Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы: А. А. Васильев, С. В. Осипова
Раздел: Современные педагогические технологии организации урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

УДК 371.398:37.035.6

С. В. Осипова, А. А. Васильев

S. V. Osipova, A. A. Vasiliev

Осипова Светлана Викторовна, зам. директора по ВР, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 67», г. Новокузнецк.

Васильев Алексей Алексеевич, ст. преподаватель каф. МФММ, НФИ КемГУ, учитель физики МБНОУ «Лицей № 111», г. Новокузнецк.

Osipova Svetlana Viktorovna, Deputy Director of BP, teacher of Russian language and literature MOE «School № 67», Novokuznetsk.

Vasiliev Alexey Alexeyevich, teacher, Novokuznetsk Institute (branch) «Kemerovo State University», the physics teacher, MBOU «School № 111», Novokuznetsk.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

PATRIOTIC EDUCATION MEANS EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация. Статья посвящена проблеме патриотического воспитания, что весьма актуально в настоящее время. Анализируется опыт организации патриотического воспитания во внеурочной деятельности в МБОУ «СОШ № 67».

Annotation. The article is devoted to the problem of Patriotic education, which is very important at the present time. The experience of the organization of Patriotic education in extracurricular activities in the MBO «School 67» is analyzed.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, патриотическое воспитание.

Key words: extracurricular activities, Patriotic education.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций, коллектива школы, общественности, родителей по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое и гражданское воспитание [1].

Внеурочная деятельность по военно-патриотическому воспитанию учащихся в МБОУ «СОШ №67» осуществляется по трём системообразующим направлениям:

1-е направление – патриотическое воспитание на опыте и традициях прошлых поколений и Вооруженных сил. Данное направление включает в себя следующие элементы: мероприятия по увековечению памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (Вахта Памяти; митинги, посвящённые торжественным датам); проведение встреч Мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и воинами – интернационалистами, празднование памятных дат, организация викторин, конкурсов, проведение смотр-конкурсов строя и военно-патриотической песни, а также праздничных концертов, посвященных знаменательным датам;

2-е направление – военно-спортивные игры: проведение игр «Зарница», и «Биатлон», военизированных эстафет. Военно-спортивные игры оказывают положительное влияние на укрепление школьного коллектива, формируют качества, необходимые будущему защитнику Родины;

3-е направление – направлено на формирование здорового образа жизни и безопасной жизнедеятельности, расширения кругозора личности, формирование здравых ценностей и мировоззрения.

В настоящее время в МБОУ «СОШ № 67» реализуются следующие формы организации внеурочной работы

Школьный музей. В школьном музее в отличие от других видов музеев превалирует учебно-воспитательное начало, так как его аудиторией являются дети и подростки. В центре музейного педагогического процесса всегда находится подлинник истории и культуры. Здесь же проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства посетителей. В музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление.

Поисковый отряд. Цель работы поискового отряда: развитие и воспитание подростков через участие их в сохранении и увековечении памяти защитников Отечества; в восстановлении исторических событий в своем регионе.

Кружки. Одной из наиболее широко распространенных форм внеурочной деятельности являются кружки. Они занимают важное место и выполняют функции, которые не могут обеспечить никакие другие формы работы, так как они способствуют воспитанию активности, самостоятельности, формируют познавательные интересы учащихся, дают возможность системного углубленного изучения интересующей их темы.

Устный журнал. Проведение устных журналов призвано удовлетворять любознательность учащихся. От других форм внеурочной работы он отличается широтой информации. Устные журналы – эффективная форма, способствующая популяризации курсов ОБЖ, истории. Эта форма работы тесно связана с другими формами: викторинами, конференциями и т. д., они за короткое время дают возможность познакомить учащихся со многими вопросами курса основы безопасности жизнедеятельности.

Викторины и игры. Одними из популярных и любимых у учащихся игр являются викторины. Их основная цель – повысить интерес к знаниям, информации. Викторины считаются универсальной формой работы, так как они включаются в проведение конференций, различных соревнований и т. д., кроме того, викторина позволяет охватить значительное количество участников.

Главным результатом любой проведённой работы является её эффективность. Показателями эффективности патриотического воспитания в разрезе определённых нами условий можно определить следующие: а) удовлетворённость детей совместной деятельностью, б) активность школьников в мероприятиях патриотической направленности; в) результативность участия в соревнованиях, конкурсах; награды.

Воспитание – процесс непрерывный, по большому счету он нацелен на формирование в учениках полезных для общества привычек, традиций, вкусов, желаний. И военно-патриотическое воспитание не исключение. Невозможно воспитать патриота и будущего защитника Отечества, просто посвятив несколько уроков и внеурочных мероприятий рассказам о подвигах прошлого и объяснениям, какое значение имеет в жизни человека его патриотизм. А если воспитательную работу проводить систематически, сделав ее привычной и естественной для школьников с учетом их возрастных особенностей, то человек станет патриотом, даже не заметив, что его воспитывали в этом духе.

Список литературы

  1. Карпова, С. И. Патриотическое воспитание через внеурочную деятельность [Электронный ресурс]. / С. И. Карпова. // Портал педагога. – Режим доступа : https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=18316. (дата обращения : 20.01.19).
Теги: внеурочная деятельность, патриотическое воспитание, extracurricular activities, Patriotic education

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация