Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Авторы: А. С. Пейчева, Е. В. Позднякова
Раздел: Проблемы организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья и пути их решения

УДК 376.016:51

А. С. Пейчева, Е. В. Позднякова

A. S. Peicheva, E. V. Pozdnyakova

Пейчева Алина Сергеевна, студентка 5 курса ФИМЭ, НФИ КемГУ, г. Новокузнецк.

Позднякова Елена Валерьевна, к.п.н., доцент, НФИ КемГУ, г. Новокузнецк.

Peicheva Alina Sergeevna, student; Pozdnyakova Elena Valerievna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Novokuznetsk Institute (branch) «Kemerovo State University», Novokuznetsk.

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

TECHNOLOGIES FORMATION OF MATHEMATICAL COMPETENCE LEARNING WITH RESTRICTED HEALTH OPPORTUNITIES

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования математической компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Рассматриваются особенности интерактивных образовательных технологий и обосновывается целесообразность их использования в учебном процессе инклюзивного образования.

Annotation. The article is devoted to the problem of formation of mathematical competence of students with disabilities. Features of interactive educational technologies are considered and expediency of their use in educational process of inclusive education is proved.

Ключевые слова: образовательные технологии, математическая компетентность, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.

Keywords: educational technologies, mathematical competence, students with disabilities.

Одним из главных векторов модернизации отечественной системы образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), является внедрение компетентностного подхода, основанного на идеях гуманистической педагогики. ФГОС основного общего образования относит к результатам освоения основной образовательной программы (ООП) формирование математической компетентности ученика, т.е. обучающиеся должны овладеть специфическими для математики знаниями и умениями, научиться преобразованию знаний и их применению в учебных и внеучебных ситуациях, в том числе в ситуациях, связанных с жизненной практикой, овладеть математической терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами математики [4]. В международном исследовании образовательных достижений учащихся PISA под математической компетентностью понимают проявление математической грамотности, способность определить практическую проблему, решаемую средствами математики, умение сформулировать и решить соответствующую математическую задачу, проинтерпретировать полученный результат на языке проблемы [1]. Очевидно, что математическая комптентность должна формироваться у всех обучающихся, в том числе и у детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания [2].

Таким образом, возникает проблема выбора образовательных технологий, способствующих формированию математической компетентности у детей с ОВЗ.

Анализ активных и интерактивных образовательных технологий с точки зрения их эффективности при обучении математике в условиях инклюзии выявил высокий потенциал компьютерных технологий, технологии индивидуализированного обучения, игровых технологий и метода проектов для решения указанной проблемы.

Использование компьютерных технологий в образовательном процессе позволяет каждому ученику работать в индивидуальном темпе, выбирать оптимальный для себя уровень сложности заданий. Задача учителя в инклюзивном классе при использовании компьютерных технологий заключается в оценке и определении уровня усвоения учащимся темы, создание атмосферы сотрудничества и доверия для каждого ребенка.

Технология индивидуализированного обучения – это такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.

Игровые технологии имеют огромный потенциал для построения учебного процесса в инклюзивном классе. Игровые технологии могут быть использованы для активизации и интенсификации учебного процесса при освоении понятия, темы или раздела учебного предмета, при исследовании свойств понятия, в качестве фрагмента занятия (на этапе объяснения, закрепления нового материала, на этапе контроля).

Среди методов обучения, которые обеспечивают реализацию требований инклюзивного образования – метод проектов. Сущность метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических (проблемных) задач, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. При работе с детьми с ОВЗ метод проектов позволяет создать разумный баланс между теорией и практикой, развивает самостоятельность, опыт социального взаимодействия, коммуникативные навыки, умение формулировать цель, планировать и анализировать результат [3]. Так, для развития математической компетентности, обучающимся с ОВЗ могут быть предложены проекты по темам:

  • Математика в живописи и архитектуре.
  • Кемеровская область в диаграммах и графиках.
  • Геометрия в национальном костюме народов России.
  • Планирование семейного бюджета.
  • Интересные математические факты в мире животных и растений.
  • Путешествие моей мечты.

В процессе выполнения проектов обучающиеся входят в роль покупателя, потребителя услуг, члена семьи и общества, исследователя-натуралиста, историка и т.д., выполняют задания на вычисления и преобразования, на перевод в иные единицы измерения, решение задач на движение и стоимость, на проценты, на построение графиков и диаграмм, на ведение домашнего хозяйства, на расчет стоимости и времени на дорогу.

Таким образом, данные технологии развивают способность создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты, адекватно применять математику для решения возникающих в повседневной жизни проблем, т.е. формируют математическую компетентность.

Список литературы

  1. Исследования PISA – 2018. Математическая грамотность [Электронный ресурс]. // Режим доступа : http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_ml.html (дата обращения : 10.02.2019).
  2. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие [Текст]. / Д. З. Ахметова, З. Г. Нигматов [и др.] ; Институт экономики, управления и права (г. Казань), Кафедра теоретической и инклюзивной педагогики ; под ред. Д. З. Ахметовой. – Казань : Познание, 2013. – 204 с.
  3. Сурова, Р. З. Практика развития математических способностей у детей с ОВЗ [Электронный ресурс] / Р. З. Сурова // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). – Казань : Бук, 2015. – С. 100-103. – Режим доступа : https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8815/ (дата обращения : 09.02.2019).
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст]. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
Теги: образовательные технологии, математическая компетентность, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, educational technologies, mathematical competence

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация