Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

НАУЧНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК МЕТОД ВЕРНУТЬ ИНТЕРЕС К УЧЕБЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, ИСКЛЮЧЕННЫХ ИЗ ШКОЛ

Автор: Г. В. Таррелл
Раздел: Проблемы организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья и пути их решения

УДК 371.385:373.015.3

Г. В. Таррелл

G. V. Turrell

Таррелл Галина Викторовна, студентка 2 курса, MA Education – Spesial Educational Needs and Disabilities (SEND) LSBU (London South Bank University), г. Лондон.

Galyna Turrell Viktorovna, 2-year student MA Education – SEND LSBU, London.

НАУЧНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК МЕТОД ВЕРНУТЬ ИНТЕРЕС К УЧЕБЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, ИСКЛЮЧЕННЫХ ИЗ ШКОЛ

SCIENCE ACTIVITIES AS A METHOD OF RE-ENGAGING EXCLUDED CHILDREN AND TEENAGERS

Аннотация. Статья посвящена проблеме мотивации к учебе детей и подростков, которые потеряли интерес к учебе и не вовлечены в официальный учебный процесс, на примере образовательной благотворительной организации No Limits (Macintyre Charity, Великобритания). Статья исследует как специально подобранный научный эксперимент, используемый на уроках, может оказать положительное влияние на реформирование познавательного фактора у детей и подростков, утративших мотивацию к учебному процессу. Приводятся примеры заданий и проектов, направленных на развитие познавательной активности. Предлагаются различные стратегии на различных стадиях вовлечения и сформированности познавательных учебных действий при научной экспериментальной деятельности.

Annotation. The article is devoted to the problem of re-engaging of excluded children and teenagers on example of educational charity No Limits (Macintyre Charity, UK). The article investigates how specially selected scientific experiments could re-intent interest learners to education. Examples of strategies on different stages of re-engagement learners and forming cognitive interest to investigation and education through hands-on scientific experiment.

Ключевые слова: исключенные из сферы образования, научный эксперимент, реформирование познавательного фактора у детей и подростков, мотивация к образованию.

Keywords: exclusion, science experiment, re-engaging, educational motivation.

Со ссылкой на исследование Высшей школы экономики, Коммерсант бьет тревогу о том, что в настоящее время 15 % россиян в возрасте 15-24 лет не заняты ни работой, ни учебой [12]. По Закону Российской Федерации «Об Образовании» после 15 лет человек имеет право не продолжать обучение. По данным Портала Правовой Статистики России, за 2017 год 68,5 % преступлений в России было совершено людьми без постоянного дохода [9]. А как известно, отсутсвие базового образования является серьезным препятствием на пути к получению профессии, и, как следствие – попадание в группу риска алко- и нарко-зависимости [2], криминальной вовлеченности [10], депрессий, безработицы [8], социального одиночества [2]. Поэтому если ребенок потерял интерес к учебе, если он или она перестали проявлять любознательнасть, которая естественна для детского возраста, необходимо понять, в чем причина потери интереса к учебе и к ослаблению отношения школа-ученик и немедленно устранить эти причины.

Конечно, согласно статье 19.7 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 7 мая 2013 года, дети до 15 лет не могут быть исключенными из системы образования [13]. Но на практике от проблемных детей пытаются избавиться любым способом [11]. Так может быть можно пересмотреть и попробовать вернуть мотивацию детям, которые в силу различных обстоятельств утратили инерес к учёбе или в силу различных причин не способны справиться со сложной школьной программой и просто «отбывают» своё время в школе?

В мировой литературе выделяются несколько причин нежелания продолжать учебу или потери мотивации учиться: это ослабление связи школа-ученик [6], ухудшение или конфликт с учителем (учтелями), ухудшение отношений с одноклассниками, качество преподаваемого материала.

Одним из направлений моей работы в Великобритании в благотворительной организации является обучение детей, которые по тем или иным причинам исключены из школ. Наших учеников наша организация обучает в местах общественного доступа. Это могут быть библиотеки, музеи, фермы, кафе, и т.д. Наши учащиеся часто страдают целым букетом психических, или умственных расстройств, числятся в разряде неуправляемых или мололетние преступники. Обычно, дети и подростки попадают к нам совершенно потеряв веру в себя, в профессионализм взрослых, в справедливость, и, в принципе, в будущее. Главная задача нашей организации вернуть несовершенноленему веру в себя, вернуть его или её в общеобразовательное учреждение или помочь найти дело для будущего, и мотивировать молодого человека или ребенка исследовать, пробудить снова интерес к учёбе и саморазвитию.

Мое первое образование – химик, поэтому заметила, что гораздо проще вовлечь ребенка в процесс обучения в игре, или в научный эксперимент. В мае 2018 года начала проводить уроки научного эксперимента с нашими учениками, и отзывы, поступаюшие от учеников, родителей, моих коллег побудили меня к литературному анализу, и к теме моей Магистерской диссертации «Научный эксперимент, как метод вернуть интерес к учебе, для детей и подростков, исключенных из школ».

В мировой практике описано только единственное подобное исследование, которое было организовано James Cook University (Австралия) в 2010-2014 году. Не очень понятно, чем закончился эксперимент, но, в своей статье Вилсон и Алловай (2013) подчеркивают, что определяющую роль в удачном ре-вовлечении подростков в образовательный процесс важны личностные качества преподавателя и отмечают необходимость повтора эксперимента [7].

В теории же уроки науки, на Западе это объединенное название для химии, физики и биологии, развивают способность мыслить, анализировать, принимать обоснованные решения, учиться и развиваться в личностном плане. Например, Лаке и Макгинти (2011 со ссылкой на Хабермана, 2011), утверждают о необходимости включения уроков науки в программу альтернативного обучения [4]. Это находит подтверждение и в работах Коегеля и др. (2010), кто утверждает, что интерес к учебе и увлечение академическими предметами улучшает перспективы во взрослой жизни [3]. Но в то же время Биргхам и др. (2011) замечают, что уроки науки требуют специальных стратегий, творческой смекалки и изобретательности от учителей и они должны преподаваться независимо от степени, природы или уровня инвалидности [1]. Продолжая эту же тему, Мерсер и др. (2004) показывают, что практические научные занятия являются замечательным мотивационным инструментом и должны быть включены в социальное взаимодействие и кооперацию, и быть подкорректированы под индивидуальные нужды ребенка или подростка [5]. Из сказанного следует, что преподаватель должен не только владеть предметом, но и быть способным корректировать предмет под нужды ребенка с различными проблемами [1].

Как же организовать такие уроки для детей с различными нуждами? Можно довольно часто организовывать уроки науки в нескольких различных вариациях.

  • Во время начального контакта – как я сказала выше, наши студенты поступают к нам в сервис после долгих серий неудачных попыток вернуть ребенка в образование. Часто вера детей и подростков подорвана бесконечными обещаниями и несбывшимися надеждами. Дети часто замкнуты, обозлены на всё и на всех, агрессивны, не желают идти на контакт, или же «тестируют» как далеко они могут пойти с тем или иным взрослым. Обычно, всегда с собой имею «джентельменский набор», состоящий из нескольких надувных шариков, свечей zip-пакетов, цветных перышек, лампочки, соды, уксусной кислоты, пищевого красителя, моющего средства, пары игрушечных машинок, и нескольких проводов. Этого комплекта пока было достаточно для того, чтобы диалог с ребенком состоялся практически в тот же день.
  • Для вовлечения ребенка в учебную деятельность – Конечно, в этом случае стандартные наборы не помогут. В таких случаях важно ждать, чтобы ребенок или подросток сам решил, когда он или она готовы присоединиться к эксперименту. Часто ввожу в такие сессии сенсорные элементы эксперимента. Это помогает детям с чувствительной сенсорикой или повышенной тревожностью преодолеть барьер и быть вовлеченным в процесс.
  • Для удержания устойчивого интереса к познавательной деятельности и учебе – это самый креативный этап моей деятельности, в котором приходится учитывать многие факторы поведения, природу инвалидности, интересы ребенка, и его способности. Порой, на разработку таких уроков уходят недели, но улыбка каждого из моих учеников стоит того.

В настоящее время готовлюсь к более глубокому изучению феномена взаимосвязи практических научных занятий, и ре-мотивации к учебной деятельности учащихся. Работа будет проходить в 2019-2020 учебном году на базе No Limits (Macintyre Charity, UK).

Список литературы

  1. Brigham, F., Scruggs, T. and Mastropieri, M. (2011) Science education and students with learning disabilities, Learning Disabilities Research & Practice, 26(4), p. 223–232. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://doi.org/10.1111/j.1540-5826.2011.00343.x [Дата обращения 20 01 2019].
  2. Ekstrand, B. What it takes to keep children in school: a research review. Educational Review. – 2015. – № 4(67). – pp. 459-482. DOI:10.1080/00131911.2015.1008406.
  3. Koegel, L., Singh, A. and Koegel, R. Improving Motivation for Academics in Children with Autism. Journal of Autism & Developmental Disorders. – 2010. – № 9(40). – pp. 1057-1066. DOI 10.1007/s10803-010-0962-6.
  4. Lake, D. and McGinty, S. Using Science to Re-engage Young People in an Australian Flexible Learning Centre. The International Journal of Science in Society. – 2011. – № 2(2). – pp. 39-49.
  5. Mercer, N., Dawes, L., Wegerif, R. and Sams, C. Reasoning as a scientist: ways of helping children to use language to learn science. British Educational Research Journal. – 2004. – № 3(30). – pp. 359-377.
  6. Vandekinderen, C., Roets, G., Keer, H. and Roose, R. Tackling social inequality and exclusion in education: from human capital to capabilities. International Journal of Inclusive Education. – 2018. – № 1(22). – pp. 1-20. DOI: 10.1080/13603116.2017.1362044.
  7. Wilson, K. and Alloway, T. Expecting the unexpected: engaging diverse young people in conversations around science. The Australian Association for Research in Education. – 2013. – № 2(40). – pp. 195-206. DOI 10.1007/s13384-012-0084-6.
  8. Wilson, K., Stemp, K. and McGinty, S. Re-engaging young people with education and training: What are the alternatives? Youth Studies Australia. – 2011. – № 4(30). – pp. 32-39.
  9. Генеральная Прокуратура Российской Федерации, 2018. Социальный Портрет Преступности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://crimestat.ru/social_portrait (Дата обращения : 24.01.2019).
  10. Жукова, А. Исключение из школы – изгнание из жизни [Электронный ресурс]. / А. Жукова. – 2002. – Режим доступа : https://utro.ru/articles/2002/08/01/92768.shtml (Дата обращения : 24.01.2019).
  11. Лунёв, И. Никто не вправе настаивать на том, чтобы ваш ребенок учился дома [Электронный ресурс]. / И. Лунёв. – 2017.– Режим доступа : https://www.miloserdie.ru/article/nikto-ne-vprave-nastaivat-na-tom-chtoby-vash-rebenok-uchilsya-doma/ (Дата обращения : 25.01.2019).
  12. Мануйлова, А. Два миллиона молодых россиян не работают и не учатся: Мониторинг рынка труда [Электронный ресурс]. / А. Мануйлова. – 2018. – Режим доступа : https://www.kommersant.ru/doc/3714957 (Дата обращения : 24.01.2019).
  13. Министерство Образования Российской Федерации, 2018. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. // Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/zakon-rf-ob-obrazovanii-v-rossijskoj-federacii (Дата обращения : 25.01.2019).
Теги: исключенные из сферы образования, научный эксперимент, реформирование познавательного фактора у детей и подростков, мотивация к образованию, exclusion, science experiment

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация