НЕ ВОСПИТЫВАЙТЕ ДЕТЕЙ, ВСЕ РАВНО ОНИ БУДУТ ПОХОЖИ НА ВАС. ВОСПИТЫВАЙТЕ СЕБЯ...

Раздел: Детско-взрослая событийность: стратегия, управление

Журнал: Материалы V Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы». Часть 1

25 февраля 2021 г.

Авторы: Смагина Анна Владимировна

УДК 37.011.31

А. В. Смагина

A. V. Smagina

Смагина Анна Владимировна, зам. директора по УВР, учитель начальных классов, МБ НОУ «Лицей № 111»; доцент, НФИ КемГУ, г. Новокузнецк, Россия.

Smagina Anna Vladimirovna, Deputy Director for Internal Affairs, Primary School Teacher, MB NOU «Lyceum No. 111», Associate Professor, NFI KemSU, Novokuznetsk, Russia.

 

НЕ ВОСПИТЫВАЙТЕ ДЕТЕЙ, ВСЕ РАВНО ОНИ БУДУТ ПОХОЖИ НА ВАС. ВОСПИТЫВАЙТЕ СЕБЯ...

DO NOT RAISE CHILDREN, STILL THEY WILL LIKE YOU. EDUCATE YOURSELF...

 

Аннотация. В статье представлен опыт работы с родителями, посвященный проблемам воспитания. Реализуя идеи Гуманной педагогики, попытались ответить на вопросы: Что такое воспитание? Какие они современным дети, родители? Нуждаются ли наши дети в воспитании.

Annotation. The article presents the experience of working with parents on the problems of education. Realizing the ideas of humane pedagogy, we tried to answer the questions: What is education? What are they like modern children, parents? Do our children need education.

Ключевые слова: воспитание, взаимодействие, хорошие родители.

Keywords: education, interaction, good parents.

 

«Себя сначала воспитай, чтоб не познать бесславья,
Потом другим преподавай науку благонравья
».
Джами

Становясь родителями, мы хотим, чтобы наш ребёнок был самым лучшим: умным, воспитанным, культурным, одарённым… И если интеллект и одарённость – это «заложенные» природой качества, которые можно и нужно развивать, то что же делать с культурой и воспитанностью? Когда необходимо начинать воспитывать? Как это нужно делать?

Самые ответственные родители обращаются за помощью к классикам педагогики и психологии. Это правильно. Но почему же тогда в своей учительской практике мы нередко сталкиваемся с детьми, которые в 6-7 летнем возрасте уже нуждаются в серьёзной помощи специалистов? А родители разводят руками: мы с ним не справляемся…

Что же такое «воспитание»?

В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В психологии воспитание рассматривается в первую очередь как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определённых установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду» [1].

Перед глазами возникает картинка: «Маша (Ваня, Петя), иди скорей сюда. Сейчас тебя буду воспитывать!» (Согласно определению: специально организованное воздействие). Смешно. Но именно так зачастую и думают родители, что воспитание ребёнка – это чтение наставлений, моралей, наказов, выговоров и т.д.

Мы забыли, что воспитание (от слова «питать») – это попытка передачи СВОЕЙ точки мировоззрения ребёнку. То, чем мы напитаны (наполнены) сами, тем мы наполняем и других. Формальное общение, недопонимания, скандалы, ссоры также относятся к воспитанию. Дети видят – дети делают.

Нас никогда и никто не учил быть родителями. А современной педагогике давно уже установлена связь между воспитанием детей и уровнем педагогической культуры родителей.

Именно с этой целью в 2011 году в нашем лицее организовано общественное движение «Родительская забота», объединяющее родителей, учителей, детей, основой которого стали идеи Гуманной педагогики.

К нам часто обращаются родители, которые действительно заинтересованы в воспитании детей с просьбой помочь стать грамотными родителями. В своей работе я опираюсь на их запросы. Вот уже несколько лет организую проведение родительских мастер-классов. Приведу пример некоторых из них.

«Дети не по ГОСТу».

Как часто мы, родители, произносим фразу: «Мой ребёнок на меня не похож!» «Почему ты не решаешь математику так как я?»

И почти всегда она звучит с сожалением, горечью и обидой. Почему он не похож на меня? Что в такой ситуации делать? Как поступать? Как с этим жить? Чем все это чревато? Вот основные вопросы нашего сегодняшнего разговора.

В процессе практической работы (игра «Робот») каждый родитель определял те черты характера своего ребёнка, которые больше всего огорчают/не нравятся/раздражают. Определяли, почему так происходит, и учились находить способ направить их в положительное русло.

Вывод: можно потратить неимоверное количество сил на то, чтобы поменять человека. Шансы невелики, но они есть. Однако «ломая» человека, – мы снова теряем так много: отношения, непосредственность, собственный покой, наконец.

А можно пойти в прямо противоположном направлении: принять этот характер и дальше взаимодействовать, обсуждать, предлагать попробовать новое, вместе изобретать модели поведения.

«Микроклимат семьи».

«Семейный климат – это отношения внутри семьи». Мы рассмотрим с вами понятие «семейного климата», его влияние на растущего человека, поговорим о том, как замечать тревожные сигналы, когда что-то в семье не в порядке, и поищем свою силу для создания благоприятного климата в своей семье.

Каждый день общаясь с детьми и взрослыми, я понимаю, что каждый взрослый – это в прошлом ребенок, который как росточек, рос, развивался, взрослел, набирался сил в определенном семейном климате. И то, каким взрослым стал человек, зависело от атмосферы в его семье: теплой или холодной, принимающей или отталкивающей, верящей или безразличной. Для меня важно показывать родителям, что своими отношениями, даже необращенными прямо на ребенка, они формируют его личность.

Как педагог, я вижу реалии современной жизни: родители очень заняты, а требований и к ребенку и к родителю становится все больше. На общение и воспитание, совместное нахождение родителей и детей остается очень мало времени. Поэтому воспитывающим становится в первую очередь климат семьи: не то, сколько времени и что мы говорим ребенку, пытаясь его учить и воспитывать, а то КАК мы это делаем, как мы общаемся внутри семьи, как относимся к делам и друг другу, как устраиваем и поддерживаем быт, на что обращаем внимание. Для меня важно обратить внимание родителей на то, какие ресурсы и силы у них все же есть, чтобы создавать благоприятную атмосферу в семье.

Родители обсуждали вопрос о том, как влияет разный семейный климат на формирование личности ребенка, как формировать благоприятный семейный климат, создавали памятку: «можно – нельзя категорически».

Вывод: Подсказки, правила, они есть, но кодекс своей семьи каждый создаёт самостоятельно. Для создания благоприятного климата в семье, важно учесть желание КАЖДОГО члена семьи о том, как они хотят строить свои отношения.

«Воспитание без проигравших».

Ориентация в воспитании на «победу – поражение» лежит в основе проблемы, решаемой современными воспитателями, – быть ли строгими (выигрывает воспитатель) или быть снисходительными (выигрывает ребенок).

Именно из-за данного подхода «или – или» к решению вопроса дисциплины учителя и родители рассматривают отношения с детьми как борьбу за власть, как постоянное состязание желаний. И мы еще посмотрим, кто выиграет эту войну!

Когда возникает конфликт между детьми и родителями, большинство взрослых пытаются разрешить его в свою пользу, и, следовательно, взрослый выигрывает, а ребенок проигрывает. И небольшая часть уступают детям из страха возникновения подобных конфликтов. В таких случаях ребенок выигрывает, а взрослый проигрывает.

Каким должно быть воспитание, чтобы обе стороны чувствовали себя победителями? Кнут или пряник?

На этом мастер-классе родителям предстояло самим выбрать модель взаимодействия с ребёнком: кнут или пряник, указав его положительные результаты. А затем психолог представил негативные последствия каждого подхода.

В результате был представлен для обсуждения «Метод без проигравших», который предполагает вовлечение ребёнка в принятие участия во взаимном поиске приемлемого для обоих выхода из ситуации. Вместе они находят пути решения, вместе их оценивают. Все обходится без принуждения, поскольку результат получается взаимовыгодный, никто ничего не теряет и не чувствует себя проигравшим

Вывод: мы рассмотрели разные варианты воспитания. Что вы возьмёте в свою родительскую копилку, решать вам.

На самом деле дети не ведут себя плохо. «Неправильность» поведения находится в голове у взрослого; ребёнок же делает то, что он предпочитает или вынужден делать, чтобы удовлетворить какую-то свою потребность.

В любом случае ничьи интересы не должны пострадать. Дети живут вместе с нами. Они копируют нас, рядом находящихся взрослых: счастливых, успешных, живущих в удовольствие, сострадающих, такими же они чувствуют и себя. Такими они будут становиться в будущем. Потому что воспитывают не слова – воспитывает живой опыт.

Самая большая помощь, которую мы можем оказать нашим детям – это принести лучших самих себя. Меняясь сами, становясь духовно выше, мы становимся ближе и понятней для своего ребёнка. Для того чтобы воспитать героя, нужно самому им стать, необходимо помнить, что нашими мыслями, поступками, творчеством мы создаем ступеньку для тех, кто идет вслед за нами. Если родитель реализовался в жизни, он счастлив по-настоящему, если отец и мать имеют очень глубокие, уважительные, доверительные отношения настоящей дружбы, взаимопомощи – если это есть, то ребенок естественным образом следует этому примеру.

Дорогие родители, всегда помните: Ваше собственное поведение – самая решающая вещь.

Выдающийся советский педагог в книге «Книга для родителей» писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда Вас нет дома» [2].

Список литературы

  1. Словарь практического психолога [Текст]. / Сост. С. Ю. Головин. – Минск : Харвест,1998. – 301 с. – ISBN: 985-433-167-9.
  2. Макаренко, А. С. Книга для родителей [Текст]. / А. С. Макаренко. – Издательство : ИТРК, 2014. – 288 с. – ISBN: 978-5-88010-337-9.

PDF