казымова Есмира Рзахановна

УДК 378:001.895(479.24)

Е. Р. Казымова

E. R. Kazımova

Казымова Есмира Рзахановна, старший преподаватель, Университет АЗЕРБАЙДЖАН, г. Баку.

Esmira Rzakhanovna Kazymova, Senior Lecturer, Azerbaijan University AZERBAIJAN, Baku.

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

INNOVATIVE ACTIVITIES IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS: THEORY AND PRACTICE

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы теории и практики управления инновационными процессами на современно этапе развития в системе высшего образования Азербайджанской Республики. Определены наиболее важные проблемы, возникающие в результате реализации инновационной деятельности в вузах. Авторам анализируется применимость инновационной деятельностью, направленного на достижение эффективных результатов и роль педагогов в осушествлении инновационной технологии учебного процесса.

Annotation. This article deals with the theory and practice of management. Innovative processes at the modern stage of development in the system of higher Education of the Republic of Azerbaijan. The most important problems arising from the implementation of innovative ctivities in universities. The authors analyze the applicability of innovative activities aimed at achieving effective results and the role of teachers in the implementation of innovative technology of the educational process.

Ключевые слова: инновации в образовании, инновационная деятельность в вузе, управление инновационной деятельностью в вузе, инноватор-педагог.

Keywords: innovations in education, innovative activity in high school, management innovative activity in high school, innovator-teacher.

 

Мир, в котором мы живем, постоянно развивается с новыми и захватывающими событиями в нашей жизни. Инновации или инновации охватывают нас повсюду, а не только образ жизни людей, но и их профессиональную деятельность. Инновационные изменения не могут быть неэффективными в современной работе педагога, что требует определенной степени ответственности и грамотности. Другими словами, педагогическая деятельность становится «инновационной» с «время от времени». В то же время не каждый педагог может преодолеть эти изменения в своих привычках. Иногда они даже не понимают сущности требований сегодня, и они просто не знают, как внести свой вклад в их содержание и их педагогическую деятельность [1].

Что касается изучения этой проблемы, мы поставили перед собой цель: изучать новаторскую (инновационную) деятельность педагога как отражение его творчества. В качестве предмета исследования – инновационная педагогическая деятельность. Инновационная деятельность педагога в современном образовании является неотъемлемой частью образовательного процесса.

Вопросы для дискуссии:

  1. Действительно ли инновации имеют значение, если они не влияют на качество обучения?
  2. Как инновационная деятельность педагога влияет на увеличение посещаемости студентов?
  3. Иногда я сама даже сомневаюсь в актуальности инноваций, потому что предыдущее поколение читает традиционный учебный процесс и учится более глубокому знанию, чем современные студенты. Каково же превосходство инновационной деятельности над традиционным обучением?
  4. Как контролировать инновационную активность педагога?

В современных условиях повышения эффективности производства, усовершенствования образовательной, научной, финансовой и др. сфер можно достичь преимущественно за счет развития инновационных процессов, получающих конечное выражение в новых технологиях и новых видах конкурентоспособной продукции и услуг. Развитие новых технических и организационно-технологических решений, совершенствование основных принципов управления и т.д. применительно к специфике отечественной экономики создают условия для обновления ее многочисленных сфер деятельности и дают дополнительный импульс для экономического роста. По своей природе инновации включают в себя не только технические или технологические разработки, но и любые изменения в лучшую сторону во всех сферах научно-производственной деятельности [2].

Очевидным является тот факт, что подобная переориентация современной экономики на инновационный путь развития всех ее сфер требует переосмысления подходов к системе образовательной деятельности и адаптации их к современным реалиям и требованиям социума, причем наибольшего внимания требует сфера высшего профессионального образования. Именно высшие учебные заведения могут рассматриваться с точки зрения их особой роли в инновационной структуре национальной экономики нашей республики, и что именно вузы являются источниками возникновения инноваций. На мой взгляд, высшие учебные заведения играют особую роль в инновационной инфраструктуре современной экономики республики, прежде всего потому, что профессиональное обучение реализуется как подготовка к инновационной деятельности. Вузы совмещают в себе целый ряд весьма значимых для развития инновационной деятельности ролей:

  • ведущие вузы страны являются кузницей современных профессиональных кадров,
  • обеспечивая молодых специалистов новейшими знаниями в наиболее передовых областях науки;
  • учебными центрами, позволяющими на практике реализовывать и усовершенствовать полученные знания;
  • инновационными центрами.

Именно по этой причине необходимо усовершенствовать, развивать и расширять сферы инновационной деятельности в вузе, а также усовершенствовать систему ее управления, которая, ввиду происходящих трансформаций, требует значительных изменений. Ведя речь об отечественной специфике высших учебных заведении, зависимости от нефтяного экспорта, и, в частности, продолжающиеся несколько последних лет, попытки реформирования системы национального образования делают актуальной необходимость кардинальных изменений, прежде всего, в сфере управления инновационной деятельностью. Необходимость внедрения инновационной модели Обучения обусловлена также и новыми социальными требованиями к системе образования: обществу необходимо создание такого механизма устойчивого развития образовательной деятельности, который сможет обеспечить достойное качество обучения.

В отечественных вузах во многом сохраняется классическая традиционная модель обучения.

Что такое инновационная деятельность и какова роль педагога здесь?

Современный университетский преподаватель должен быть обеспечен знаниями и навыками по вопросам современных технологий в высшем образовании. Это подразумевает детальное знакомство с информационными и коммуникационными технологиями обучения, Болонским процессом, новым стандартом на основе компетентностного подхода и психологическим сопровождением профессиональной деятельности преподавателя вуза.

Начавшийся в 90-х гг. «инновационный бум», появление многих вариантов общего образования поставили перед школой и ее руководителями вопрос: либо найти свой собственный, отвечающий потребностям основных групп населения, выступающих в роли «заказчика», путь развития, либо стать неконкурентноспособными на складывающемся рынке образовательных услуг [4].

Преподаватели делятся на четыре групп с точки зрения инноваций:

Новаторы являются первыми, кто внедряет инновации. Они считают, что инновация лучше, чем новшество.

Реализаторы – это те, кто следит за новаторами. Они первыми внедряют практическое тестирование инноваций в конкретной среде.

Первоначальная масса – это тот, кто реализовал инновации после принятия значительной части своего сообщества.

Следующий кластер – это тот, кто подозревается. Для них старые методы важнее всего [3].

В то же время не каждый педагог может преодолеть эти изменения в своих привычках. Иногда они даже не понимают сущности своих требований сегодня, и они просто не знают, как внести свой вклад в их содержание и их педагогическую деятельность. Несмотря на предоставление вузам широких прав и академических свобод в последнее десятилетие, государство не оставляет попыток регулирования процессами, происходящими в системе образования. С другой стороны, сами вузы не всегда охотно идут на преобразования, необходимые в изменившихся условиях.

Второй причиной неприятия инновационных преобразований может стать чрезмерное давление внешнего окружения. Отсюда следует необходимость впредоставлении учебному заведению самому определять и модель управления инновационной деятельностью, и производить нужные изменения.

Заключение

В настоящее время важнейшим приоритетом социально-экономического развития нашей страны является перевод экономики на инновационный путь развития, что на практике означает эффективное взаимодействие высшего профессионального образования и бизнеса, подготовку высоко профессиональных кадров. Достижение подобной цели, несомненно, требует совершенствования системы управления инновационной деятельностью в вузах, модернизации организационной структуры, внедрения новых технологий обучения, создания обучающих образовательных программ, использования современных методов управления и информационных технологий.

Сегодня инновации в образовании являются избирательными и ориентированными на исследования. В качестве ключевого аспекта педагогического менеджмента педагоги играют важную роль в анализе и оценке педагогической инновационной деятельности, разработке и применении их.

Вступление в рыночные отношения образовательных учреждений, которые формируют реальную ситуацию их конкурентоспособности. Проще говоря, основной причиной применения инноваций является серьезная конкуренция, с которой сталкивается каждый коллектив в области образования. Коллектив учебных заведений должен думать независимо от своей конкурентоспособности, контролировать и анализировать ситуации на рынке образования, ключевых и потенциальных конкурентов и должен быть на шаг впереди.

Именно по этой причине развитие инновационной деятельности в вузе в целом и реорганизация процесса управления инновационной деятельностью в частности в настоящее время должна стать одной из приоритетных задач стратегического менеджмента каждого высшего учебного заведения.

Список литературы

  1. Смирнов, С. А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст]. / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.; под ред.С. А. Смирнова. – 5-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 512 с.
  2. Гармашова, Е. П. Развитие теории инновационных процессов [Текст]. / Е. П. Гармашова. // Молодой ученый. 2011. – № 2. – Т.1. – С. 90-94.
  3. Галимов, А. М. Управление профессиональной подготовкой студентов вузов на основе повышения качества образования [Текст]. / А. М. Галимов. // Высшее образование сегодня. Издательская группа «ЛОГОС», № 12/2009. – С. 42-48.
  4. Яковлев, Б. П. Управление инновационный процессами в системе образования:компетентность и потенциал руководителья [Текст]. / Б. П. Яковлев, В. Ф. Жукова. // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2.
PDF