ВЛИЯНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Раздел: Образовательно-технологический кластер как основа опережающей подготовки специалистов для социально-экономического развития региона

Журнал: Материалы XV Международной научно-практической конференции. Ч.3

19 января 2021 г.

Авторы: Янькин Дмитрий Валерьевич

УДК 373.6

Д. В. Янькин

D. V. Yankin

Янькин Дмитрий Валерьевич, директор, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 60», г. Новокузнецк, Россия.

Yankin Dmitry Valerievich, Director, MBOU «Secondary School No. 60», Novokuznetsk, Russia.

 

ВЛИЯНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

INFLUENCE OF THE REGIONAL LABOR MARKET ON THE FORMATION OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS

 

Аннотация. Рассмотрена проблема влияния регионального рынка труда на профессиональное самоопределение обучающихся. Изложены некоторые подходы и представлены пути к решению проблемы в условиях кластерно-сетевого взаимодействия общеобразовательной школы с партнерами.

Abstract. The problem of the influence of the regional labor market on the professional self-determination of students is considered. Some approaches are outlined and ways to solve the problem are presented in the context of cluster-network interaction of a general education school with partners.

Ключевые слова: общеобразовательная школа, профессиональная ориентация, инновационный проект, образовательно-технологический кластер.

Keywords: secondary school, professional orientation, innovative project, educational and technological cluster.

 

Происходящие в настоящее время изменения на рынке труда, повышение требований работодателей к качеству профессиональной подготовки специалистов, их личностным и деловым качествам, навыкам коммуникации и владению информационными технологиями, ставят перед системой образования задачи, связанные с необходимостью изменений в системе профориентационной работы и ее ориентации на востребованные на рынке труда профессии.

Исходя из проведенного анализа, мы посчитали, что в организации системы профориентационной работы необходимо учитывать такие реальности, как происходящая смена форм собственности, переход к рыночным отношениям новых профессий и специальностей; опыт регионов по созданию системы профессиональной ориентации обучающихся, направленный на раскрытие их способностей и дальнейшую адаптацию на рынке труда.

Понятие «рынок труда» обычно ассоциируются с такими взаимосвязями как: «рынок – механизм, рынок – экономическое или географическое пространство, рынок – система отношений» [3, с. 76]. К. Г. Кязимов рассматривает рынок труда как «систему отношений и механизм взаимодействия работодателей, наемных работников и социальных партнеров по согласованию условий формирования, распределения, обмена и использования рабочей силы» [3, с. 417].

И. Шумпетер полагает, «…что человек не может продавать свою рабочую силу как таковую», поэтому он использует термин «услуги труда», а рынок называл «рынком труда» [7].

Рынок труда развивается по своим законам, законам спроса и предложения, имеет свои особенности и отличия, влияющие на его развитие. Если на товарный рынок влияют главным образом факторы экономические, то на рынок труда могут оказывать влияние  факторы социальные, политические, демографические и т.д.

Конечными целями рынка труда в первую очередь являются: «удовлетворение профессиональных и жизненных интересов населения, включая обеспечение страны рабочей силой и ее защиту; достижение полной, продуктивной и свободно избранной занятости» [3, с. 77].

Об удовлетворении профессиональных и жизненных интересов населения свидетельствуют результаты проведенных опросов. Опрос, проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), показал, что 47 % россиян не работают по специальности, на которую обучались; 28 % граждан России никогда даже не пробовали это делать; 30 % участников опроса объяснили свой отказ от работы по специальности невозможностью трудоустроиться и только 20 % опрошенных считают, что смена сферы деятельности помогла найти себя [1].

Опрос студентов российских вузов, проведенный специалистами Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», показал, что 28 % студентов хотят работать в коммерческом секторе (менеджеры, аналитики, частные клиники, школы, вузы). Топ-менеджерами и руководителями среднего звена в частных фирмах хотят стать 19 % опрошенных, предпринимателями – 13 %, в академической научной сфере планируют работать 10 % студентов [1].

Вместе с тем, в реальной жизни востребованы другие профессии, такие как: продавцы, водители, автомеханики, повара, лаборанты, мастера столярно-плотницких работ и т.д., а к чему надо готовить будущие поколения – это к перспективе несколько раз за жизнь менять род деятельности.

Для организации профориентационной работы сегодня необходимо следить за изменяющимися требованиями рынка труда (работодателей), ориентироваться в новых появляющихся профессиях или профессиях, которые могут появиться на рынке труда («профессиях будущего»), знать о преимуществах и перспективах трудоустройства в регионе проживания.

Если говорить о региональном рынке труда Кемеровской области, то общеизвестно, что Кемеровская область сегодня – один из самых крупных по запасам угля и объемов его добычи регионов России. В угольной отрасли по официальным данным зарегистрировано 120 угледобывающих предприятий, в том числе действующих 43 шахты и 49 разрезов. Строятся новые шахты и разрезы. В ближайшие 15 лет в области будет построено 15 шахт, 7 разрезов и 16 обогатительных фабрик. Кроме угледобычи, приоритетными отраслями развития экономики региона являются металлургия и угле-химия.

Появление новых направлений в угольной, углехимической, металлургической промышленности предполагает переориентацию системы высшего и среднего профессионального образования на профессиональную подготовку востребованных на региональном рынке труда специалистов, а значит и переориентацию профориентационной работы общеобразовательной школы на новые запросы работодателей региона.

На региональном и муниципальном уровнях вопросы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения решаются не только теоретически, но и практически. В Кемеровской области ежегодно утверждается Распоряжением Губернатора план профориентационных мероприятий, приказом Департамента образования и науки Кемеровской области утверждено «Положение о Портфолио обучающегося общеобразовательных организаций Кемеровской области» [4], «Положение об организации и проведении профессиональных проб обучающихся общеобразовательных организаций Кемеровской области» [5]. Новокузнецким институтом (филиалом) Кемеровского государственного университета разработаны методические рекомендации «Профессиональная проба: проектирование и технология проведения» [2], которые размещены на сайте Комитета образования и науки г. Новокузнецка и др.

В муниципальной системе образования г. Новокузнецка разработана программа по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению обучающихся образовательных организаций на 2018-2023 годы, в реализации которой участвуют педагогические коллективы образовательных организаций. Цель программы – формирование у обучающихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному выбору профессиональной деятельности через развитие эффективно действующей системы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения обучающихся с учетом социально-экономической ситуации региона [6].

В МБОУ СОШ № 60 г. Новокузнецка системные изменения в организации профориентационной работы с обучающимися начались с разработки и реализации инновационного проекта «Формирование профессионального самоопределения обучающихся общеобразовательной школы в системе образовательно-технологического кластера». В условиях новых приоритетов в организации профориентационной работы на федеральном, региональном и муниципальном уровне была сформулирована и цель проекта МБОУ СОШ № 60, связанная с изучением, обоснованием и реализацией процесса формирования профессионального самоопределения обучающихся общеобразовательной школы в условиях регионального рынка труда. Задачи, поставленные в рамках реализации проекта, связаны, в первую очередь, с выявлением влияния рынка труда на формирование профессионального самоопределения обучающихся и разработку системы профессиональной ориентации обучающихся через реализацию кластерно-сетевых форм взаимодействия общеобразовательной школы с партнерами в связке: общеобразовательная школа – учреждение СПО, общеобразовательная школа – вуз, общеобразовательная школа – предприятие, общеобразовательная школа – социальные партнеры.

При этом роль школы в разработке и реализации новых форм взаимодействия с партнерами в рамках образовательно-технологического кластера заключается в организации такого взаимодействия, в первую очередь, с профессиональными образовательными организациями и на их базе с предприятиями.

Безусловно, в качестве основных направлений профессиональной ориентации школы с партнерами является организация предпрофильной подготовки и профильного обучения, включая проведение профессиональных проб на базе учреждений СПО и предприятий, проведение экскурсий, мастер-классов, научно-практических конференций, участие в мероприятиях чемпионатов «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) и т.д.

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что решение проблем профессионального самоопределения обучающихся решается комплексным подходом к управлению профориентационной работой, позволяющей обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, разработкой инновационных проектов, программ, комплексов профориентационных мероприятий, увязанных с потребностями работодателей и возможностями социальных партнеров.

Основой результативности такой работы является создание системы поиска и апробации новых эффективных форм и технологий профориентационной работы с обучающимися, а непременным условием – создание системы тесного сотрудничества школы с образовательными организациями, предприятиями, социальными партнерами.

Список литературы

  1. Будущее не для всех [Текст]. // Аргументы недели, 2019. – № 19 (663), четверг 23 мая. – С. 6.
  2. Елькина, О. Ю. Профессиональная проба: проектирование и технология проведения. Методические рекомендации [Электронный ресурс]. / О. Ю. Елькина. – URL : http://www.koin-nkz.ru/material/25/
  3. Кязимов, К. Г. Рынок труда и занятость населения [Текст]. / К. Г. Кязимов, Учебник. 3-е изд., перераб., и доп. – М. : МИК, 2014. – 421 с.
  4. Об утверждении Положения о Портфолио обучающегося общеобразовательных организаций Кемеровской области [Текст] : Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области от 12.01.2018 г. № 42.
  5. Об утверждении Положения об организации и проведении профессиональных проб обучающимися общеобразовательных организаций Кемеровской области [Текст] : Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области от 20.12.2017 г. № 2282.
  6. Соловьева, Ю. А. Муниципальная система образования города Новокузнецка [Текст]. / Е. Ю. Соловьева. – Новокузнецк, 2018. – 14 с.
  7. Шумпетер, И. Теория экономического развития (исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры) [Текст]. / И. Шумпетер, Пер. с нем. – М. : Прогресс, 1982. – 371 с.

 

PDF