ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КЛАСТЕРА
Раздел: Образовательно-технологический кластер как основа опережающей подготовки специалистов для социально-экономического развития региона
Журнал: Материалы XV Международной научно-практической конференции. Ч.3
19 января 2021 г.
Авторы: Янькин Дмитрий Валерьевич
УДК 373.6
Д. В. Янькин
D. V. Yankin
Янькин Дмитрий Валерьевич, директор, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 60», г. Новокузнецк, Россия.
Yankin Dmitry Valerievich, Director, MBOU «Secondary School No 60», Novokuznetsk, Russia.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КЛАСТЕРА
FORMATION OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF SECONDARY SCHOOL’S STUDENTS IN THE EDUCATIONAL AND INDUSTRIAL CLUSTER
Аннотация. Статья посвящена анализу инновационной деятельности, играющую важную роль в самоопределении подростков. Основное внимание в работе автор акцентирует на организацию деятельности образовательного учреждения в системе образовательно-производственного кластера с целью профессионального самоопределения обучающихся на региональном рынке труда. В статье обобщается практический опыт реализации сетевого взаимодействия в рамках программы профессиональной ориентации школьников.
Abstract. The article is devoted to the analysis of innovative activity that plays an important role in the self-determination of adolescents. The author focuses on the organization of an educational institution’s activity in the system of educational and industrial cluster with the aim of students’ professional self-determination in the regional labor market. The article is summarized the practical experience of the network interaction’s implementing within the framework of the vocational guidance program for schoolchildren.
Ключевые слова: образовательно-производственный кластер, сетевое взаимодействие, профессиональная ориентация, инновационная деятельность.
Keywords: educational and industrial cluster, the network interaction’s, vocational guidance, innovative activity.
В 2019-2020 учебном году разработана модель образовательно-производственного кластера на базе образовательного учреждения [1, 2].
В рамках реализации инновационного проекта организовано сетевое взаимодействие с образовательными учреждениями района ООШ № 83 и МБОУ «Лицей № 27».
Заключены договоры о сетевой форме взаимодействия с МБУ ДПО «Дом творчества «Вектор», ГБПОУ «Новокузнецкий горнотранспортный колледж», ФГБУ «КузГТУ им. Т.Ф. Горбачева».
Разработан график реализации программ профессиональных проб с МБУ ДО «Дом творчества «Вектор».
Каждое образовательное учреждение, входящие в образовательно-производственный кластер вносит свой вклад в его работу.
Партнерское взаимодействие в рамках образовательно-производственного кластера позволяет осуществлять полное погружение подростка в ту или иную профессию и без сомнения оказывает влияние на осознанный профессиональный выбор.
По итогам работы в рамках образовательно-производственного кластера уровень сформированности профессиональных интересов (будущей профессиональной деятельности) у выпускников 9 классов достиг показателя в 67 процентов, а уровень определения направления профильного обучения 72 %. Дальнейшая работа в рамках кластера позволит оценить динамику изменений приведенных выше качественных показателей.
Реализация сетевого взаимодействия привела к необходимости создания целевой программы профессиональной ориентации, оптимально интегрирующей все направления профориентационной деятельности и учреждения, входящие в состав кластера.
Профориентационные карты обучающихся позволяют продуктивно прорабатывать содержание индивидуальных консультация для учеников и их родителей с учетом их психологических характиеристик, предпочтений, склонностей. Сетевое взамодействие с образовательными учреждениями, учреждениями профессионального образования, промышленными пердприятиями позволяют «погрузиться» в профессию, осознать целесообразность выбора.
Анализ работы позволил определить положительные аспекты в работе по теме инновационной деятельности:
- удалось включить в работу по реализации инновационной деятельности в образовательном учреждении 37 % педагогов;
- проведена диагностика профессиональных склонностей учеников 8–9 классов;
- составлены профориентационные карты на всех обучающихся 8–9 классов;
- заключены договоры о сетевом взаимодействии с учреждениями дополнительного образования, учреждениями профессионального образования.
Анализ деятельности в прошедшем году показал необходимость внесения некоторых изменений:
- необходимость расширения сетевого взаимодействия, с целью удовлетворения различных профессиональных потребностей обучающихся;
- необходимость создания целевой программы профессиональной ориентации школьников;
- увеличение процента педагогов, реализующих инновационную деятельность в рамках проекта (до 54 %);
- увеличение активности по распространению опыта инновационной деятельности на различных уровнях;
- увеличение охвата детей, вовлеченных в сетевое взаимодействие учреждений;
- разработка системы мониторинга инновационной деятельности.
Профориентационная работа в образовательном учреждении не может сводиться к отдельным мероприятиям, работа по профильной подготовке обучающихся должна быть тщательно спланирована, все этапы этой деятельности должны достигать конкретной цели, а именно, активизировать процесс профессионального самоопределения школьников, сопровождать его профессиональное развитие с учетом его индивидуальных особенностей и потребностей регионального рынка труда.
Список литературы
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года [Электронный ресурс] : утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р. – URL : http://www.rtpp.ru/node/506.
- Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования [Электронный ресурс]. – URL : http://eduidea.ru/communities/14/publics/44.