Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ШКОЛЬНИКА. 8 КЛАСС

Автор: С. М. Филиппов
Раздел: Современные педагогические технологии организации урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

УДК 371.322:[373.5.016:53]

С. М. Филиппов

S. M. Filippov

Филиппов Сергей Михайлович, учитель физики Колобковской ООШ, с. Колобки, Иволгинский район, республика Бурятии.

Filippov Sergey Mikhaylovich, teacher of physics of Kolobkovsky OOSh, Republic of Buryatia, Ivolginsky district, page. Koloboks.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ШКОЛЬНИКА. 8 КЛАСС

INDEPENDENT WORK OF THE SCHOOL STUDENT. 8 CLASS

Аннотация. В статье рассматривается учебное пособие «Самостоятельная работа школьника» предназначена для учащихся общеобразовательных школ 8 класс, обучающихся в соответствии с ФГОС ООШ. Приводятся содержащиеся в нем разделы и темы курса физики 8 класса, а так же некоторые тесты и контрольные работы, критерии оценивания результатов контрольной работы, критерии оценок письменных контрольных работ. Предложены варианты оформления задач. Прописан алгоритм решения задач.

Annotation. The article discusses the textbook «Independent work of the student» is intended for students of secondary schools grade 8, enrolled in accordance with the GEF school. The sections and topics of the 8th grade physics course are given, as well as some tests and tests, criteria for evaluating the results of tests, and criteria for evaluating written tests. Offered options for registration tasks. Prescribed algorithm for solving problems.

Ключевые слова: физические явления, физические величины, формулы, единицы измерения, законы, температура, количество теплоты, электрический ток, магнит, линза.

Keywords: physical phenomena, physical quantities, formulas, units of measurement, laws, temperature, amount of heat, electric current, magnet, lens.

В статье представлено, разработанное автором, учебное пособие. Данное учебное пособие «Самостоятельная работа школьника» (СРШ) предназначена для учащихся общеобразовательных школ 8 класс, обучающихся в соответствии с ФГОС ООШ. Пособие содержит все разделы и темы курса физики 8 класса: «Тепловые явления», «Изменение агрегатных состояний вещества», «Электрические явления», «Электромагнитные явления», «Световые явления». По всем разделам физики 8 класса имеются 479 вопросов и задач, 18 тестовых заданий и 5 контрольных работ, критерии оценивания результатов контрольной работы, критерии оценок письменных контрольных работ. Предложены варианты оформления задач. Прописан алгоритм решения задач.

В авторском пособии рассмотрены все вопросы курса физики 8 класса в виде диаграмм, схем, формул и т.д. В полном объеме представлена галерея ученых-физиков и изобретателей. В работе рассмотрены цели и задачи контрольной работы. Представлены критерии оценивания результатов контрольной работы, критерии оценивания, критерии оценок, оценка письменных контрольных работ. Предложены варианты оформления задач. Представлен алгоритм решения задач. Имеются рекомендации по пользователю самостоятельной работой.

Приложение содержит справочные таблицы по различным разделам физики, периодическую таблицу Д. И. Менделеева, таблицу тригонометрических функций, список литературы и интернет – сайтов, а также лист для заметок.

В СРШ представлены вопросы и задачи разных уровней и учебных тем.

Приведем пример содержания вводной части и I главы (табл. 1).

В пособии предложены алгоритм решения задач и шаблон для его оформления (рис. 1), позволяющие сделать решение задач эффективным и легким.

Алгоритм решения задач

  1. Внимательно прочитайте задачу.
  2. Определите, к какому разделу, какой теме относится эта задача.
  3. Сделайте анализ условия задачи.
  4. Сделайте чертеж, если он необходим.
  5. Запишите в «Дано» данные задачи.
  6. Запишите неизвестные величины.
  7. Сделайте перевод единиц измерения в систему СИ.
  8. Напишите формулы по данной задаче.
  9. Выразите искомые величины через известные величины.
  10. Сделайте вычисления и найдите искомые величины.
  11. Запишите ответ под решением задачи.
  12. Проведите анализ решения задачи. Интерпретируйте ответ.

Разработаны рекомендации школьникам по выполнению самостоятельной работы:

  1. Внимательно прочитайте параграф учебника.
  2. Устно ответьте на вопросы после параграфа.
  3. Выполните упражнение к параграфу, если оно имеется.
  4. Выполните дополнительные задания к параграфу.
  5. Расширьте свой кругозор, прочитав рубрику «Это интересно».
  6. По прохождении материала главы, прочитайте ее итоги.
  7. Выполните контрольный тест «Проверь себя». Теперь приступайте к выполнению заданий самостоятельной работы школьника, при затруднениях обращаясь к тексту учебника Физика 8 класс под редакцией А. В. Перышкина [1].
  8. Ответьте письменно на вопросы СРШ. Заполните пропущенный текст, вставьте недостающие термины, формулы, физические величины, их обозначения и единицы измерения, постройте графики.
  9. Решите ТЕСТЫ в конце СРШ (см [3, с. 141-176]) из задачников А. П. Рымкевича и В. И. Лукашика [2], указанные в разделе «Домашнее задание» СРШ.
  10. По возможности выполните указанные лабораторные работы, пользуясь текстом лабораторных работ учебника или сборником лабораторных работ под редакцией С. М. Филиппова 2017 г. [3].
  11. Ответьте на вопросы контрольных тестов, если таковые имеются в конце параграфа или по окончании главы.
  12. Приступайте к ответам на вопросы следующей главы.

Примечание:

  1. При решении задач, ответах на вопросы, выполнении тестов, контрольных и лабораторных работ пользуйтесь таблицами из приложения «Таблицы» (см. [3, с. 123-131]).
  2. После каждых 45 минут занятий делайте физкультминутку (см. [3, с. 132]).

В разделе учебного пособия «Галерея ученых» приводятся биографическая информация по известным ученым-физикам и их портреты.

В основной части подробно рассмотрены все темы курса физики 8 класса.

Согласно программе по физике 8 класса даны сноски на лабораторные работы, которые учащийся может выполнить как во время урока, так и во внеурочное время.

По главам: «Тепловые явления», «Изменение агрегатных состояний вещества», «Электрические явления», «Электромагнитные явления», «Световые явления»; имеются контрольные работы, которые можно решать по шаблонам в конце СРШ. Также имеются тесты по темам. При необходимости можно воспользоваться справочными данными и справочными таблицами в конце пособия «Самостоятельная работа школьника».

Рассмотрим образец шаблона СРШ по §70. «Глаз и зрение» (рис. 2, 3).

Рассмотрим одну из лабораторных работ для самостоятельного изучения по теме «Электрические явления» из III главы.

Тема: §50 Работа электрического тока. §51 Мощность электрического тока. §52Единицы работы электрического тока, применяемые на практике.

ФИО ученик _________________________________________Класс: 8

Цель работы: Научиться определять мощность и работу тока в лампе, используя амперметр, вольтметр и часы.

Приборы и материалы: Источник питания, низковольтная лампа на подставке, вольтметр, амперметр, ключ, соединительные провода, секундомер (или часы с секундной стрелкой).

Указания к работе.

  1. Соберите цепь из источника питания, лампы, амперметра и ключа, соединив все последовательно (рис. 4).
  2. Измерьте вольтметром напряжение на лампе.
  3. Начертите в тетради схему собранной цепи и запишите показания приборов.
  4. Вычислите мощность тока в лампе.
  5. Заметьте время включения и выключения лампы. По времени ее горения и мощности определите работу тока в лампе.
  6. Проверьте, совпадает ли полученное значение мощности с мощностью, обозначенной на лампе. Если значения не совпадают, объясните причину этого.
  7. Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу (табл. 2).
  8. Сделать соответствующий вывод.

Контрольные вопросы

  1. Какой прибор измеряет работу тока?
  2. Какой мощностью обладает электрообогреватель, если его сопротивление 48 Ом, а сила тока в нем 5 A?

Домашнее задание: Повторить § 50-52, Л. № 1396, 1400, 1422 [1].

Всего таких лабораторных работ 11.

Для проведения срезов разработаны контрольные работы, например, «Контрольная работа № 2» [4].

Тема: «Агрегатные состояния вещества. Плавление-кристаллизация. Парообразование-конденсация. Работа газа. КПД тепловых двигателей».

Вариант – I

  1. По графику (рис. 5) определить какое количество теплоты необходимо для нагревания и плавления 200 г твердого вещества.
  2. Рассчитать количество теплоты, которое необходимо для плавления 10 кг олова, взятого при температуре 132°C. Начертите график зависимости температуры олова от времени.
  3. Какое количество теплоты потребуется для превращения в пар 4 г эфира, имеющего температуру 35°C? Начертите график зависимости температуры эфира от времени.
  4. Сырые дрова горят хуже, чем сухие почему?
  5. Двигатель внутреннего сгорания мощностью 36 кВт за 1 ч работы израсходовал 14 кг бензина. Определить КПД двигателя.

Таких контрольных работ всего 5 по 2 варианта.

Обязательно на занятиях проведение физкультминутки (табл. 3) [9].

Разработаны так же тесты в количестве 18 штук. Например: ТЕСТ № 14.

Тема «Закон Ома».

  1. Закон Ома для участка цепи:
    1)      I=I1 + I2;           2) I= q/t;        3) I=U/R;           4) U=U1=U2.
  2. Зависимость силы тока в проводнике от напряжения между концами этого проводника правильно показана на рисунке 6.
  3. Сила тока в проводнике зависит:
    1)    только от напряжения на концах проводника;    2) только от свойств проводника;
    3)    только от свойств источника тока;                       4) от напряжения на концах проводника и от свойств проводника.
  4. Напряжение на нагревателе 220 В, электрические сопротивление нагревателя 55 Ом. Сила тока в спирали равна:
    1)      0,25 А4              2) 2,5 А;        3) 4 А;               4) 121 А.
  5. На рисунке 7 показана зависимость силы тока в проводнике от напряжения на концах этого проводника. Сопротивление этого проводника равно:

    1)      0,7 Ом;              2) 1 Ом;         3) 1,5 Ом;         4) 2 Ом.
  6. При увеличении поперечного сечения проводника его сопротивление:
    1) уменьшается; 2) увеличивается; 3) не изменяется; 4) и уменьшается и увеличивается.
  7. Длина константановой проволоки составляет 100 м, площадь поперечного сечения 1 мм2, удельное электрическое сопротивление константана 0,5 (Ом·мм2)/м. Сопротивление проводника равно:
    1) 5 Ом;                  2) 50 Ом;       3) 20 Ом;          4) 200 Ом.

В заключении хотелось бы отметить, что вся работа (пособие) занимает 187 страниц формата А4. Она может применяться в качестве самостоятельного изучения тем, как этап урока (актуализация знаний, закрепление изученного материала), как обобщение по теме или главе [5]. По каждой теме и главе выставляется оценка, что позволяет осуществлять как текущий, так и рубежный контроль знаний учащихся, в соответствии с чем можно осуществлять корректировку изучаемого материала, и того что еще предстоит изучить.

По ходу выполнения работы рекомендуем через каждые 30-35 минут делать физкультминутку. Ниже приведены результаты исследований применения данной работы.

Исследование применения СРШ в Колобковской ООШ в 2018-2019 уч. г.

I. Раздавались листы СРШ: 15 учащимся по 20 вопросов на 25 минут.

Темы:

  • Зависимость силы тока от напряжения.
  • Электрическое сопротивление проводников.
  • Единицы сопротивления.
  • Закон Ома для участка цепи.
  • Расчет сопротивления проводника.
  • Удельное сопротивление проводника.

II. В традиционной форме 15 учащимся по 20 вопросов на 25 минут («От каких величин зависит сопротивление проводника, написать формулу закона Ома?» и т.д.).

III. Исследования проводились по следующим параметрам:

  1. качество освоения материала;
  2. быстрота усвоения материала (в среднем на ученика);
  3. объем освоенного материала (в среднем правильных ответов на ученика).

Полученные результаты приведены в таблице 4.

Список литературы

  1. Перышкин, А. В Физика 8класс. Учебник для ООУ [Текст]. / А. В Перышкин. – М. : Дрофа. – 2015. – 238 с.
  2. Лукашик, В. И. Сборник задач по физике [Текст]. / В. И. Лукашик, Е. В. Иванова. – М. : Просвещение. – 2014. – 240 с.
  3. Филиппов, С. М. Физика. Сборник лабораторных работ 7-11 [Текст]. / С. М. Филиппов. – Улан-Удэ : НоваПринт. – 2017. – 104 с.
  4. Филиппов, С. М. Физика. Сборник контрольных работ [Текст]. / С. М. Филиппов. – Улан-Удэ : БГУ. – 2017. – 42 с.
  5. Пелагейченко, Н. Л. Поурочные разработки по физике 8 кл. [Текст]. / Н. Л. Пелагейченко. – Ростов-на-Дону : Феникс. – 2016. – 212 с.
  6. Урок здоровья. Глаза – главные помощники человека [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://uslide.ru/biologiya/22409-glaza-glavnie-pomoschniki-cheloveka.html
  7. Хакимова, А. Х. Сценарий урока физики в 8 классе по теме: Глаз – как оптическая система [Электронный ресурс]. / А. Х. Хакимова. – Режим доступа : https://infourok.ru/urok-fiziki-v-klasse-glaz-kak-opticheskaya-sistema-721917.html
  8. Медленно или резко падает зрение: что делать и как бороться? [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://ofto.lechenie-zreniya.ru/zrenie/krasnye-glaza-posle-korrektsii-zreniya/
  9. Галлямова, А. Х. Сложение чисел с разными знаками [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://900igr.net/prezentacija/matematika/slozhenie-chisel-s-raznymi-znakami-259617/fizkultminutka-podnimaet-ruki-klass-eto-raz-17.html
Теги: физические явления, физические величины, формулы, единицы измерения, законы, температура, количество теплоты, электрический ток, магнит, линза, physical phenomena, physical quantities, formulas, units of measurement

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация