ОБУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ РЕШЕНИЮ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ МЕТОДОМ МАЖОРАНТ

Раздел: Научно-практическая работа студентов педагогического вуза

Журнал: Научно-практическая деятельность студентов педагогического вуза

13 июня 2012 г.

Авторы: Дементьева Ирина Анатольевна

И. А. Дементьева

Научный руководитель: Любичева Вера Филлиповна.

ОБУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ РЕШЕНИЮ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ МЕТОДОМ МАЖОРАНТ

Уже в течение нескольких лет на старшей ступени общего образования проводится ЕГЭ по математике, который включает задания, как обязательного, так и повышенного уровня. Среди последних встречаются нестандартные математические задачи, в роли которых чаще всего выступают уравнения и неравенства. Одним из эффективных и оригинальных методов решения нестандартных уравнений и неравенств является метод мажорант. При этом в школьных учебниках алгебры и начал анализа материал о данном методе отсутствует.

Метод мажорант – метод выявления ограниченности функции. Мажорирование – нахождение точек ограничения функции.

Мажоранта и миноранта – (от франц.) две функции, значение первой из которых не меньше, а второй - не больше соответствующих значений данной функции [1].

Этот нестандартный метод решения уравнений и неравенств заключается в том, что одна часть уравнения (или неравенства) ограничена сверху неким числом М, а другая часть уравнения (или неравенства) ограничена снизу этим же числом М, мажорантой.

Другими словами, если имеем f(x) = g(x), известны D(f) и D(g),

f(x) ≤ M  и  g(x) ≥ M, то   [3]

В демоверсии ЕГЭ 2010-2011, 2011-2012 метод мажорант было логично использовать при решении заданий С3 и С5.

Рассмотрим задания из демонстрационного варианта ЕГЭ 2010-2011 учебного года, при решении которых можно использовать метод мажорант  [4].

С3     Решить неравенство:

Решение 1.

Преобразуем неравенство:

Найдем, при каких значениях х левая часть неравенства имеет смысл:

       

Получаем: -3<x<-2 или -2<x<3.

 

Значит,  при всех допустимых значениях х. Поэтому

           

Сделаем замену:  . Получаем:

               

Таким образом, , откуда   

Корни уравнения: -6 и -1. Условию -3<x<-2  или -2<x<3 удовлетворяет только х = -1.

Ответ:{-1}.

 

Решение 2.

Можно не находить область допустимых значений х, а прийти к соотношению |x-3|=3-x другим способом. Тогда решение будет немного короче.

Преобразуем неравенство:

Заметим, что x+3>0 и  (3-x)(3+x)>0. Значит, 3-x>0.

Поэтому |x-3|=3-x. Получаем:

Сделаем замену:  Получаем:

               

Таким образом,

           

Ответ: {-1}.

 

 

С5     Найдите все значения а, при каждом из которых система:

 имеет единственное решение.

Решение.

Пусть система имеет решение (х;у). Если , то система имеет второе решение (-х;у). Значит, решение может быть единственным, только при х=0.

Подставим х=0 в первое уравнение: у=а-2. Пара (0;а-2) должна удовлетворять второму уравнению:

откуда а=0 или а=4.

Для каждого из двух найденных значений параметра нужно проверить, действительно ли данная система имеет единственное решение.

Первый случай: а=0. Система принимает вид:

Графиком функции  является угол, который имеет с окружностью  три общие точки (см. рисунок). Значит, при а=0 система имеет три решения.

Второй случай: а=4. Система принимает вид:              

Из первого уравнения следует, что при , y>2, а из второго уравнения при  получаем, что |y|<2. Следовательно, при  система решений не имеет. Значит, при а=4 есть только одно решение х=0, у=2.

Ответ: а=4.

 

Рассмотрим задания из демонстрационного варианта ЕГЭ 2011-2012 учебного года, при решении которых можно использовать метод мажорант  [2].

С3   Решите систему неравенств:

 

 

Решение.

1.  Неравенство  запишем в виде:  Относительно новой переменной  неравенство имеет вид:  откуда получаем:   

Значит,   

 

1.  Второе неравенство системы определено при   то есть при x<-1 и  x>2.

 

При допустимых значениях переменной получаем:

 

    

 

С учетом области допустимых значений переменной получаем решение второго неравенства системы:

1.  Сравним  и  Так как, , то .

Следовательно,

 

Решение системы неравенств:

Ответ:

 

С5   Найдите все значения а, при каждом из которых наименьшее значение функции   больше 1.

 

Решение.

1.  Функция f имеет вид:

а) при  а ее график есть две части параболы с ветвями, направленными вверх, и осью симметрии х=4-а;

б) при  а ее график есть часть параболы с ветвями, направленными вниз.

Все возможные виды графиков функции f(x) показаны на рисунках 2-5:

2.  Наименьшее значение функции f(x) может принять только в точках х=1 или х=7, а если 4-а[1;7] - то в точке х=4-а.

3.  Наименьшее значение функции f  больше 1 тогда и только тогда, когда:

 

    

 

 

                                Рис.2                                                    Рис.3

                                Рис.4                                                    Рис.5

 

           

 

 

 

Ответ: .

Автором были спроектированы уроки для ознакомления учащихся с методом мажорант. Для проверки эффективности сконструированных уроков проводился педагогический эксперимент в муниципальном образовательном учреждении «Лицей №34» города Новокузнецка в двух 11-х классах в течение III четверти 2011 - 2012 учебного года. Главной целью эксперимента  была проверка выдвинутой гипотезы: обучение старшеклассников решению уравнений и неравенств методом мажорант будет эффективным, если в совместной деятельности учителя и учащихся выделить сущность этого метода; сформировать у учащихся ориентир для выбора метода мажорант из других методов решения уравнений и неравенств; научить учащихся применять схему решения уравнений и неравенств методом мажорант; обосновывать выбор метода мажорант для решения уравнений и неравенств.

В ходе педагогического эксперимента гипотеза получила свое подтверждение.

Поэтому можно говорить о целесообразности ознакомления выпускников с методом мажорант для успешной сдачи ЕГЭ.

Литература

  1. Аляева О.Н. Использование ограниченности функций при решении конкурсных задач [электронный ресурс] // Zavuch.ru : [сайт]. URL :  http://www.zavuch.info/index.php
  2. Вариант ЕГЭ 2011. Математика [электронный ресурс] // Zavuch.info : [сайт]. URL : http://www.zavuch.info/metodichka/tochnie/algebra/algdidact
  3. Кожухов И. Б., Прокофьев А.А. Математика. Полный справочник / И.Б. Кожухов, А.А. Прокофьев. – М.: Махаон, 2007. – 352 с.
  4. Корянов А.Г. Математика. ЕГЭ 2010. Задания типа С1-С6. Методы решения [электронный ресурс] // Аlleng.ru : [сайт]. URL : http://www.alleng.ru/d/math/math468.htm
PDF