Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Автор: К. О. Ахметжанова
Раздел: Проблемы организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья и пути их решения

УДК 376.016:51

К. О. Ахметжанова

K. O. Akhmetzhanova

Ахметжанова Кулара Онгаровна, к. физ.-мат. н., доцент кафедры алгебры и геометрии механико-математического факультета, Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева, Астана.

Akhmetzhanova Kulara Ongarovna, candidate of physical and mathematical sciences, associated professor dept. of algebra and geometry, faculty of mathematics and mechanics, L. N. Gumilyov National Eurasian University, Astana.

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

PROBLEMS OF TEACHING MATHEMATICS FOR CHILDREN WITH SPECIAL NEEDS

Аннотация. Статья посвящена некоторым вопросам обучения математике детей с диагнозом задержка психического развития в Казахстане; выделены некоторые проблемы в организации и методике обучения математике детей с отклонениями в развитии.

Annotation. The article is devoted to some problem of teaching mathematics to children diagnosed with mental retardation in Kazakhstan; highlighted some problems in the organization and methods of teaching mathematics to children with developmental disabilities.

Ключевые слова: инклюзивное образование, коррекционно-развивающее обучение.

Keywords: inclusive education, remedial developmental education.

Конвенция о правах инвалидов, которую Казахстан подписал в 2008 году, и ее распространение может оказать содействие в популяризации инклюзивного образования и внедрения принципа инклюзивного образования в образовательных учреждениях.

Сейчас актуальным является ворос: что предпочтительнее – инклюзивное образование или специальное образование для детей с ограниченными возможностями? Большинство специалистов считают, что дети с ограниченными возможностями должны учиться в обычной среде, чтобы быстрее развиваться и включаться в общество.

Инклюзивное образование позволяет детям с особыми образовательными потребностями обучаться не в специально отведенных учреждениях, школах-интернатах, а именно в общеобразовательных школах, детских садах.

Это дает, во-первых, возможность взаимодействия с более широким кругом лиц, т.е. появляется коммуникативная связь, которая отсутствовала до начала обучения по инклюзивной программе; во-вторых, возможность вхождения в общество вместе и наравне с другими членами социума, например, свободное посещение кино, театра, музея без каких-либо страхов и комплексов; и в-третьих, конечно же, получение психологической, психолого-социальной помощи. Такая помощь может быть осуществлена подготовленными к преподаванию по инклюзивному принципу обучения людьми – тьюторами.

Но есть и минусы инклюзивного образования: это нехватка компетентных и квалифицированных учителей, воспитателей, психологов, дефектологов, тьюторов, специально обученных по инклюзивному принципу обучения; не повсеместная доступность инклюзивного образования; отсутствие специальных пособий, достаточного объёма информации для людей, которым необходим инклюзивный принцип образования.

Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы предусматривает к 2020 году увеличить до 70 % долю школ, создавших условия для инклюзивного образования от их общего количества.

Хотя процесс внедрения инклюзивного образования в Казахстане идет очень активно, еще существует достаточно проблем, которые являются барьерами для детей с ограниченными возможностями на пути получения образования.

Можно сказать, что одной из главных причин трудности в обучении и в воспитании некоторых детей, является возникновение иного психического развития. В дефектологии ее называют задержкой психического развития (ЗПР) [1]. Почти каждый ребенок, у которого низкая успеваемость, имеет диагноз ЗПР.

Для того, чтобы процесс обучения детей с ЗПР был успешен, нужна коррекционная работа, которая нормализирует их деятельность.

В Астане в средней общеобразовательной школе № 36 открыты классы коррекционно-развивающего обучения (КРО) для детей с диагнозом ЗПР. В этих классах проходят педагогическую и преддипломную практики студенты выпускного курса мехмата ЕНУ. Остановимся на некоторых вопросах обучения математике в классах КРО, используя материал, который собрали практиканты. В частности, студенты отмечают, что для ребят с задержкой психического развития особого плана обучения не дается, как и специально разработанных книг. В связи с этим педагогам приходится импровизировать, придумывать что-то новое, привносить новшества в процесс обучения. При проведении уроков алгебры в классах с коррекционно-развивающим направлением, практиканты и учителя-предметники используют те же учебники, что и в обычных классах. Программа по алгебре и по геометрии также не отличается от программ для обычных классов, также не было четко разработанного плана работы, который учитывал бы особенности каждого ученика.

Также практиканты отмечают, что, работая с детьми в классах коррекционно-развивающего обучения, необходимо к каждому уметь находить подход, к какому-то ученику подходить чаще, другого ученика постоянно подбадривать, третьему помогать и так далее. Также необходим постоянный контроль со стороны учителя и родителей. То есть после занятий, родителям необходимо дополнительно заниматься с детьми по пройденной в школе теме, чтобы ребенок прочнее закреплял полученные знания, нужно контролировать выполнение домашнего задания, и при возникновении трудностей, решить их вместе. В работе [2] студентки-практикантки отмечается, что при работе с детьми в классах КРО «необходимо повторять пройденное, так как одной из особенностей ЗПР является быстрая утеря информации», «обучение математике не должно быть настолько трудным, чтобы стать непосильным для учащихся, нельзя подорвать их веру в свои силы и возможности. Объясняя каждую новую тему по частям, можно добиться эффективного усвоения получаемых знаний».

Студентами, проходившими практику в 7 классах КРО, было разработано небольшое пособие для учителей алгебры 7 класса, которые работают с особенными детьми; опираясь на это пособие, можно также разработать пособия для классов как постарше, так и помладше. Данный сборник является методической рекомендацией по суммативному оцениванию учащихся 7 классов. Сборник разработан в помощь учителям при планировании и организации проведения суммативного оценивания раздела (СОР) и суммативного оценивания за четверть (СОЧ) и содержит в себе задания, составленные специально для детей с задержкой психического развития. Так как сборник содержит упрощенные задания, его также можно использовать для проверочных работ, непосредственно перед проведением суммативного оценивания, как подготовительный материал, давать задания на дом.

Таким образом, в качестве значимых проблем в республике, требующих первостепенного решения при обучении детей с ЗПР, можно выделить некоторые вопросы: 1) необходимо внедрять учебники с приспособленной для таких учащихся информацией. В положении о специальных (коррекционных) классах для детей с ограниченными возможностями развития в общеобразовательных школах РК [3] говорится, что обучение должно быть организовано по учебникам, которые были разработаны специально для коррекционных классов, и по учебникам, предназначенным для массовых классов. К большому сожалению, на практике таких специальных учебников нет; 2) остро стоит проблема подготовки квалифицированных кадров в вопросах, связанных с обучением особенных детей. Таких специалистов готовится очень мало; 3) недостаточно дидактического материала, специальной методической литературы для учителей, работающих в коррекционных классах, особенно остро ощущается нехватка такой литературы на государственном языке.

Список литературы

  1. Выготский, Л. С. Основы дефектологии: монография [Текст]. / Л. С. Выготский. – М., 2003. – 655 с.
  2. Секенова, Ж. Методика преподавания математики в классах коррекционно-развивающего обучения [Текст]. / Ж. Секенова // Сборник материалов ХІІІ Международной научной конференции студентов и молодых ученых «Наука и образование – 2018». – Астана, 12 апреля 2018 г. – С. 1804-1807.
  3. Положение о специальных (коррекционных) классах для детей с ограниченными возможностями развития в общеобразовательных школах Республики Казахстан [Электронный ресурс]. // Gigabaza.ru. – 2002. – Режим доступа : https://gigabaza.ru/doc/79657.html (дата обращения : 10.01.2019).
Теги: инклюзивное образование, коррекционно-развивающее обучение, inclusive education, remedial developmental education

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация