ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КЛАСТЕРА

Раздел: Образовательно-технологический кластер как основа опережающей подготовки специалистов для социально-экономического развития региона

Журнал: Материалы XV Международной научно-практической конференции. Ч.3

19 января 2021 г.

Авторы: Янькин Дмитрий Валерьевич

УДК 373.6

Д. В. Янькин

D. V. Yankin

Янькин Дмитрий Валерьевич, директор, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 60», г. Новокузнецк, Россия.

Yankin Dmitry Valerievich, Director, MBOU «Secondary School No 60», Novokuznetsk, Russia.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КЛАСТЕРА

FORMATION OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF SECONDARY SCHOOL’S STUDENTS IN THE EDUCATIONAL AND INDUSTRIAL CLUSTER

 

Аннотация. Статья посвящена анализу инновационной деятельности, играющую важную роль в самоопределении подростков. Основное внимание в работе автор акцентирует на организацию деятельности образовательного учреждения в системе образовательно-производственного кластера с целью профессионального самоопределения обучающихся на региональном рынке труда. В статье обобщается практический опыт реализации сетевого взаимодействия в рамках программы профессиональной ориентации школьников.

Abstract. The article is devoted to the analysis of innovative activity that plays an important role in the self-determination of adolescents. The author focuses on the organization of an educational institution’s activity in the system of educational and industrial cluster with the aim of students’ professional self-determination in the regional labor market. The article is summarized the practical experience of the network interaction’s implementing within the framework of the vocational guidance program for schoolchildren.

Ключевые слова: образовательно-производственный кластер, сетевое взаимодействие, профессиональная ориентация, инновационная деятельность.

Keywords: educational and industrial cluster, the network interaction’s, vocational guidance, innovative activity.

 

В 2019-2020 учебном году разработана модель образовательно-производственного кластера на базе образовательного учреждения [1, 2].

В рамках реализации инновационного проекта организовано сетевое взаимодействие с образовательными учреждениями района ООШ № 83 и МБОУ «Лицей № 27».

Заключены договоры о сетевой форме взаимодействия с МБУ ДПО «Дом творчества «Вектор», ГБПОУ «Новокузнецкий горнотранспортный колледж», ФГБУ «КузГТУ им. Т.Ф. Горбачева».

Разработан график реализации программ профессиональных проб с МБУ ДО «Дом творчества «Вектор».

Каждое образовательное учреждение, входящие в образовательно-производственный кластер вносит свой вклад в его работу.

Партнерское взаимодействие в рамках образовательно-производственного кластера позволяет осуществлять полное погружение подростка в ту или иную профессию и без сомнения оказывает влияние на осознанный профессиональный выбор.

По итогам работы в рамках образовательно-производственного кластера уровень сформированности профессиональных интересов (будущей профессиональной деятельности) у выпускников 9 классов достиг показателя в 67 процентов, а уровень определения направления профильного обучения 72 %. Дальнейшая работа в рамках кластера позволит оценить динамику изменений приведенных выше качественных показателей.

Реализация сетевого взаимодействия привела к необходимости создания целевой программы профессиональной ориентации, оптимально интегрирующей все направления профориентационной деятельности и учреждения, входящие в состав кластера.

Профориентационные карты обучающихся позволяют продуктивно прорабатывать содержание индивидуальных консультация для учеников и их родителей с учетом их психологических характиеристик, предпочтений, склонностей. Сетевое взамодействие с образовательными учреждениями, учреждениями профессионального образования, промышленными пердприятиями позволяют «погрузиться» в профессию, осознать целесообразность выбора.

Анализ работы позволил определить положительные аспекты в работе по теме инновационной деятельности:

  • удалось включить в работу по реализации инновационной деятельности в образовательном учреждении 37 % педагогов;
  • проведена диагностика профессиональных склонностей учеников 8–9 классов;
  • составлены профориентационные карты на всех обучающихся 8–9 классов;
  • заключены договоры о сетевом взаимодействии с учреждениями дополнительного образования, учреждениями профессионального образования.

Анализ деятельности в прошедшем году показал необходимость внесения некоторых изменений:

  • необходимость расширения сетевого взаимодействия, с целью удовлетворения различных профессиональных потребностей обучающихся;
  • необходимость создания целевой программы профессиональной ориентации школьников;
  • увеличение процента педагогов, реализующих инновационную деятельность в рамках проекта (до 54 %);
  • увеличение активности по распространению опыта инновационной деятельности на различных уровнях;
  • увеличение охвата детей, вовлеченных в сетевое взаимодействие учреждений;
  • разработка системы мониторинга инновационной деятельности.

Профориентационная работа в образовательном учреждении не может сводиться к отдельным мероприятиям, работа по профильной подготовке обучающихся должна быть тщательно спланирована, все этапы этой деятельности должны достигать конкретной цели, а именно, активизировать процесс профессионального самоопределения школьников, сопровождать его профессиональное развитие с учетом его индивидуальных особенностей и потребностей регионального рынка труда.

Список литературы

  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года [Электронный ресурс] : утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р. – URL : http://www.rtpp.ru/node/506.
  2. Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования [Электронный ресурс]. – URL : http://eduidea.ru/communities/14/publics/44.
PDF