Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ОТКРЫТЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ

Авторы: А. В. Габаткина, Е. В. Позднякова
Раздел: Проблемы организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья и пути их решения

УДК 376.016:514

А. В. Габаткина, Е. В. Позднякова

A. V. Gabatkina, E. V. Pozdnyakova

Габаткина Алина Владимировна, студентка ФИМЭ, НФИ КемГУ, г. Новокузнецк.

Позднякова Елена Валерьевна, к.п.н., доцент, НФИ КемГУ, г. Новокузнецк.

Gabatkina Alina Vladimirovna, student; Pozdnyakova Elena Valerievna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Novokuznetsk Institute (branch) «Kemerovo State University», Novokuznetsk.

ОТКРЫТЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ

OPEN TASKS AS A MEANS OF FORMING UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS IN TEACHING MATHEMATICS IN THE CONDITIONS OF INCLUSION

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования универсальных учебных действий (УУД) в условиях инклюзии на уроках математики. Рассматриваются открытые математические задачи как средство формирования базисных УУД у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Annotation. The article is devoted to the problem of formation of universal educational actions (UEA) in the conditions of inclusion in the lessons of mathematics. Open mathematical problems as a means of formation of basic UEA in children with disabilities are considered.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, разноуровневые открытые задачи, обучение математике в условиях инклюзии, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Keywords: universal educational activities, multi-level open tasks, teaching mathematics in the conditions of inclusion, children with disabilities.

В настоящее время перед образовательными учреждениями поставлена задача обеспечения высокого уровня и доступности образования для всех категорий детского населения. Это приводит к необходимости создания комфортной образовательной среды, в которой учебные процессы протекают в наиболее благоприятных для учащихся условиях. В этой связи особую актуальность приобретает инклюзивное образование.

Новый Закон об образовании определяет инклюзивное образование как такую организацию процесса обучения, при которой происходит обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Инклюзивное образование предполагает обучение детей с различными образовательными потребностями и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) вместе. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания [2].

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), которые в современной педагогике определяются как совокупность обобщенных действий учащегося, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию. [1]. В структуре универсальных учебных действий выделяют четыре основных вида: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. В работе [4] определены базисные универсальные учебные действия:

  • познавательные УУД: анализ, обобщение, формулирование вывода; установление причинно-следственных связей; выдвижение и обоснование гипотез; моделирование;
  • коммуникативные УУД: формулирование вопросов и ответов; участие в диалоге; устная и письменная монологическая речь; поиск и сбор информации с целью общения;
  • регулятивные УУД: формулирование цели; составление плана и алгоритма для достижения цели; самоконтроль и самооценка.

Очевидно, что такие умения должны формироваться у всех обучающихся, в том числе и у детей с ограниченными возможностями здоровья, средствами учебных дисциплин, в частности, математики. Психологами установлено, что познавательная математическая деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности: низкий уровень развития восприятия, что приводит к необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации; недостаточная сформированность пространственных представлений, в результате чего дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое; неустойчивость внимания; преобладание кратковременной памяти над долговременной, механической над логической; замедленный темп переработки информации; преобладание наглядно-действенного мышления над словесно-логическим [2]. Вследствие этого при обучении математике детей с ОВЗ возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, и т.д.) Таким образом, актуализируется проблема выбора адекватных средств формирования УУД у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при обучении математике. Для решения указанной проблемы весьма перспективным представляется потенциал открытых математических задач. Открытая задача может обладать следующими характеристиками: отсутствует конкретное условие, четко сформулированный вопрос, известный алгоритм решения, единственно правильное решение, присутствует противоречие в условие, требование сформулировано в виде вопроса. В работе [3] определены разноуровневые открытые математические задачи, развивающие такие умения как: формулировать цель работы, анализировать условия заданной ситуации, выдвигать и обосновывать гипотезы, планировать решение задачи (проблемы), критически анализировать результат. Указанные умения входят в состав базисных УУД, а открытые задачи первого (наиболее простого) уровня сложности могут быть использованы при обучении детей с ОВЗ в условиях инклюзии.

Например, первый уровень сложности открытой задачи, развивающей умение выдвигать и обосновывать гипотезы, характеризуется тем, что для выдвижения гипотезы достаточно одной – двух проб, доказательство гипотезы основывается на одной известной теореме, задача сформулирована на языке математики. Задача: Два равных прямоугольных треугольника приложили один к другому таким образом, что их гипотенузы совпали, а неравные острые углы приложились один к другому. Каков вид получившегося при этом четырехугольника? (Для определения вида четырехугольника достаточно одной пробы, а доказательство гипотезы «Получившийся четырехугольник – прямоугольник» основывается на теореме о сумме углов треугольника) [3].

В ходе апробации указанного дидактического материала было выявлено, что для обучающегося с ОВЗ решение подобных задач оказывается посильным, создает «ситуацию успеха», вызывает интерес и положительную мотивацию к изучению математики, позволяет дифференцировать учебный процесс.

Список литературы

  1. Асмоло, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя [Текст] / А. Г. Асмолов [и др.] : под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2011. – 159 с.
  2. Ахметова, Д. З. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие [Текст] / Д. З. Ахметова, З. Г. Нигматов [и др.]. – Институт экономики, управления и права (г. Казань), Кафедра теоретической и инклюзивной педагогики; под ред. Д.З. Ахметовой. – Казань : Познание, 2013. – 204 с.
  3. Позднякова, Е. В. Формирование исследовательских умений учащихся основной школы в процессе обучения геометрии [Текст] : дис. … канд. пед. наук. 13.00.02. / Е. В. Позднякова. – Новокузнецк, 2004. – 231 с.
  4. Шкерина, Л. В. Критериально-базисный подход к оцениванию универсальных учебных умений школьников при обучении математике [Текст]. / Л. В. Шкерина // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. – 2017. – № 2. – С. 21-31.
Теги: универсальные учебные действия, разноуровневые открытые задачи, обучение математике в условиях инклюзии, дети с ограниченными возможностями здоровья

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация