ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СПО

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Журнал: Проблемы и перспективы современного физ.-математ. и цифрового образования. Ч.1

31 марта 2020 г.

Авторы: Шмидт Надежда Михайловна

УДК 377.5: 372.851

Н. М. Шмидт

N. M. Shmidt

Шмидт Надежда Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель сектор СПО, ФГБОУ ВО «НГУЭУ», г. Новосибирск, Россия.

Shmidt Nadezhda Mikhailovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, teacher, SPO sector, FGBOU VO «NGUEU», Novosibirsk, Russia.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СПО

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF STUDENTS OF SPO

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема актуализации образовательных программ среднего профессионального образования с учетом требований профессиональных стандартов в области банковского дела на примере дисциплины «Элементы высшей математики», а также выдвигается и обосновывается комплекс педагогических условий, наличие которых определяет эффективность формированием общекультурных и профессиональных компетенций.

Annotation. The article considers the problem of actualization of educational programs of secondary professional education with the requirements of professional standards in banking on the example of discipline «Elements of mathematics» and extends and substantiates the complex of pedagogical conditions, the presence of which determines the efficiency of formation of common cultural and professional competences.

Ключевые слова: математическое образование, общекультурные и профессиональные компетенции, педагогические условия, система задач, диалоговое взаимодействие.

Keywords: mathematical education, General cultural and professional competences, pedagogical conditions, system of tasks, dialog interaction.

 

На сегодняшний день на рынке труда востребованы высококвалифицированные рабочие, специалисты среднего звена, умеющие грамотно решать поставленные производственные задачи, инициативные и ответственные. Для проведения дальнейших шагов в реформировании экономики важнейшими направлениями являются повышение уровня профессионального образования и поиск путей повышения статуса среднего профессионального образования.

Математическое образование занимает центральное место на всех ступенях обучения, в том числе при подготовке студентов в учреждениях среднего профессионального образования (СПО).

В Концепции развития математического образования в Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. утверждается, что без высокого уровня математического образования невозможны выполнение поставленной задачи по созданию инновационной экономики, реализация долгосрочных целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации к 2020 г. [1].

Формирование требований ФГОС СПО к результатам освоения профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при их наличии) Поэтому содержание образовательных программ СПО – программ подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) приводится в соответствие с принятыми профессиональными стандартами (ПС). В образовательных программах (ОП) конкретизируются требования ПС через наиболее значимые обобщенные трудовые функции, соответствующие данному квалификационному уровню (пятому).

Так, например, по мнению авторов в результате изучения курса «Элементы высшей математики» выпускник СПО специальности 38.02.07 «Банковское дело» должен владеть:

общекультурными компетенциями:

  • организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2);
  • осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4);
  • использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 5);
  • самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации (ОК 8);

профессиональными компетенциями:

  • осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов (ПК 1.1);
  • производить безналичные платежи с использованием различных форм расчетов в национальной и иностранной валютах (ПК 1.2.);
  • осуществлять расчетное обслуживание счетов бюджетов различных уровней (ПК 1.3);
  • осуществлять межбанковские расчеты (ПК 1.4);
  • оценивать кредитоспособность клиентов и чтения финансовой (бухгалтерской) отчетности анализировать финансовое положение заемщика – юридического лица, используя при этом и технико-экономическое обоснование кредита; проверять полноту и подлинность документов заемщика для получения кредитов) (ПК 2.1);
  • проводить операции на рынке межбанковских кредитов (ПК 2.4);
  • выполнять пассивные операции с акциями, облигациями, сберегательными и депозитными сертификатами (ПК 3.1);
  • осуществлять активные операции с акциями и долговыми обязательствами (ПК 3.2);
  • выполнять посреднические операции с ценными бумагами (ПК 3.4);
  • совершать и оформлять эмиссионно-кассовые операции (ПК 4.1);
  • выполнять и оформлять операции по рефинансированию кредитных организаций (ПК 4.3) [4].

Для результативного решения задач, связанных с профессиональной деятельностью, специалист банковского дело должен уметь использовать математический аппарат в решении реальных прикладных задач.

Реализация процесса профессионального обучения требует выявление комплекса педагогических условий, наличие которых определяет эффективность формированием общекультурных и профессиональных компетенций.

Педагогические условия определим, как совокупность объективных обстоятельств и возможностей содержания обучения, организационных форм и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач.

Первым условием, обеспечивающим эффективность профессионального обучения студентов СПО, является разработка системы учебно-профессиональных задач, направленной на формирование общекультурных и профессиональных компетенций. Система задач, представлена профессионально ориентированными, поисково-ориентированными, эвристическими и рефлексивными задачами. Основанием для классификации и отбора задач является социально-профессиональная направленность личности и деятельности студентов СПО (табл. 1). Содержание задач представлено в таблице 1.

В процессе решения задач студентам приходится выполнять самые разные мыслительные операции, изобретать субъективно новые способы действия, актуализировать собственный опыт решения задач и дополнять его новыми связями между объектами.

Таким образом, использование системы учебно-профессиональных задач в процессе обучения математике может способствовать эффективности профессионального обучения студентов СПО.

Важную роль в педагогическом процессе имеет взаимодействие педагога и студента. В качестве второго условия рассматриваем диалоговое взаимодействие. «Диалогизация понимается как специфическая образовательная ситуация (среда), возникающая на основе субъект-субъектных отношений, когда каждый студент рассматривается педагогом во всей его уникальности и неповторимости. Диалог, в свою очередь, выступает как некий универсальный принцип, регулирующий ход и характер изменений в образовательной среде» [2, с. 78]. Анализ диалогового взаимодействия отражен в таблице 2.

Особую важность в характеристике данных отношений, на наш взгляд, имеют следующие положения: активная позиция студента в процессе обучения, а именно целеустремленность, целеполагание, гибкость, трудолюбие, самостоятельность, инициативность, настойчивость, творческий подход к процессу обучения; равноправие личностей преподавателя и студента; совместное решение проблемы и принятия решений как способ взаимодействия; игра, диалог, работа в командах как основные организационные формы, реализующие профессиональное обучение менеджеров в педагогическом процессе вуза.

Третьим педагогическим условием, является организация систематического контроля. Известно, что успешная организация контроля, обеспечивающая реализацию всех его функций, осуществляется при условии выполнения определенных требований к построению системы обратной связи педагога со студентами. Поскольку контроль является неотъемлемой частью образовательного процесса и выполняет функции обучения и воспитания, для студентов необходимо создать психологический комфорт. Контроль осуществляется систематически на протяжении всего обучения. Это позволяет обеспечивать прочность усвоения знаний и вносить необходимые коррективы в осуществление процесса обучения. Для успешного протекания педагогического процесса мы избрали балльно-рейтинговую форму контроля, которая заключается в следующем. Осуществляется предварительный (входной), а затем текущий и итоговый контроль. Используя рейтинг (систему оценивания), мы решаем такие задачи, как единство реализации всех функций обучения – образовательной, воспитательной и развивающей; воздействие на внутренние процессы учащихся, их обогащение; подъем на новый, более высокий уровень процесса обучения; обновление содержания работы, а значит, повышение познавательного интереса к обучению; развитие положительной мотивации к занятиям. Обычно эту систему используют в системе высшего образования, но как показывает практика ее можно удачно использовать в системе СПО.

Ценность такой системы состоит в том, что студенты сами могут спланировать себе оценку и сравнить свои успехи с успехами товарищей по количеству набранных баллов. Рейтинговая система позволяет вести систематический учет знаний и умений. Она требует от студентов систематической и последовательной работы, оценивает конкретные умения и навыки, настраивает на активную деятельность и ответственность обучающихся за принимаемые решения по выбору знаний, создает свободу выбора вида заданий и продолжительность его выполнения, приучает учащихся отвечать за свою подготовку и не накапливать долги к концу года. «Использование балльно-рейтинговой системы оценивания знаний обучающихся направлено на повышение педагогического процесса на основе регламентации контрольных мероприятий по учебной дисциплине, структурирование и активизацию самостоятельной учебной работы обучающихся, повышение объективности оценки успеваемости и результатов работы итоговых контрольных мероприятий» [3, с. 56].

Выбор указанных выше условий основан на современных тенденциях развития образования и ведущих достижениях в области педагогики и психологии. Их практическая реализация способствует раскрытию творческого потенциала личности студента, учету его интересов, способностей, возможностей, развитию субъектной позиции. Все это создает фундамент для эффективного формирования общекультурных и профессиональных компетенций.

Список литературы

  1. Об утверждении Концепции развития математического образования в Российской Федерации: Распоряжение Правительства Рос. Федерации от 24 дек. 2013 г. № 2506-р [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-24122013-n-2506-r/ (дата обращения : 20.01.2020).
  2. Савельева, С. С. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности учителя в образовательном процессе вуза: Монография [Текст]. / С. С. Савельева. – Воскресенск, 2012. – 217 с.
  3. Скибицкий, Э. Г. Педагогические условия и средства подготовки будущих менеджеров государственного и муниципального управления: Монография [Текст]. / Э. Г. Скибицкий, И. В. Скибицкая, Н. М. Шмидт. – Новосибирск : САФБД, 2010. – 210 с.
  4. Шмидт, Н. М. О формировании компетенций у студентов через систему учебно-профессиональных задач [Текст]. / Н. М. Шмидт. // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика: сб. ст. по материалам VII Междунар. науч.-практ. конф. преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов / под ред. д-ра пед. наук, проф. Э. Г. Скибицкого. – Новосибирск : САФБД, 2016. – С. 165-168.
PDF