Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА УРОКАХ ФИЗИКИ С ПОМОЩЬЮ ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Автор: А. В. Иванов
Раздел: Проблемы организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья и пути их решения

УДК 376.016:53

А. В. Иванов

A. V. Ivanov

Иванов Антон Владимирович, учитель I категории, учитель физики, ГКОУ СО «ЕШИ № 11», г. Екатеринбург, Свердловская область, Россия.

Ivanov Anton Vladimirovich, teacher of I category, teacher of physics, State educational establishment «Yekaterinburg boarding school № 11», Yekaterinburg, Sverdlovsk Region, Russia.

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА УРОКАХ ФИЗИКИ С ПОМОЩЬЮ ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ACTIVATION OF COGNITIVE ACTIVITY AMONG STUDENTS WITH HEARING IMPAIRMENT IN PHYSICS LESSONS BY USING THE SUBJECT PRACTICAL ACTIVITIES

Аннотация. В контексте решения проблемы активизации познавательной деятельности у обучающихся с нарушением слуха рассматривается возможность использования предметно-практической деятельности в процессе обучения физики.

Abstract. In the context of solving the problem of activation of cognitive activity in students with hearing impairment, the possibility of using the subject-practical activity in the process of teaching mathematics is considered.

Ключевые слова: нарушение слуха, познавательная деятельность, предметно-практическая деятельность.

Keywords: hearing impairment, cognitive activity, subject-practical activity.

В современном Российском обществе за каждым ребенком закреплено право получать образование без дискриминации по какому-либо признаку, право ребенка на уважение его достоинства, проживание в семье, право детей-инвалидов на социальную интеграцию [3].

Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с которым строится современное отечественное образование для выделенного контингента обучающихся, является Конвенция о правах инвалидов, в которой, в частности, говорится о том, что для них необходимо:

  1. Развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;
  2. Обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества.
  3. Доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица;
  4. Предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения;
  5. Создание условий для освоения социальных навыков;
  6. Обеспечение подготовки и переподготовки педагогов [5].

Ратификация Конвенции о правах инвалидов в Российской Федерации предполагает строгое следование данным требованиям, что влечет за собой включение их в федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, а в дальнейшем – и в новый Закон об образовании [2].

Согласно ФГОС в состав универсальных учебных действий входят познавательные действия, которые включают:

  • умение видеть проблему;
  • умение ставить вопросы;
  • умение структурировать тексты;
  • умение давать определение понятиям;
  • умение делать выводы и умозаключения;
  • умение классифицировать [6].

Под познавательной деятельностью мы будем понимать единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности [4].

Познавательная деятельность каждого человека возможна благодаря восприятию действительности (цвета, звуков, форм, запахов и др.) через ощущения.

Если набор ощущений для восприятия действительности не полный, то познавательная деятельность подвергается определенной деформации. В частности, у обучающихся с нарушением слуха полностью или частично «не работает» один из компонентов ощущения.

Особенности познавательной деятельности у учащихся с нарушением слуха остро проявляются в процессе усвоения физики, так как физика в большей мере, чем другие предметные области, требует высокого уровня ее сформированности.

Предметно-практическая деятельность в обучении детей с нарушениями слуха может играть роль фактора, обеспечивающего планомерную активизацию познавательной деятельности.

Особенность предметно-практической деятельности состоит в том, что она проводится в несколько этапов:

  1. Оперирование реальными предметами, их частями.
  2. Включение речи в процесс практического оперирования предметам.
  3. Выполнение некоторых практических действий в уме.
  4. Проверка мыслительной деятельности учащегося на основе речевых средств.

Согласно представленным этапам усвоенные глухими школьниками слова и выражения сразу же не только включаются в речевое общение, но и выступают в качестве средств мыслительной деятельности [1].

Список литературы

  1. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Т. Г. Богданова. – М. : Академия, 2002. – 203 с.
  2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст], № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
  3. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) [Текст] // Сборник международно-правовых актов по семейном праву. – М. : Бек. – 1996.
  4. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
  5. Федеральный закон о ратификации конвенции о правах инвалидов [Текст], № 46 от 03.05.2012.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2013. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).
Теги: нарушение слуха, познавательная деятельность, предметно-практическая деятельность, hearing impairment, cognitive activity, subject-practical activity

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация