Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

Проблемы и перспективы современного физико-математического образования

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

В данной статье рассматривается исследовательская деятельность учащихся 7-9 классов, как инновационный метод улучшения качества образования. Описываются различные приемы и методы организации исследовательской деятельности на уроках математики. Приводятся этапы организации исследовательской деятельности на уроке. Разработан план-конспект урока алгебры в 9 классе по теме «Функции. Их свойства и графики» с целью приведения примера организации урока с использованием исследовательских умений. // This article discusses the research activities of students in grades 7-9 as an innovative method of improving the quality of education. Various techniques and methods of organizing research activities in mathematics are described. The stages of the organization of research activity in the lesson are given. An outline lesson of the algebra lesson in grade 9 on the topic «Functions. Their properties and graphics» in order to provide an example of the organization of the lesson using research skills.

Авторы: А. В. Фомина, Е. М. Хайрутдинова
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
Просмотров: 137
ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗАКОНА В СВЕТЕ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ В ФИЗИКЕ И ФИЛОСОФИИ

Статья посвящена проблеме формирования понятия физического закона в средних и высших учебных заведениях. Показывается на примере, в чем отличие формулы физического закона от множества других формул физики. Предлагается особое внимание обратить на формулировки законов физики, способствующих отражению в них причинно-следственных связей. // The article is devoted to the problem of the formation of the concept of physical law in secondary and higher educational institutions. An example is shown of the difference between the formula of the physical law and many other formulas of physics. It is proposed to pay particular attention to the formulations of the laws of physics that facilitate the reflection of causal relationships in them.

Автор: И. И. Тимченко
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
Просмотров: 105
РОЛЬ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ

Математика относится к сложным предметам, ребёнок испытывает во время обучения негативные эмоции. Преодоление такой проблемы можно осуществлять с помощью применения на уроках математики практико-ориентированных заданий. Сюжеты заданий – это ситуации, возникающие в производстве, в быту, в сфере обслуживания. На уроках математики учитель должен научить своих учеников составлять математическую модель задачи. С помощью такой модели можно разрешить любую практическую ситуацию. // Mathematics is considered as one of the most difficult academic subjects, sometimes a child experiences negative emotions during learning. Overcoming such a problem can be accomplished using practice-oriented tasks in mathematics lessons. Plots of tasks are the situations that arise in industry, daily life and services. At Math classes the teacher shold teach his students to make a mathematical model of the problem. Using this model, you can resolve any practical situation.

Автор: Н. Н. Сморгунова
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
Просмотров: 104
ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ МОДЕЛИ В ОБУЧЕНИЕ ФИЗИКИ И ИХ РЕШЕНИЕ

Статья посвящена проблеме использования готовых программных педагогических средств в курсе изучения физики. В качестве решения предлагается использовать компьютерные модели, созданные в табличном процессоре Excel. В процессе создания моделей решаются педагогические и дидактические проблемы. // The article is devoted to the problem of using ready-made pedagogical means in the course of studying physics. As a solution, computer models created in the Microsoft Excel are recommended to use. Pedagogical and didactic problems are solved in the process of creating models.

Авторы: О. В. Крючкова, И. Г. Папарецкая
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
Просмотров: 121
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ

В данной статье рассматривается процесс формирования творческих способностей у учащихся при решении экспериментальных задач по физике. В процессе работы проведен анализ литературы по теме исследования, рассмотрены способы формирования ценностно-смысловой компетенции; проанализирована роль экспериментальных задач в учебной деятельности; разработан элективный курс, направленный на формирование творческих способностей у учащихся при решении экспериментальных задач. // This article discusses the process of formation of creative abilities of students in solving experimental problems in physics. In the process of work, an analysis of the literature on the research topic was carried out, ways of forming value-semantic competence were examined; the role of experimental tasks in educational activity is analyzed; An elective course has been developed aimed at the formation of creative abilities of students in solving experimental problems.

Автор: Е. А. Мухутдинова
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
Просмотров: 116
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И ПРИБЛЕЖЕННЫЕ МЕТОДЫ РАСЧЕТА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ

В век развития науки и техники, в условиях широких компьютерных возможностей, появилась необходимость развивать навык формирования способов построения моделей доступных прикладных математических задач, усвоение методов точного и приближенного их расчета. В работе обсуждаются задачи первостепенной важности о решении прикладных задач и приближенных методов их решения, в соответствии с возрастными особенностями. Условно сделана попытка выделения и внедрения этапов составления этих задач и методов их решения в соответствии с их содержанием. // In the era of high technologies there rises a great need of developing easy and applied problems in mathematics. It’s necessary to use models of building such methods of exact and approximate approach to these problems and to do approximate calculations. Such problems are discussed in this work which make the discussion of the above mentioned things urgent and helps to apply them in school program. Conditionally we tried to differentiate the insertion phases of these problems and methods due to their context.

Авторы: М. Н. Мутафян, С. О. Саркисян
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
Просмотров: 110
АНАЛИЗ НАЛИЧИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ МАТЕМАТИКИ

В статье рассматривается понятие о содержательной задаче, анализируется наличие содержательных задач в современных школьных учебниках по математике, выявляются использование возможностей содержательных задач для обучения и развития школьников. // The article discusses the concept of a meaningful problem, analyzes the presence of meaningful problems in modern school textbooks in mathematics, and reveals the use of the possibilities of meaningful tasks for the training and development of students.

Автор: Н. В. Колпащиков
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
Просмотров: 223
ИЗ ОПЫТА ОЗНАКОМЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ МАТЕМАТИКИ С ЗАДАЧЕЙ ОБ ОПТИМАЛЬНОМ ПЛАНЕ ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ (ГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД)

Статья посвящена проблеме прикладной направленности курса дисциплины ЕН.01. «Математика» для студентов 2-го курса коммерческих специальностей среднего профессионального образования. В статье рассматривается задача об оптимальном плане выпуска продукции, которая формирует у студентов представление о применение математического аппарата к решению задач экономического характера. // The article is devoted to the problem of the applied orientation of the course of discipline EN.01. «Mathematics» is for 2nd year students of commercial specialties of secondary vocational education. The article discusses the problem of the optimal production plan, which forms the idea of using the mathematical apparatus in solving economic problems for students.

Авторы: И. В. Гуцу, И. Н. Донцова
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
Просмотров: 119
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБОБЩЕННОГО МЕТОДА ИНТЕРВАЛОВ ПРИ РЕШЕНИИ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ НЕРАВЕНСТВ

В статье рассматривается обобщенный метод интервалов решения неравенств, приводится алгоритм его использования. На конкретных примерах авторы демонстрируют возможность использования данного метода при решении иррациональных неравенств, указывая достоинства и недостатки данного метода. // The article considers a generalized method of intervals for solving inequalities, provides an algorithm for its use. Using specific examples, the authors demonstrate the possibility of using this method in solving irrational inequalities, indicating the advantages and disadvantages of this method.

Авторы: В. Б. Гридчина, Л. А. Осипова
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
Просмотров: 136
ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ, НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УРОКА МАТЕМАТИКИ В 5-6 КЛАССАХ

В статье рассматриваются способы формирования критического мышления, через включение творческих заданий в различные этапы современного урока математики в 5, 6 классах. Приведены примеры творческих заданий на стадиях «вызова», «реализации» и «рефлексии» и фрагмент урока математики в 6 классе по теме «Тела вращения». // The article discusses ways of forming critical thinking through the inclusion of creative tasks in various stages of modern mathematics lessons in grades 5 and 6. Examples of creative tasks at the stages of «challenge», «implementation» and «reflection» and a fragment of a math lesson in grade 6 on the topic «rotation Bodies» are given.

Автор: М. В. Гашина
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
Просмотров: 125
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В данной статье рассмотрено значение групповых форм работ на уроках математики; её роль в образовательном процессе. // This article discusses the importance of group forms of work in mathematics lessons; its role in the educational process.

Автор: А. Н. Габидулина
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
Просмотров: 104
ФОРМИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ

Статья посвящена проблеме формирования оценочных материалов, которые являются необходимым элементом основной образовательной программы образовательной организации. Приводится анализ существующего состояния, обоснование роли оценочных материалов и необходимости определения этого понятия, этапы и последовательность действий по созданию оценочных материалов. // The article is devoted to the problem of forming evaluation materials, which are a necessary element of the main educational program of an educational organization. The analysis of the current state, justification of the role of evaluation materials and the need to define this concept, stages and sequence of actions for creating evaluation materials are given.

Авторы: А. Н. Величко, Т. В. Рыбакова
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
Просмотров: 123
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ СРЕДСТВАМИ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ

Статья посвящена проблеме формирования мотивации учения математики школьников. Приводятся примеры заданий, направленных на развитие мотивации учения математики с помощью ИКТ технологий. // The article is devoted to the problem of formation of motivation for teaching mathematics to schoolchildren. Examples of tasks aimed at developing motivation for teaching mathematics using ICT technologies are given.

Автор: Н. Н. Банчужная
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
Просмотров: 118
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СМАРТФОНОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ФИЗИКЕ

Смартфоны позволяют реализовать индивидуальный подход в обучении при подготовке и планировании заданий для разных категорий учащихся, учитывая их индивидуальные особенности развития. Но их использование в контрольных работах по физике связано с рядом проблем, разрешение которых возможно различными способами. // Smartphones allow you to implement an individual approach in training in preparation and planning of tasks for different categories of students, taking into account their individual peculiarities of development. However, their use in physics control works involves a number of problems, the resolution of which is possible in various ways.

Автор: А. И. Антоненко
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
Просмотров: 118
УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ. ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ В АРХИТЕКТУРЕ Г. ИРКУТСК

Целью данной работы является рассмотрение вопросов применения правила золотого сечения в математике и архитектуре. В данной статье изучается золотое сечение в целом, его история, рассматривается применение правила золотого сечения в архитектуре города Иркутск. В ходе работы доказано, что за красоту и гармонию в природе отвечает математика. // The purpose of this research is to review questions of application of the rule of golden ratio in math and architecture. The present paper discusses the golden ratio in general, its history that shows first use and understandings. In addition, it demonstrates that, how it can be applicable in architecture field of the city. In the paper, we show that mathematics is responsible for the beauty and harmony in the world around us.

Авторы: Т. Г. Рябоволова, А. П. Шутова
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
Просмотров: 818
ТЕСТОВЫЕ И ВИДЕОСЮЖЕТНЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматривается возможность применения авторских заданий для формирования готовности будущих учителей физики к профессиональной педагогической деятельности. // The article discusses the possibility of using the author's tasks to form the readiness of future teachers of physics for professional teaching.

Автор: Е. О. Шинкевич
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
Просмотров: 430
ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ГЕОМЕТРИИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Статья посвящена проблеме формирования математических понятий в процессе обучения геометрии. Анализируются трудности, возникающие при работе с понятиями. Приводятся примеры дифференцированных заданий, способствующие усвоению понятий из курса геометрии 7 класса. // The article is devoted to the problem of formation of mathematical concepts in the process of learning geometry. Examines the difficulties that arise when working with concepts. Examples of differentiated tasks that promote the assimilation of the concepts of the course geometry in the 7-th grade.

Авторы: Г. Д. Тонких, Я. Г. Шилова
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
Просмотров: 490
ФУНКЦИЯ «АНТЬЕ» В ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧАХ

Автором рассмотрено применение функции «антье» при решении олимпиадных задач различного уровня сложности. // The author considers the application of the function «antie» in solving Olympiad problems of various complexity levels.

Авторы: Л. А. Осипова, Е. Е. Рябинина
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
Просмотров: 631
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

Статья посвящена использованию исторического материала в процессе обучения математике. Приведены примеры использования исторического материала на уроках математики в 5-6 классах, программа факультативного курса для 8-9 классов. // The article is devoted to the using of historical material in the process of mathematicteaching. The article gives examples of using of historical material at the mathematiclessons for the 5th and 6th grades, program of optional course for the 8th and 9th grades.

Авторы: И. В. Рафикова, Г. Д. Тонких
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
Просмотров: 541
ОБЩИЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ НА ПРОЦЕНТЫ В ЗАДАНИЯХ ГИА ПО МАТЕМАТИКЕ

В работе рассматривается теоретико-методические основы обучению школьников решению задач на проценты: выделены и описаны основные этапы процесса обучения решению текстовых задач, с демонстрацией конкретных методов применяемых на том или ином этапе. // The paper discusses the theoretical and methodological foundations for teaching schoolchildren how to solve problems on percentages: the main stages of the learning process for solving text problems are outlined and described, with demonstration of specific methods used at this or that stage.

Автор: А. В. Овечкина
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
Просмотров: 441
ИНТЕРНЕТ СЕРВИСЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В КУРСЕ ГЕОМЕТРИИ 7-9 КЛАССОВ

В статье рассмотрены особенности организации проектной деятельности учащихся с применением интернет сервисов при обучении геометрии в 7-9 классах. // The article deals with the peculiarities of the organization of students project activities with the use of Internet services in teaching geometry in grades 7-9.

Автор: К. В. Наливайко
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
Просмотров: 459
РЕШЕНИЕ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДВУМЯ СПОСОБАМИ

Статья посвящена решению тригонометрических упражнений двумя способами. Приводятся примеры упражнений, направленных на развитие математических знаний и познавательных универсальных учебных действий: на поиск способов и решений упражнений. // The article is devoted to solving trigonometric exercises in two ways. Examples of exercises aimed at the development of mathematical knowledge and cognitive universal educational activities are given: on the search for ways and solutions of exercises.

Авторы: М. Е. Нагловский, С. В. Сафьянова
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
Просмотров: 653
РАЗНЫЕ СПОСОБЫ ПРИ РЕШЕНИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ

Статья посвящена решению геометрической задачи разными способами. Приводятся различные способы при решении одной задачи, направленных на развитие математических знаний и познавательных универсальных учебных действий: на поиск способов и информации. // The article is devoted to solving the geometric problem in different ways. Various methods are presented for solving one problem aimed at the development of mathematical knowledge and cognitive universal educational actions: to find ways and information.

Авторы: К. Б. Милюхина, С. А. Сердюк
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
Просмотров: 648
ДИОФАНТОВЫ УРАВНЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Статья посвящена одному из разделов теории чисел – диофантовым уравнениям. Решение в целых числах алгебраических уравнений с целыми коэффициентами представляет собой одну из труднейших и древнейших математических задач. Алгебраические уравнения с целыми числами, для которых находятся целые или рациональные решения, называются диофантовыми уравнениями. // The article is devoted to one of the sections of the theory of numbers – Diophantine equations. Solving algebraic equations with integer coefficients in integer numbers is one of the most difficult and oldest mathematical problems. Algebraic equations with integers, for which there are integer or rational solutions, are called Diophantine equations.

Авторы: Е. В. Кабакова, О. И. Луговская
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
Просмотров: 1133
ПРИМЕНЕНИЕ MS EXCEL ДЛЯ ОБРАБОТКИ ИЗМЕРЕНИЙ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «ЗАКОН ГУКА: ИССЛЕДОВАНИЕ СИЛЫ УПРУГОСТИ»

В статье рассматриваются некоторые аспекты использования MS Excel при проведении лабораторных работ по физике и обработке результатов. // The article considers some aspects of the using MS Excel in laboratory work on physics and processing of results.

Автор: К. А. Дедюхина
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
Просмотров: 610
ЯДЕРНЫЕ РЕАКЦИИ – ВОПРОСЫ И ОПАСЕНИЯ

Статья посвящена проблеме, связанной с угрозой применения ядерного оружия, а также в связи с бурным развитием атомной энергетики в современном мире. Рассматриваются примеры использования ядерной физики в сферах медицины, науки, в сельском хозяйстве. Предлагаются пути исключения опасности, которая исходит от атомной техники при бездумном, неграмотном или безнравственном отношении с ней. // The article is devoted to the problem associated with the threat of the use of nuclear weapons, as well as the rapid development of nuclear power in the modern world. There are some examples of the use of nuclear physics in such fields as medicine, science and agriculture. Some ways of eliminating the danger provoked by nuclear technologies with thoughtless, illiterate or immoral attitude towards them are suggested there.

Авторы: Д. Ю. Давыденко, Е. Ю. Страуме
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
Просмотров: 1071
ЭЛЕМЕНТЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ПОКАЗАТЕЛЬНЫХ И ЛОГАРИФМИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПАКЕТОВ

Статья посвящена рассмотрению возможностей использования математических пакетов при обучении решению показательных и логарифмических уравнений. Приводятся примеры применения математических пакетов для самопроверки при подготовке к единому государственному экзамену. // The article is devoted to the consideration of the possibilities of using mathematical packages for teaching the solution of exponential and logarithmic equations. Examples are given of applying mathematical packages for self-examination in preparation for a single state exam.

Авторы: Е. Н. Баланчик, А. В. Фомина
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
Просмотров: 659
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА «ТРИГОНИКУС»

В статье описывается авторская интеллектуальная обучающая игра, выполненная как учебный исследовательский проект студентами педагогической магистратуры профиля «Методология математического образования» ФГБОУ ВО УлГПУ имени И.Н. Ульянова. // The article describes the author's intellectual training game, executed as an educational research project by the students of the pedagogical magistracy of the profile «Methodology of Mathematical Education» Ulyanovsk state pedagogical university.

Авторы: Г. Г. Абдреева, Ю. А. Микацадзе, В. С. Прудовский, А. И. Шафигуллина
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
Просмотров: 1432
Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация