![]() |
Электронный научный журнал
Информационно-коммуникационные технологии
|
12+ |
О РАЗРАБОТКЕ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНИВАНИЯ РЕШЕНИЯ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО ОБСЛУЖИВАЮЩЕМУ ТРУДУ
Авторы: Е. В. Тихонова, А. Ю. Тропивская
Раздел: Профессиональное образование и технологическое обучение в РФ и за рубежом
УДК 372.864 Е. В. Тихонова, А. Ю. ТропивскаяE. V. Tikhonova, A. Y. TropivskaТихонова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологического образования УО МГПУ им. И.П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь. Тропивская Анастасия Юрьевна, студент 2 курса, УО МГПУ им. И.П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь. Tikhonova Elena Vladimirovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of technological education EI MSPU. I. P. Shamyakina, Mozyr, Republic of Belarus. Tropivskaya Anastasia Yurievna, 2nd year student, UO MSPU. I. P. Shamyakina, Mozyr, Republic of Belarus. О РАЗРАБОТКЕ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНИВАНИЯ РЕШЕНИЯ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО ОБСЛУЖИВАЮЩЕМУ ТРУДУON THE DEVELOPMENT OF DECISION EVALUATION CRITERIA EDUCATIONAL AND CREATIVE TASKS ON SERVICE WORKАннотация. В статье анализируется сущность понятия «учебно-творческая задача» как дидактической единицы, обосновывается система критериев оценивания их решения в совокупности двух компонентов: общих, обусловленных творческим характером, и специфических, обусловленных типом задачи, классификация и особенности которых также описаны в статье. Abstract. The article analyzes the essence of the concept of «educational and creative task» as a didactic unit, justifies the system of criteria for evaluating their solutions in the aggregate of two components: General, due to the creative nature, and Specific, due to the type of problem, the classification and features of which are also described in the article. Ключевые слова: учебно-творческая задача, обслуживающий труд, критерии оценивания, исследовательские задачи, прогностические задачи, графические задачи, конструкторские задачи, технологические задачи. Keywords: educational and creative task, service work, evaluation criteria, research tasks, predictive tasks, graphic tasks, design tasks, technological tasks. В преподавании обслуживающего труда в системе общего среднего образования Республики Беларусь творческая задача – явление достаточно новое. Как самостоятельная дидактическая единица оно стало использоваться при проведении предметных олимпиад, начиная с 2016 года, будучи включенным в содержание теоретического тура. Однако даже при этом не было проведено системного исследования этого понятия, не разработаны методические аспекты применения подобного типа задач в учебном процессе, не обозначены подходы к разработке критериев оценивания их решения обучающимися. Исследуя природу и особенности творческих задач по обслуживающему труду, мы сконцентрировались на их понимании как ситуаций, возникающих в сфере производственно-трудовых или предметно-бытовых отношений, которые осознаются обучающимися как проблемы, требующие для своего разрешения неизвестных (объективно или субъективно) до текущего момента методов, приемов или средств, алгоритмов или технологий. Обычно такие задачи содержат некие противоречия, допускают нечеткость условий, неоднозначность решений. Первые же эксперименты по разработке и внедрению подобных задач сначала в системе учебных сборов по подготовке к областному и заключительному турам предметной олимпиады по трудовому обучению, а затем и в реальном образовательном процессе позволили нам уточнить сущность определяемого понятия, классифицировать основные виды задач, выделить требования к их формулировке. Вместе с тем, наиболее сложным оставался вопрос об оценивании выдвинутых решений, критериях и показателях такой оценки. Использование творческих задач на уроках обслуживающего труда позволило конкретизировать, что содержание учебного материала, на основе которого формулируется задача, нормировано и закреплено в ученой программе, а нестандартная форма выражения этого материала и создает предпосылки для придания подобному средству обучения творческого характера. Данный факт позволяет использовать творческие задачи не только как средство проверки сформированности предметных компетенций обучающихся, но и в качестве стержневой идеи при объяснении новых технико-технологических сведений учителем с целью поддержания познавательного интереса обучающихся; в качестве содержательного поля, в котором происходит показ трудовых приемов во время вводного инструктажа; в качестве конечной цели практической работы обучающихся, механизм выполнения которой однозначно не определен. По нашему мнению, широкий дидактический потенциал подобных задач требует конкретизации самого названия понятия и трактовки подобных задач как «учебно-творческих». Мы вводим данное понятие в методику преподавания обслуживающего труда, поскольку оно интегрирует объединяющей теоретическую и практическую стороны обучения предмету, нормативный и творческий уровень учебной деятельности школьника, что в полной степени обеспечивает возможность творческого развития обучающихся. Основываясь на понимании задачи как «цели, заданной в определенных условиях» (А. Н. Леонтьев) [1, с. 106], мы рассматриваем учебно-творческую задачу (УТЗ) как описание образа цели, сформулированное в ограниченных условиях, предметом деятельности, по достижению которой является нормативное содержание обучение, однако:
При разработке системы критериев оценки решения УТЗ мы исходили, что ключевой их характеристикой является «творчество», но, вместе с тем, они выступают средствами «учения». Поэтому мы выделили две группы критериев:
В качестве общих критериев мы отобрали те, которые согласуются с признаками и характеристиками творческой деятельности:
Наблюдения за процессом решения творческих задач позволили предположить, что важным результатом является также не только изменение объекта задачи и получение нестандартного результата, но и трансформации, происходящие с самим решающим, отражением чего выступает сверхнормативная активность, обусловленная глубоким интересом к предмету творчества, полным поглощением внимания, вовлеченностью в деятельность и абсолютным погружением в проблему. Специфические критерии обусловлены содержанием и типом задачи. Выделенные нами типы задач потребовали разработки особых критериев к каждому из них. Следует отметить, что предложенная нами классификация весьма условна, так как, например, разработка конструкции подразумевает дальнейшее воплощение решения в виде чертежа или схемы, то есть конструкторская задача трансформируется в графическую; поиск оптимальных режимов обработки невозможен без проведения исследования свойств соединений, то есть технологическая задача содержит внутри себя исследовательскую и т. п. Поэтому классификацию творческих задач мы проводим по их ведущей направленности, без учета средств ее решения. 1. Исследовательские задачи подразумевают целесообразное изучение какого-либо процесса в форме последовательного прохождения всех этапов научного эксперимента: выдвижение гипотез, создание условий, наблюдение и анализ фактов, прогнозирование последствий, интерпретация результатов. Например, изучение сроков хранения продуктов в различных условиях, реакция текстильных материалов на влажно-тепловую обработку при различных режимах, влияние номера крючка на свойства полотна, вязанного спицами или крючком и т. п. Оценить решение такой задачи можно, анализируя полноту представленных фактов, грамотность интерпретации полученных результатов, оптимальность количества опытов, адекватность создаваемых условий, правильность и полноту выводов. Данные задачи требуют значительных временных ресурсов, грамотного руководства со стороны учителя, который, достаточной предварительной компетентности обучающихся. Их использование в соревновательной олимпиадной среде неудобно в силу временной растянутости; более уместны они в учебном процессе, повышая осознанность усвоения учебного материала, демонстрируя его практическую значимость. 2. Прогностические задачи направлены на выдвижение предположений о результатах деятельности, проектирование последствий применения определенной технологии, приема обработки, изменения условий использования. Данный тип задач как никакой другой требует не только системы знаний об объекте, но и развитой интуиции, фантазии, воображения. Задача учителя при их использовании – ограничить фантазию обучающихся условиями задачи; стимулировать на начальных этапах решения задачи самые неординарные прогнозы и научить выделять среди всего набора выдвинутых гипотез самые реалистичные. Критериями решения прогностических задач можно считать продуктивность (количество выдвинутых предположений), реалистичность (возможность достижения), обоснованность предположений. 3. Графические задачи ориентированы на разработку новых форм, силуэтов, декора, необычных образов посредством изобразительной деятельности и предполагают продумывание и изображение эскизов, чертежей, технических рисунков, создание зарисовок, цифровых изображений. Поскольку речь идет о графических изображениях, при оценивании следует обратить внимание на:
4. Конструкторские задачи по обслуживающему труду нацелены на поиск оптимальной структуры бытовых предметов, наиболее технологичных конструкций, разработку лекал, чертежей, шаблонов изделий или их частей. При оценке решения подобных задач важны как собственно конструктивные показатели (нестандартность конструкции, удобство в изготовлении и простота конструкции, возможность выполнить конструкцию с использованием имеющихся материалов и инструментов, правильность построения лекал или шаблонов, сопрягаемость деталей и др.), так и графические показатели (отсутствие ошибок в построении и оформлении визуализирующих конструкцию изображений, правильное использование масштабов). 5. Технологические задачи по обслуживающему труду предполагают разработку особых технических условий в соответствии со свойствами материалов, проектирование технологического процесса, поиск недостающих технологических характеристик или параметров и т.п. Оценивая решение задач данного типа, в качестве критериев оценки мы предлагаем принимать:
Исследование, посвященное разработке и внедрению в образовательный процесс преподавания обслуживающего труда учебно-творческих задач как обязательной дидактической единицы, в настоящее время еще продолжается, однако по результатам наблюдений в ходе апробации разработанной системы критериев можно сформулировать ряд требований к разработке, формулировке и применению УТЗ:
Список литературы
Оставить комментарий |
|
2016-2018 © Электронный научный журнал "Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании" зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, как средство массовой информации (СМИ) сетевое издание. Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 67119 от 16.09.2016 |