Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

МЕТОД ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ

Авторы: К. Е. Климова, Е. В. Позднякова
Раздел: Проблемы организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья и пути их решения

УДК [376.016:514]:371.385

К. Е. Климова, Е. В. Позднякова

K. E. Klimova, E. V. Pozdnyakova

Климова Ксения Евгеньевна, студентка ФИМЭ, НФИ КемГУ, г. Новокузнецк.

Позднякова Елена Валерьевна, к.п.н., доцент, НФИ КемГУ, г. Новокузнецк.

Klimova Kseniya Evgenievna, student; Pozdnyakova Elena Valerievna, candidat of pedagogical Sciences, associate Professor, Novokuznetsk Institute (branch) «Kemerovo State University», Novokuxnetsk.

МЕТОД ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ

PROJECT METHOD IN TEACHING OF MATHEMATICS IN THE CONDITIONS OF INCLUSION

Аннотация. В статье раскрываются особенности метода проектов при обучении математике в инклюзивном классе. Приведен пример проекта «Применение зрительных иллюзий в дизайне помещения».

Annotation. The article reveals the features of the method of projects in teaching mathematics in an inclusive class. An example of the project «The use of visual illusions in the design of the room».

Ключевые слова: метод проектов, инклюзивное образование, обучение математике.

Keywords: project method, inclusive education, teaching mathematics.

Цель деятельности учителя, реализующего инклюзивную практику, – создать оптимальные условия для развития потенциала каждого ребенка, обучающегося в инклюзивном классе. Таким образом, инклюзивное образование требует реализации индивидуального подхода к каждому ребенку, в том числе и при обучении математике.

Среди методов обучения, которые обеспечивают реализацию требований инклюзивного образования – метод проектов. Сущность метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Использование метода проекта в инклюзивном классе предоставляет учителю возможность построить учебный процесс с учетом способностей и интересов ребенка. С помощью этого метода возможна реализация актуального требования инклюзивного образования – включение родителей в учебный процесс. Метод может быть использован как на уроке, так и во внеурочной деятельности ученика.

Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жёсткой алгоритмизации действий, но требует следования логике и принципам проектной деятельности. В работе Л. В. Байбородовой, Л. Н. Серебренникова представлена методика организации проектной деятельности, которая может быть использована в условиях инклюзии [1]. Следуя авторам, проектная деятельность школьников включает следующие этапы: мотивационно-целевой, исследовательский, проектировочный, технологический, практический, контрольно-корректирующий, презентационный, аналитико-рефлексивный.

Приведем пример проекта, который может быть предложен в инклюзивном классе при обучении математике, и работа над которым предполагает выполнение всех выделенных этапов.

Проект «Применение зрительных иллюзий в дизайне помещения».

Задание проекта: Знания свойств иллюзий применяются не только в архитектуре и живописи, но и в дизайне помещения. Применяя свойства иллюзий, можно недостатки строения сделать менее заметными, скорректировать так, чтобы человек чувствовал себя в помещении комфортно. Мелкий орнамент зрительно увеличивает помещение, крупный – уменьшает. Один и тот же эффект снижения высоты может быть достигнут разными приемами: разделением поверхности в нижней зоне и применением достаточно темного цвета для потолка. Горизонтальные полосы «растягивают» помещение, создавая эффект увеличения площади, но одновременно уменьшают высоту. Вертикальные полосы “сжимают” пространство, зрительно повышая его. Ощутимый пространственный эффект дает членение даже одной из плоскостей. Помещение может казаться большим или маленьким, укороченным или удлиненным. Использование вертикалей в декоре стен зрительно увеличивает высоту помещения. Этот же эффект сохраняется, если вертикаль присутствует в виде вертикально вытянутых картин, в вертикальной форме светильников, вертикальном расположении полос в обивочной ткани.

Несомненно, знания о данных свойств зрительных иллюзий необходимы в работе дизайнера, но они, безусловно, нужны и любому человеку. Каждый в своей жизни имеет дело с ремонтом помещения, и помещение, которое приходится ремонтировать, редко бывает идеальных пропорций. Предлагаю вам почувствовать себя в роли дизайнеров и поработать в группах. Каждая группа получает задание: В комнате произвести ремонт с учетом коррекции нестандартного помещения. Рассчитать стоимость ремонта (рис. 1).

Учащиеся самостоятельно рассчитывают стоимость ремонта по условию задачи. Определяют дефект помещения: высокий потолок, маленькая ширина, низкий потолок, комбинация дефектов. Совместно в группах решают, какие обои лучше зрительно сгладят дефект. (Образцы обоев дети приносят из дома, как правило, это остатки от ремонта.)

Презентационный и аналитико-рефлексивный этапы предполагают проектирование компьютерной презентации и рассказ представителей группы о проделанной работе: выявленный дефект, пути его коррекции (демонстрируют с помощью образцов обоев), решение арифметической задачи. Остальные учащиеся вносят свои предложения.

Таким образом, метод проектов в инклюзивном образовании ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая может осуществляться в индивидуальной, парной, групповой формах; основан на развитии познавательных навыков, умении конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; развивает критическое мышление.

Список литературы

  1. Байбородова, Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах : пособие для учителей общеобразовательных организаций [Текст]. / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М. : Просвещение, 2013. – 175 с.
Теги: метод проектов, инклюзивное образование, обучение математике, project method, inclusive education, teaching mathematics

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация