Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗВОСПИТАНИЮ В КОЛЛЕДЖЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ

Авторы: Л. Н. Лосева, О. В. Момотова
Раздел: Проблемы организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья и пути их решения

УДК 377:796

О. В. Момотова, Л. Н. Лосева

O. V. Momotova, L. N. Losseva

Момотова Ольга Владимировна, преподаватель физической культуры, Лосева Лариса Николаевна, к.п.н., заместитель директора по учебно-методической работе, Усть-Каменогорский многопрофильный технологический колледж, г. Усть-Каменогорск, Республика Казахстан.

Momotova Olga Vladimirovna, teacher of physical training, Losseva Larissa Nikolaevna, the candidate of Pedagogical Sciences, deputy director for educational and methodical work, Ust-Kamenogorski manyprofile technological college, the Republic of Kazakhstan, the town Ust-Kamenogorsk.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗВОСПИТАНИЮ В КОЛЛЕДЖЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ

FEATURES OF ORGANIZING PHYSICAL FEDERATION TRAININGS IN A COLLEGE FOR STUDENTS WITH FACIAL HEALTH

Аннотация. Статья посвящена проблеме организации физического воспитания студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Рассматривается пример организации работы со студентами, отнесенными к специально медицинской группе. Предлагаются формы проведения практических внеучебных занятий.

Annotation. The article is devoted to the problem of organizing education. Considers an example of organizing work with students. The proposed form of practical training outside the classroom.

Ключевые слова: учебное занятие, специальная медицинская группа, студенты, состояние здоровья, физическое воспитание.

Keywords: educational lesson, special medical group, students, state of health, physical education.

Физическое воспитание в системе профессионального образования является основным звеном организации физкультурно-массовой, оздоровительной и спортивной работы среди студентов. Особого внимания требует организация и формы проведения занятий по физическому воспитанию со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Именно такой предмет, как физическое воспитание, способствует формированию у будущих специалистов навыков сохранения высокой работоспособности и повышения творческого долголетия.

Теоретические положения по проблеме физического воспитания учащихся с ослабленным здоровьем рассматривали в своих трудах А. К. Алекперова [1], В. В. Пономарева [4], И. А. Богородская [3]. Но в большинстве случаев по предлагаемым методикам работы с учащимися с ослабленным здоровьем, такие ребята занимаются от своих сверстников отдельно. Это может повлиять на их психологическое состояние, самоопределение себя в социуме, снизить их самооценку.

Мы провели исследования в Усть-Каменогорском многопрофильном технологическом колледже по выявлению студентов с ослабленным здоровьем; так в 2016 году число таких студентов составило 8,5 %, 2017 – 9,3 %, а в 2018 году – 10,2 %. Данные исследования показывают, что состояние здоровья студентов ухудшается. Проанализировав состояние здоровья, и распределив по уровням студентов с использованием шкалы здоровья Апанасенко [2], мы получили следующие данные. Количество студентов с промежуточным уровнем здоровья составляет 2,1 %, с низким – 3,6 %, очень низким – 5,7 %. Результаты исследования подтверждают, что уровень физического состояния студентов и их соматическое здоровье находятся на низком уровне.

Формирование учебных групп осуществляется по виду заболеваний с учетом показаний и противопоказаний к занятиям физическими упражнениями. Этот принцип комплектования учебных групп дает возможность учитывать особенности методики применения физических упражнений при том или ином заболевании, и позволяет индивидуально подходить к каждому студенту [3].

Учебный процесс со студентами, отнесенными к специальной медицинской группе, направлен на расширение и углубление образованности по физической культуре, формирование мотивации и повышения интереса к занятиям, укрепление здоровья, закаливания организма и расширение функциональных возможностей студентов, на ликвидацию остаточных явлений после заболеваний. В каждом семестре система практических занятий строится как законченный материал, который подразделяется на этапы, соответствующие прохождению различных разделов программы. Каждый этап завершается выполнением соответствующих заданий, характеризующих степень усвоения учебного материала.

Практические занятия со студентами с ослабленным здоровьем мы не сводим просто к лечебной физической культуре. Такие занятия носят преимущественно комплексный характер. При подборе средств и методов необходимо неукоснительно соблюдать основные принципы физического воспитания: постепенность, систематичность, доступность, разносторонность. В ходе работы с такими студентами нами чаще всего используются общеразвивающие и специальные упражнения, не требующие чрезмерных напряжений. Прежде всего, это оздоровительно-профилактическая направленность средств физической культуры.

Следует отметить, что при проведении занятий используется дифференцированный подход к каждому студенту в рамках подбора и использования средств физической культуры в зависимости от характера и выраженности структурных и функциональных нарушений в организме подростка, вызванных патологическим процессом. Занятия физической культурой со студентами с ослабленным здоровьем делятся на два периода: подготовительный и основной.

В подготовительный период – средства и методы физического воспитания используются исключительно в оздоровительных целях.

Основная цель – подготовительного периода: (сентябрь-декабрь), овладение техникой простейших упражнений, постепенное развитие адаптации организма к физическим нагрузкам за счет умеренного воздействия с помощью физических упражнений на все органы и системы.

Хотим особо подчеркнуть, что таких студентов мы подразделяем на две подгруппы:

  • студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные в связи с различными заболеваниями;
  • студенты с органическими, необратимыми изменениями органов и систем (поражение сердечно-сосудистой, мочевыводящей системы, печени, высокая степень нарушения рефракции зрения и др.)

Безусловно, подходы к занятиям с подростками из разных групп будут разные. Например, студенты, относящиеся к основной группе, осваивают сложные двигательные действия с изменением скоростного режима, с отягощениями и выполняют сложно координированные физические упражнения. А студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья, осваивают общеразвивающие упражнения, упражнения с использованием гимнастической палки, теннисного мяча, гимнастического обруча. В положениях (стоя, сидя, лежа). Обучаются двигательным навыкам, необходимым в выбранной ими профессии.

Сложность проведения занятий физической культуры состоит в том, что работа со студентами, отнесенными к специально медицинской группе, ведется одновременно со студентами основной группы, поэтому одним из основных условий реализации предлагаемой методики проведения занятий является осуществление индивидуально-дифференцированного подхода (табл. 1).

Предлагаемая групповая форма работы со студентами позволяет в более краткие сроки совершенствовать физические качества, повышать физическую работоспособность и функциональные возможности организма студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Введение данной практики свидетельствует о гуманном отношении и усилении заботы о здоровье всех без исключения обучающихся, на что нацелено физическое воспитание в целом и занятия физической культурой в частности.

Физическое воспитание во внеучебное время создает условия для наиболее полного обеспечения всестороннего развития личности, решает задачи непосредственного включения студентов в самостоятельную физкультурно-спортивную деятельность, соответствует развитию его творческой индивидуальности и способствует более полному удовлетворению интересов молодежи.

Нами вырабатываются индивидуальные рекомендации для студентов с ослабленным здоровьем, с учетом видов заболеваний, которые можно представить в следующих формах:

  • физические упражнения в режиме учебного дня: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурные паузы;
  • занятия в клубах и группах по интересам: любителей бега, плавания, лыжного спорта и т. д.
  • самостоятельные занятия физическими упражнениями, ориентированием, туризмом по индивидуально составленным программам физического самосовершенствования, организуемые по собственной инициативе студентов в удобное время при консультации преподавателя;
  • участие в массовых оздоровительных мероприятиях, организованных в колледже, по месту жительства.

В дополнение к учебным занятиям, мы рекомендуем проведение информационно-музыкальных программ, выполнение творческих работ, активное участие в подготовке и проведении внеклассных спортивных мероприятий, которые знакомят студентов с основами здорового образа жизни, информируют их о проблемах нашего общества.

Таким образом, организация занятий студентов с использованием предлагаемых форм, способствует общему укреплению здоровья, повышению интереса к занятиям физической культуры и двигательной активности, хорошую подготовку будущих специалистов, а так же развитию творческих способностей, улучшению психологического состояния, самоопределению в социуме.

Приложение 1

Методическая разработка внеурочного мероприятия по физической культуре «Физическое воспитание в Древней Греции»

Методическая цель: «Организация работы студентов с ослабленным здоровьем».

Задачи:

  1. Дать представление о системе Физического воспитания в Древней Греции.
  2. Отработать навыки самостоятельного выполнения комплекса упражнений (комплекс атлетической гимнастики для коррекции фигуры).
  3. Способствовать развитию двигательных качеств.
  4. Формировать чувство прекрасного, естественного восприятия окружающего мира.

Инвентарь и оборудование: видеомагнитофон, гимнастические скамьи, гантели, гимнастические маты, штанга разборная, скакалки, обручи, баскетбольные мячи.

Приложение 2

Карточка-задание №1. Станция «ВЫСОКИЙ РОСТ» (комплекс упражнений)

  1. И. п. – лежа на спине, выпрямить пальцы рук и ног. Потянуться, стараясь растянуть все мышцы тела (удерживать 10-15 секунд, 3-5).
  2. И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Перевести ноги через голову назад, носками коснуться пола (удерживать 20 - 30 секунд, отдых 10-15 секунд).
  3. И. п. – сидя ноги врозь, руки прямые перед собой. Партнерша надавливает на спину (удерживать 10-15 секунд).
  4. И. п. – лежа на животе, руки прямые вверх. Одновременно поднять правую руку и левую ногу, затем наоборот (удерживать 10 Hi 5 секунд, 10).
  5. И. п. – стоя у стены. Стараться достать руками отметку.

Карточка-задание №2. Станция «СТРОЙНЫЕ НОГИ» (комплекс упражнений)

  1. И. п. – широкая стойка. Глубокий присед, с отягощением (спину держать прямо) 10-14 раз.
  2. И. п. – лежа на правом боку, в упоре на согнутой руке, левую ногу согнуть. Махи ногами (5 – мах низкой амплитуды, 5 – средней амплитуды, 5 – мах высокой амплитуды). Все махи выполняются без касания ноги о пол.
  3. И. п. – сидя на скамейке, штанга на коленях. Подъем стоп на носки (спину держать прямо 4 по 10).
  4. И. п. – стоя гантели в руках. Подъем на носки 4 по 10.
  5. И. п. – сед в упоре на локтях. Ноги согнуть в коленях, затем выпрямить (носки оттянуть, выполнять упражнение, не касаясь ногами пола 15 раз).

Карточка-задание № 3. Станция «ПРЯМАЯ СПИНА» (комплекс упражнений)

  1. И. п. – широкая стойка, руки вдоль туловища. Круговые вращения плечами, гантели в опущенных руках (12-16).
  2. И. п. – широкая стойка, наклон туловища вперед, руки внизу. Отводить руки назад - вверх, гантели в руках (10-12).
  3. И. п. – лежа на животе, ноги закреплены, руки за головой. Сгибать и разгибать туловище назад (10-15).
  4. И. п. – лежа на спине, руки прямые в стороны. Сведение и разведение прямых рук (14-16).
  5. И. п. – стоя лицом к стене, упор на согнутые руки. Оттолкнувшись руками, прийти в вертикальное положение и вернуться в упор выполнять с хлопком (15-20).

Карточка-задание № 4. Станция «ТОНКАЯ ТАЛИЯ» (комплекс упражнений)

  1. И. п. – широкая стойка, руки вдоль туловища. Наклоны в стороны, в опущенных вдоль тела руках гантели (1-4,16-20).
  2. И. п. – сидя на скамейке. Повороты туловища в стороны с отягощением (таз и ноги не подвижны 1-4, 14-16).
  3. И. п. – лежа на полу ноги закреплены. Поднимать и опускать туловище (1-4, 16-20).
  4. И. п. – лежа на животе, руки согнуты за головой, ступни зафиксированы. Поднимая верхнюю часть туловища, прогнуться в пояснице (амплитуда движения максимальная, 1-4, 10-12).
  5. И. п. – широкая стойка, руки произвольно. Вращение обруча.

Список литературы

  1. Алекперова, А. К. Организация и формы работы по физическому воспитанию студентов с отклонениями в состоянии здоровья [Текст] / А. К. Алекперова, Н. Г. Дмитриева, И. А. Пунченок. // Вопросы физического воспитания студентов. – 1983. – № 15. – С. 3-19.
  2. Апанасенко, Г. Л. О возможности количественной оценки уровня здоровья человека [Текст] / Г. Л. Апанасенко. // Гигиена и санитария, 1985. – № 6. – С. 55-58.
  3. Богородская, И. А. Организация проведения занятий в специальном медицинском отделении : методические рекомендации [Текст]. / И. А. Богородская. – Алма-Ата : Энергоинститут, 1986. – 98 с.
  4. Пономарева, В. В. Организация и методика проведения занятий по физическому воспитанию в специальном учебном отделении. Методические рекомендации [Текст]. / В. В. Пономарева, М. Г. Мацук. – М. : Медицинский институт им. Сеченова, 1985. – 146 с.
Теги: учебное занятие, специальная медицинская группа, студенты, состояние здоровья, физическое воспитание, educational lesson, special medical group

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация