РОЛЬ СОБЫТИЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ СМОТРА-КОНКУРСА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА «ЛИМПОПО»)

Раздел: Детско-взрослая событийность: стратегия, управление

Журнал: Материалы V Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы». Часть 1

25 февраля 2021 г.

Авторы: Нуртдинова Анна Алексеевна , Скоробренко Иван Александрович

УДК 378

А. А. Нуртдинова, И. А. Скоробренко

A. A. Nurtdinova, I. A. Skorobrenko

Нуртдинова Анна Алексеевна, к. п. н., доцент кафедры теоретической и прикладной психологии, начальник отдела учебных и производственных практик, ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ», г. Челябинск, Россия.
Скоробренко Иван Александрович, магистрант 2 курса факультета психологии, ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ», г. Челябинск, Россия.

Nurtdinova Anna Alekseevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of Theoretical and applied psychology, head of the department of educational and industrial practices, FSBEI of HE «SUSHPU», Chelyabinsk, Russia.
Skorobrenko Ivan Alexandrowich, 2-year master student of the Faculty of Psychology, FSBEI of HE «SUSHPU», Chelyabinsk, Russia.

 

РОЛЬ СОБЫТИЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ СМОТРА-КОНКУРСА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА «ЛИМПОПО»)

THE ROLE OF EVENT PEDAGOGY IN THE PROCESS OF PREPARING FUTURE TEACHERS FOR PROFESSIONAL ACTIVITIES (ON THE EXAMPLE OF THE WATCHING-COMPETITION OF THE DRESSING SKILLS «LIMPOPO»)

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности. На примере смотра-конкурса вожатского мастерства «ЛИМПОПО» рассматривается проблема формирования у студентов способности и готовности к грамотной организации их педагогической деятельности. Большое внимание уделяется роли событийной педагогики и системно-деятельностного подхода в организации работы со студентами педагогического вуза.

Annotation. The article is devoted to the problem of future teachers’ training for professional activities. On the example of the show-competition of counselor skills «LIMPOPO» the problem of formation of students' ability and readiness to organize their pedagogical activity competently is considered. Special attention is paid to the role of event-based pedagogy and the system-activity approach in organizing work with students of a pedagogical university.

Ключевые слова: подготовка педагогов, событийная педагогика, системно-деятельностный подход, смотр-конкурс, вожатское мастерство.

Keywords: training of teachers, event-driven pedagogy, system-activity approach, show-competition, counselor skills.

 

На сегодняшний день общество испытывает потребность в качественной, эффективной и безопасной организации детского досуга, как в условиях общеобразовательных учреждений, так и в условиях учреждений дополнительного образования детей и детских оздоровительных лагерей. Кроме того, педагогическая практика в детском лагере является компонентом содержания учебных планов по педагогическим направлениям подготовки бакалавров (с одним или двумя профилями подготовки). Этим обусловлен социальный заказ государства и общества на качественную подготовку будущих педагогов – выпускников педагогического вуза – к организации их профессиональной деятельности. Следовательно, актуальной становится проблема поиска наиболее эффективных подходов к организации профессиональной подготовки в сфере вожатского мастерства.

Мы полагаем, что решению поставленной проблемы в условиях высшей школы способствует обращение к основам событийной педагогики в образовании, а также опора на системно-деятельностный подход. Справедливой нам представляется точка зрения Н. А. Асташовой, С. Л. Мельникова, А. П. Тонких и В. Л. Камынина, которые в своей работе «Технологические ресурсы современного высшего образования» под событийным образованием понимают «процесс уникального увлекательного жизнетворчества студентов, создающегося общими усилиями», причем «это не просто технологическое решение вопросов обращения к культуре личности через включение в обучение событийности, а ресурс открытого, свободного образования» [1, с. 91].

Событие как обучение в действии характеризуется высокой степенью интерактивности и коммуникативности. Оно позволяет образовательной организации создавать атмосферу психологического комфорта и формировать у обучающихся как познавательный интерес, являющийся неотъемлемым условием мотивации учения, так и удовлетворенность от процесса обучения в вузе, которая, в свою очередь, стимулирует образовательную активность обучающихся. В условиях событийности студенты склонны в большей степени проявлять активность и инициативность, развиваться творчески в личностном и профессиональном плане.

Событийная педагогика неразрывно связана с системно-деятельностным подходом, который, по сути, и составляет ее основу и лежит в основе современных Федеральных государственных образовательных стандартов. По мнению С. В. Дюминой, результатом реализации системно-деятельностного подхода является «готовность обучающихся совершать действия, направленные на восприятие, логическое осмысление, переработку и применение учебного материала в решении научно-исследовательских, практических, проектно-инновационных, организационно-управленческих, педагогических и других профессиональных задач» [3, с. 140]. Разделяя эту точку зрения, мы полагаем, что реализация системно-деятельностного подхода в высшей школе позволяет наиболее эффективно подготовить будущего выпускника педагогического вуза к эффективному и качественному решению профессиональных задач. Это объясняется тем, что реализация системно-деятельностного подхода в свете событийной педагогики позволяет сделать процесс профессиональной подготовки будущих выпускников педагогического вуза практико-ориентированным при условии формирования компетенций студентов в активной практической деятельности.

В Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете процессу подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности уделяется особое внимание. В университете проходят различные конкурсы профессионального мастерства, такие как, например, «Педагогический дебют», «ЛИМПОПО». В рамках нашей статьи мы хотели бы осветить роль событийной педагогики в процессе подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности на примере смотра-конкурса вожатского мастерства «ЛИМПОПО», который проходит в Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете уже более 30 лет и вносит свой значительный вклад в процесс профессиональной подготовки будущих выпускников педагогического вуза. Этот смотр-конкурс вожатского мастерства является обязательной составляющей итоговой аттестации и ежегодно проводится в октябре – ноябре в форме демонстрационного экзамена обучающихся.

Смотр-конкурс вожатского мастерства «ЛИМПОПО» предусматривает выполнение студентами коллективных и групповых заданий в рамках тех или иных конкурсных мероприятий, являющихся педагогическими событиями, характеризующимися высокой степенью интерактивности и вовлеченности студентов в профессионально-педагогическую деятельность, а также соответствующих профессиональным задачам вожатого детского оздоровительного лагеря и логике лагерной смены, позволяя обучающимся продемонстрировать свои профессиональные навыки. Мероприятие предполагает независимую оценку членами жюри, являющимися профессионалами в сфере организации отдыха и оздоровления детей и подростков; возможность определения уровня сформированности компетенций в соответствии с ФГОС ВО / ФГОС СПО и оценку степени готовности к выполнению будущими выпускниками трудовых функций, заданных профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Смотр-конкурс вожатского мастерства «ЛИМПОПО» как пример реализации на практике идей событийной педагогики позволяет создавать все условия для развития и реализации творческого и профессионального потенциала конкурсантов, для их профессионального самоопределения, позволяет поддерживать авторские идеи в сфере организации каникулярного отдыха и оздоровления детей. Мероприятия смотра-конкурса направлены на обобщение и распространение передового положительного опыта работы различных образовательных организаций по подготовке педагогических кадров для работы в сфере детского досуга и оздоровления. Кроме того, смотр-конкурс вожатского мастерства «ЛИМПОПО» в значительной мере способствует информационной поддержке подготовки педагогических кадров к работе в сфере отдыха и оздоровления детей, а также направлен на содействие их трудоустройству в организациях этой сферы, что является важным аспектом профессиональной социализации студентов педагогического вуза.

Интеграция основной профессиональной образовательной программы (уровень – бакалавриат) с программами дополнительного профессионального образования (программа повышения квалификации, программа профессиональной переподготовки) и вариативность в подготовке вожатых для детских оздоровительных лагерей создают условия для образовательной мобильности обучающихся, а именно, для формирования индивидуальной траектории образовательного маршрута. Активное участие обучающихся в получении теоретических и практических знаний, в конкурсах профессионального мастерства обеспечивает обучающимся социальный лифт для профессиональной самореализации и позволяет ощутить себя в профессии, что способствует формированию позитивного самоотношения и отношения к выбранной профессии, которое «стимулирует поиск собственного стиля в профессиональной деятельности в условиях обмена педагогическим опытом» [2, с. 99].

Заметим, что поиску собственного профессионально-педагогического стиля способствует многообразие конкурсных мероприятий, среди которых можно выделить конкурс портфолио педагогического отряда, конкурс лучших напарников, решение педагогических ситуаций, с которыми может столкнуться вожатый в процессе работы, подготовка видеоролика по заданной тематике и так далее. Эти конкурсные мероприятия, воспринимаемые студентами как профессионально значимые события, позволяют эффективно формировать как профессионально-педагогическое мировоззрение будущего выпускника, так и саму личность будущего профессионала в сфере педагогической деятельности, обладающего способностью и готовностью к выполнению трудовых функций и профессиональных задач.

Таким образом, смотр-конкурс вожатского мастерства «ЛИМПОПО», проводимый уже на протяжении более тридцати лет в Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете и базирующийся на событийной педагогике и системно-деятельностном подходе в качестве теоретико-методологической основы, позволяет эффективно подготовить будущих педагогов к профессиональной деятельности, формируя у студентов способность и готовность к грамотной организации своей профессионально-педагогической деятельности, а также к продуктивному взаимодействию с детьми, их родителями и своими коллегами.

Список литературы

  1. Асташова, Н. А. Технологические ресурсы современного высшего образования [Текст]. / Н. А. Асташова, С. Л. Мельников, А. П. Тонких, В. Л. Камынин. // Образование и наука, 2020. – Т. 22. – № 6. – С. 74-101.
  2. Долгова, В. И. Программа формирования мотивации профессиональной деятельности студентов в условиях конкурса «Педагогический дебют» [Текст]. / В. И. Долгова, А. А. Нуртдинова. // Современные наукоемкие технологии, 2017. – № 10. – С. 95-99.
  3. Дюмина, С. В. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению в системе высшего образования как условие развития профессиональной компетентности обучающихся [Текст]. / С. В. Дюмина. // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика, 2019. – Т. 9. – № 1 (30). – С. 136-142.

PDF