ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Раздел: Научно-практическая работа студентов педагогического вуза
Журнал: Научно-практическая деятельность студентов педагогического вуза
13 июня 2012 г.
Авторы: Бортник Евгения Андреевна
Е. А. Бортник
Научный руководитель: Коровина Юлия Викторовна.
ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Оценка качества образования - одна из сложнейших проблем российского образования. Современный этап модернизации образования, усложнения его функций обострил необходимость внедрения мониторинга как инструмента для отслеживания и оценки качества образования.
Под мониторингом в образовании понимается система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз его развития.
Глубокие исследования проблемы мониторинга, предпосылки становления которого формировались с начала ХХ столетия, появились в отечественной педагогике в 90-х годах. В.И.Андреев, В.П.Беспалько, В.А.Кальней, А.Н.Майоров, С.Е.Шишов – ученые, в трудах которых определены и раскрыты принципы и функции управления, содержание управленческой деятельности, создавшие основу для разработки системы мониторинга.
Основное предназначение мониторинга заключается в обеспечении сбора разносторонней информации, ее анализе и оценке, контроле за ходом образовательного процесса, стимулировании усилий его субъектов, прогнозе дальнейшего развития образования и выработке рекомендаций по внесению необходимых корректив.
Мониторинг, как структура, имеет свои уровни управления (рис.1):
- Федеральный;
- Региональный;
- Муниципальный;
- Уровень образовательных учреждений.
На уровне города функционирует отдел мониторинга качества образования (ОМКО), который является структурным подразделением муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации».
Отдел участвует в реализации на муниципальном уровне государственной политики в области мониторинга качества образования. Отдел МКО оказывает услуги по мониторинговым исследованиям по распоряжению городского Комитета образования и науки .
В рамках дипломного проектирования для построения информационной системы отдела мониторинга была построена функциональная диаграмма его многопрофильной деятельности (рис. 2-3).
Рисунок 2. Процесс мониторинга качества образования
Основной целью отдела является обеспечение органов, осуществляющих управление в сфере образования, общественности объективной информацией о состоянии и динамике показателей качества образования, оказание содействия в принятии управленческих решений по совершенствованию муниципальной системы образования.
Задачи отдела МКО:
- реализация мониторинговых исследований качества образования на основе сформированной системы аналитических показателей для измерения образовательных результатов;
- определение степени соответствия качества образования муниципальной системы образования и условий осуществления образовательного процесса государственным требованиям.
Отсюда можно вывести основные направления деятельности отдела. К ним относятся:
- разработка и исправление существующих материалов исследования, подбор контрольно-измерительных материалов и способов проведения работы;
- организация и проведение сбора, хранения, обработки и интерпретации информации о состоянии и динамике развития системы образования в г. Новокузнецке;
- оценка результатов и изучение факторов, влияющих на состояние качества образования, при участии муниципальных методических служб;
- внедрение современных технологий оценки качества образования.
Работу отдела осуществляют 6 человек в соответствии с должностной инструкцией своей должности. Руководителем является начальник отдела МКО. Ведение работы выполняют методисты, инженер-программист, психолог, социолог.
Отдел взаимодействует с государственными, научными и общественными организациями, занимающимися проблемами качества образовательных услуг на муницип.альном уровне.
В ходе работы были получены следующие результаты:
- Произведен анализ работы отдела МКО;
- Систематизирована взаимосвязь деятельности всех сотрудников отдела и указаны их функции;
Полученные данные будут использованы для построения информационной системы отдела мониторинга качества образования.