Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ ПО СИСТЕМЕ БРАЙЛЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Автор: Л. А. Крахмелец
Раздел: Проблемы организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья и пути их решения

УДК 376.016:003-028.31

Л. А. Крахмелец

L. A. Krakhmelets

Крахмелец Людмила Александровна, учитель начальных классов, МКОУ «Специальная школа № 106», г. Новокузнецк.

Krakhmelets Lyudmila Aleksandrovna, primary school teacher, Specialized School № 106, Novokuznetsk.

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ ПО СИСТЕМЕ БРАЙЛЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

WAYS OF OVERCOMING DIFFICULTIES IN TEACHING A READING AND A LETTER ON THE BRIEL SYSTEM OF BLIND AND WEAKLY-LEARNING TRAINERS

Аннотация. В статье представлены рекомендации по преодолению трудностей в обучении рельефно-точечному шрифту Брайля слепых и слабовидящих обучающихся и некоторые приёмы, способствующие прочному запоминанию образа букв, цифр и знаков этого шрифта. Данная статья адресована учителям специальных школ, студентам, родителям.

Annotation. The article presents recommendations for overcoming difficulties in teaching Louis Braille relief-point font to blind and visually impaired students and some techniques that contribute to the lasting memorization of the image of letters, numbers and signs of this font. This article is addressed to teachers of special schools, students, parents.

Ключевые слова: слепые и слабовидящие обучающиеся, рельефно-точечный шрифт Брайля.

Keywords: blind and visually impaired students, braille.

Одним из важнейших компонентов реабилитации слепых и слабовидящих обучающихся является обучение чтению и письму рельефно-точечным шрифтом Брайля. Невозможность чтения и письма создает информационный дефицит и психологический дискомфорт. В настоящее время система Брайля остается единственной универсальной системой чтения и письма без зрения [1].

Исходя из своего на многолетний опыт работы, хотелось бы отметить то, что рельефно-точечный шрифт – это не только путь сохранения остаточного зрения, но и развитие интеллекта детей в процессе чтения и письма. Обучение рельефно-точечному шрифту Брайля является одной из самых сложных составляющих процесса обучения младших школьников. В связи с этим педагогу начальной школы необходимо уделять самое пристальное внимание данному процессу.

Одной из приоритетных задач является обучение слепых и слабовидящих обучающихся чтению и письму, так как это способствует формированию коммуникативных умений и последующему включению в социальную среду. Так же необходимо отметить, что обучение рельефно-точечному шрифту имеет свои отличительные особенности. Предварительная подготовительная работа оказывает огромное влияние на успешность овладения чтением и письмом по системе Брайля обучающимися. Тифлопедагоги нашего образовательного учреждения часто встречаются с тем, что многие родители не хотят признавать необходимость подготовительной работы с ребенком-дошкольником перед началом обучения его системе Брайля. Они считают, что дети готовы обучению чтению и письму. Они должны понять, что подготовительная работа нужна всем без исключения незрячим детям.

Самым важным для слепого ребенка является осязание, так как оно способствует восприятию окружающего мира, дополняя утраченное зрение. С помощью него ребенок получает информацию о форме предмета, его месторасположении и фактуре. Осязание при слепоте выступает как ведущий фактор компенсаторного развития незрячего. На коррекционных занятиях «Развитие осязания и мелкой моторики» развивается тактильная чувствительность. В процессе включения в образовательный процесс системы упражнений, связанных с работой на основе таких материалов как: бумага, фольга, нитки, пластилин, глина развивается мелкая моторика. В своей работе я часто использую мозаику и конструкторы, так как они позволяют вовлечь ребенка в увлекательный процесс создания целостной картины и способствуют развитию мелкой моторики рук. Помимо этого, в образовательной практике применимы также составление различных пирамид и узоров из пуговиц, природного материала, занятия аппликационной лепкой, чтение рельефных рисунков, массаж, пальчиковая гимнастика. Развитая тактильная чувствительность у слепых и слабовидящих обучающихся может компенсировать дефект зрения.

Для восприятия рельефно-точечного шрифта Брайля необходимо развить осязание незрячего ребёнка в такой степени, чтобы он в дальнейшем смог овладеть чтением любого текста, работать с рельефно-графическим материалом, рельефно-точечным изображением. Работа с пособиями всегда ведется двумя руками для создания более полного и точного образа. На подготовительном этапе предлагаются различные игровые упражнения на развитие осязательного восприятия, мелкой моторики, задания на формирование образов предметов и развитие воображения. Умение ориентироваться на плоскости так же является одним из решающих факторов при овладении незрячим ребёнком письмом и чтением по системе Брайля.

Из опыта своей педагогической деятельности можно выделить действия, которые помогут в подготовке детей к освоению системы рельефно-точечного шрифта, а именно:

  • знакомство детей с понятиями: «гладкий», «шершавый», «легкий», «тяжелый», «теплый», «холодный» используя подходящие предметы;
  • обучение определению, из каких материалов сделаны предметы, умению находить предметы, сделанные из одного материала;
  • подбор одинаковых предметов по величине и форме; обучение подбору предметов, одинаковых по цвету, если у детей имеется остаточное зрение;
  • осваивание навыков подбора предметов, одинаковых по двум и более параметрам, например: по форме и величине; по структуре поверхности и форме; величине и весу.

При работе со слепыми и слабовидящими обучающимися, большое внимание при чтении и письме уделяется положению рук и осанке. Достаточная подготовительная работа, использование разнообразных приемов, заданий и упражнений – сложный и трудоёмкий процесс. Чем лучше у ребенка развито образное мышление, тем меньше времени нужно на его подготовку к чтению и письму [2].

Интерес ребенка, который поддерживается тифлопедагогом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом имеет особое значение в обучении. Знакомство начинается с букв, которые встречаются в его имени, затем с буквами из имен его родственников и друзей, любимой пищи, любимых игрушек или занятий. Тексты имеют индивидуальную, личностно-ориентированную направленность с учетом офтальмоэргономических условий. Опираясь на большой опыт работы обучения письму и чтению по системе Брайля, можно обозначить трудности, с которыми обучающиеся сталкиваются при чтении рельефно-точечного шрифта и работе с тифлоприборами. Это соблюдение строки при письме на приборе, попадание грифелем в нужные точки шеститочия на приборе при письме, ориентирование на приборе для письма, письмо и чтение «зеркальных» букв (е-и, д-ф, ж-х, з-ы, н-я, о-э, р-в, с-ш, т-ю, у-м, ъ-ь) и цифр (4-6, 5-9, 0-8), «Переколы» и «Недоколы». Так же проблемы возникают с пропусками между словами при письме, ориентировании в числе клеточек при переносе, учебнике, нахождении задания. Обратная направленность письма и чтения, различия знаков препинания и букв при чтении, проверка грифелем написанного, нахождение ошибок и исправление их при письме встречаются так же не редко.

При решении проблем зеркальных букв необходимо использовать ассоциации самого ребенка, которые для него близки и понятны. Так, например, слепой обучающийся выполняет следующие задания по просьбе тифлопедагога: веди указательным пальцем по строке, когда встретишь букву «У», сразу произноси ее; посчитай, сколько букв «М» и сколько «У» находятся на строке; на что похожи буква «У» и буква «М»; чем они отличаются. С учётом данных трудностей обучения письму и чтению по системе Брайля были разработаны рекомендации по их преодолению.

Обучение чтению и письму по системе Брайля не может проводиться в отрыве от подготовки детей к школьному обучению в целом. Для успешного овладения системой Брайля, тифлопедагоги мотивируют обучающихся познавать новое, формируют стремление к практической реализации изученного. Таким образом, правильное построение воспитательно-образовательного процесса, рациональное использование подобранных методов и приемов, взаимодействие педагогов и родителей обучающихся значительно повышает уровень усвоения школьниками системы Брайля. В результате кропотливой работы слепые и слабовидящие обучающиеся овладевают осознанным, правильным и плавным чтением.

Список литературы

  1. Соломеина, Н. А. Методика обучения поздноослепших чтению и письму по системе Брайля : учеб.-метод. пособие [Текст]. / авт.-сост.: Н. А. Соломеина, Ю. Я. Макогон. – Сургут : Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа. – Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2017. – 56 с.
  2. Бейбалаева, Н. В. Специфика обучение письму по системе Брайля детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. / Н. В. Бейбалаева. // Педагог, 15 ноября 2017. – Режим доступа : https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=7065
Теги: слепые и слабовидящие обучающиеся, рельефно-точечный шрифт Брайля, blind and visually impaired students, braille

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация