ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ ЭЛЕКТРОМАГНЕТИЗМА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ «ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РИСОВАНИЯ»

Раздел: Федеральные образовательные стандарты и оценка качества профессионального образования студентов и технологического обучения школьников

Журнал: Материалы XV Международной научно-практической конференции. Ч.1

9 декабря 2020 г.

Авторы: Медетбекова Анар Ахметкалиевна

УДК 372.853

А. А. Медетбекова

A. A. Medetbekova

Медетбекова Анар Ахметкалиевна, магистр педагогических наук, докторант 2 курса, КазНУ имени аль-Фараби, г. Алматы, Казахстан.

Medetbekova Anar Akhmetkalieva, master of pedagogical Sciences, 2nd year doctoral student, al-Farabi Kazakh national University, Almaty, Kazakhstan.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ ЭЛЕКТРОМАГНЕТИЗМА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ «ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РИСОВАНИЯ»

FORMATION OF POSITIVE MOTIVATION TO LEARN ELECTROMAGNETISM WHEN USING «PEDAGOGICAL DRAWING»

 

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые вопросы формирования положительной мотивации к обучению электромагнетизма. Затронута связь мотивации с мышлением при обучении электромагнетизму. Указана роль «педагогического рисования» при решении задач по электромагнетизму. Цель статьи – возможность использования «педагогического рисования» в формировании положительной мотивации к обучению, к поставленной цели и роль преподавателя в развитии умственных способностей студентов.

Abstract. The article deals with some issues of forming a positive motivation for learning electromagnetism. The connection between motivation and thinking in teaching electromagnetism is touched upon. The role of «pedagogical drawing» in solving problems on electromagnetism is indicated. The purpose of the article is the possibility of using «pedagogical drawing» in the formation of positive motivation for learning, for the set goal, and the role of the teacher in the development of students ' mental abilities.

Ключевые слова: мотив, положительная мотивация, «педагогическое рисование», навык, успех.

Keywords: motive, positive motivation, «pedagogical drawing», skill, success.

 

В современном мире (независимо от страны) по моему собственному опыту трудно удивить как преподавателей, так и студентов. Несомненно, в нашу жизнь ворвалась активная социальная сеть и невообразимые возможности компьютерных технологий. И с каждой новой темой нам приходится решать проблему объяснения теоретического учебного материала с условием качественного восприятия студентами полученных знаний и превращения их в навыки (в практику). Как известно, новые знания меняют мышление, помогают анализировать и формировать положительные мотивы.

Мотив – внутреннее побуждение личности к тому или иному виду деятельности, общения, поведения. По суждению психологов, мотивационная сфера личности, является динамичной конструкцией, находящейся в развитии [1]. На этом основании можно утверждать, что педагогическое воздействие может управлять развитием мотивационной сферы.

Инициирующей основой познавательной мотивации является информационная потребность, а результат, отражающий достижение цели познания, становится механизмом возникновения новой познавательной мотивации. При этом большое значение имеет проблемность знания, потому как такая форма знания отличается субъективной новизной, требует догадки, дополнения и реализуется через логические и смысловые связи как психологические механизмы [2, с. 56]. Мотивы достижения цели учебной деятельности влияют на развитие умственных способностей. Преподаватель, направляющий студентов (на семинаре, к примеру) на определенную положительную цель, на достижение запланированного успеха (рисунок предложенной задачи и др.) повышает продуктивность умственных способностей, стимулирует положительную мотивацию к обучению. В свою очередь, студент самостоятельно корректирует, направляет, руководит своей деятельностью, правильно оценивая свои результаты. Преподаватель, развивая, способности студента в соответствующей деятельности учитывает моменты, не допускающие снижение мотивации.

В целом наше исследование направлено «педагогическому рисованию» в процессе обучения электромагнетизму и разработке дидактических возможностей данной методики.

Методические пути, связанные с вопросами применения «педагогического рисования» на уроках физики были предложены известнейшим в свое время ученым-методистом Е. Н. Горячкиным. По его определению под «педагогическим рисованием» подразумевается, «техника и методика воспроизведения рисунков и чертежей, необходимых для правильного обеспечения педагогического процесса преподавания того или иного предмета [3].

В образовательном пространстве некоторых казахстанских вузов по ряду причин, «педагогическое рисование» постепенно заменяется презентациями, цифровыми образовательными ресурсами, мультимедийными образовательными материалами. Конечно, никто не отрицает применение методик ориентированных на реализацию принципа наглядности в образовании, особенно в современную эпоху цифрового поколения. Тем не менее, нарисованные от руки диаграммы, графики, рисунки дают студентам более наглядное понимание о соотношении физических величин.

Научить наблюдать, обращать внимание, анализировать, выделять главное, излагать обоснованно и последовательно мысли – это малая часть дидактических возможностей «педагогического рисования».

Правильно построенный урок, позволяющий развивать значимые личностные качества студентов и приводящий их к успеху (результату – навыку) формирует положительную мотивацию дальнейшей деятельности. Итак, при обучении электромагнетизму (после нескольких анкетировании) студенты физико-технического факультета выполняли специально разработанные задания (задачи), активизирующие их различные мыслительные операции. Физическая задача составляет неотъемлемую часть полноценного изучения электромагнетизма модуля «Физика». Каждую физическую задачу представляем небольшой проблемой, которая решается с помощью умозаключений с применением математических действий на основе законов физики. По мнению большинства преподавателей-методистов, решение задач по электромагнетизму невозможно выполнить без использования физического рисунка.

Таким образом, использование «педагогического рисования» в своей учебной деятельности позволило студентам физикам активно выражать свои мысли не только словом, но и при помощи графических изображений, символов, знаков и достигать поставленных целей. Полученные результаты при неоднократном тестировании студентов физиков показали, что применение «педагогического рисования» в учебном процессе способствует лучшему восприятию ими запланированных тем изучаемой дисциплины, создает ситуацию успеха, стимулирует мотив, активизирует интерес.

Подводя итоги, хотелось бы сказать, что искусство педагогического воздействия будет проявляться в том, чтобы поставить студента в позицию равной с преподавателем степени ответственности за результаты собственного развития.

Список литературы

  1. Немов, Р. С. Общая психология : краткий курс [Текст]. / Р. С. Немов. – СПб. : Питер, 2007. – 304 с.
  2. Леонтьев, В. Г. Психологические механизмы мотивации [Текст]. / В. Г. Леонтьев. – Новосибирск : НГПИ, 1992. – 89 с.
  3. Горячкин, Е. Н. Рисунки и чертежи на уроках физики [Текст]. / Е. Н. Горячкин. – М. : Учпедгиз, 1955. – 266 с.
PDF