ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Раздел: Обучение и воспитание детей дошкольного, младшего и среднего школьного возрастов, и подростков в контексте современных проблем и перспектив образования

Журнал: Материалы V Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы». Часть 1

25 февраля 2021 г.

Авторы: Питенко Светлана Владимировна , Третьяк Татьяна Михайловна

УДК 37.036.5

С. В. Питенко, Т. М. Третьяк

S. V. Pitenko, T. M. Tretyak

Питенко Светлана Владимировна, к. п. н., доцент кафедры педагогики и психологии, Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Соликамск, Россия.
Третьяк Татьяна Михайловна, студентка 5 курса, Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Соликамск, Россия.

Pitenko Svetlana Vladimirovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, Perm State National Research University, Solikamsk, Russia.
Tretyak Tatyana Mikhailovna, 5th year student, Perm State National Research University, Solikamsk, Russia.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF CREATIVE IMAGINATION IN YOUNGER SCHOOLS IN FINE ARTS LESSONS

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста. Обоснована значимость уроков изобразительного искусства в развитии творческого воображения. Выделены педагогические условия, направленные на развитие творческого воображения у обучающихся начальных классов.

Annotation. The article deals with the problem of the development of creative imagination in children of primary school age. The importance of fine art lessons in the development of creative imagination is substantiated. Highlighted the pedagogical conditions aimed at developing the creative imagination of primary school students.

Ключевые слова: творческое воображение, младшие школьники, уроки изобразительного искусства, педагогические условия.

Keywords: creative imagination, younger students, fine arts lessons, pedagogical conditions.

 

В настоящее время имеется потребность российского общества в молодых людях, способных нетрадиционно мыслить, ориентироваться в быстро меняющихся условиях, умеющих находить нестандартные решения существующих проблем, открытых новому опыту. Для развития обучающихся должно быть обеспечено образование, ориентированное на уровень развития личности через организацию видов деятельности, способствующих развитию воображения и творчества. Данный запрос находит своё отражение в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Отмечено, что одной из приоритетных задач является творческое развитие учащихся. Обозначены требования об использовании разнообразных форм обучения, обеспечивающих рост личностного потенциала и мотивации в творческой деятельности.

Изучением проблемы развития воображения, творчества у обучающихся занимались видные учёные. Сензитивность возраста в развитии творческого воображения у младших школьников подтверждена концепциями развития воображения, современными диссертационными исследованиями. С. И. Рубинштейн считал, что «творческое воображение» это – сторона сознательной деятельности человека, которая способна изменять реальность, подстраивая её под свои желания и цели [3]. Ценность развития творческого воображения у младших школьников является новый, необычный взгляд на окружающую действительность и отражения всего увиденного в творческой деятельности.

Изобразительная деятельность способствует развитию ребёнка, обеспечивает обогащение и становление личности. Подтверждение идеи о том, что продуктивные виды деятельности имеют первостепенное значение в развитии творческого воображения, мы находим в исследовании Е. В. Коноваловой и Ю. Н. Анисимовой [2]. Авторы убеждены, что в процессе изобразительной деятельности, обучающиеся осознанно овладевают способами получения оригинального продукта, проявляя при этом самостоятельность, фантазию, испытывая эмоции и творческое вдохновение.

В. А. Казанцевой, Т. А. Чумак выделены особенности творческого воображения младших школьников:

  • произвольный характер воображения, обеспечивающий самостоятельное замысливание художественного образа;
  • планирование этапов осуществления творческой деятельности, обеспечивающее успешную реализацию задуманного;
  • особый характер творческой деятельности, основанный на фантазии;
  • переход воображения во внутренний план, без необходимости в наглядной опоре [1].

Уроки изобразительного искусства способствуют интенсивному развитию творческого воображения у детей младшего школьного возраста, основой которого являются представления о различных предметах и явлениях окружающего мира, полученные в процессе рисования с натуры, на темы.

Этапы развития творческого воображения у младших школьников на уроках изобразительного рисунка:

  • подготовительный (зарождение идеи, замысла);
  • вынашивание замысла, связанного с решением частично-поисковых проблемных задач (выполнение эскизов, натурных набросков и зарисовок, подбор художественных материалов для воплощения идеи, выбор техник изображения);
  • реализация замысла по решению творческих задач (практико-ориентированная деятельность, направленная на создание нового, оригинального художественного образа);
  • результат (представление продукта творчества другим людям, обсуждение его).

На основе анализа литературы, нами выделены наиболее эффективные, с нашей точки зрения, педагогические условия, направленные на развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста.

Первое условие «Планомерное обогащение жизненного опыта обучающихся». Творческое воображение наиболее эффективно развивается при постоянном пополнении и разнообразии получаемой информации. В структуре уроков изобразительного искусства можно выделить два блока, неразрывно связаны между собой: первый блок «теоретический», при освоении которого учащиеся приобретают новые знания или структурируют уже имеющиеся; второй блок «практический», при реализации которого происходит создание художественного образа младшими школьниками на основе полученных знаний.

Второе условие «Использование эффективных методов и приёмов развития творческого воображения». При реализации данного условия, как подтверждают исследования учёных и практиков, наиболее эффективными являются следующие методы: исследовательский, эвристический, проблемный метод изложения материала, метод коллективной работы; приёмы: агглютинации, аналогии, преувеличения или преуменьшения, акцентирования.

Третье условие «Применение информационно-коммуникационных технологий». Современное оснащение образовательного процесса позволяет демонстрировать на уроках изобразительного искусства: наглядный материал (объекты и явления окружающей действительности, произведения художников и пр.), процесс работы над картиной, приёмы, способы работы, а также «посещать» музеи, интернет-галереи, выставки творчества. В распоряжении учителя имеются следующие программы: MyPaint 2.0, OpenCanvas 7.0, SmoothDraw, в которых простой интерфейс для работы, представлена полноценная палитра цветов, широкий выбор инструментов для рисования. Внедрение в ход урока изобразительного искусства данных технологий обеспечивает успешную реализацию процесса развития творческого воображения у обучающихся, выводит на новый, современный уровень преподавания предмета в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Таким образом, внедрение выделенных педагогических условий в образовательный процесс начальной школы, будет способствовать развитию творческого воображения у детей младшего школьного возраста.

Список литературы

  1. Казанцева, В. А. Особенности развития и формирования творческого воображения младших школьников в учебно-воспитательном процессе [Текст]. / В. А. Казанцева, Т. А. Чумак. // Наука и современное общество: взаимодействие и развитие, 2016. – № 1 (3). – С. 53-56.
  2. Коновалова, Е. В. Особенности развития творческого воображения младших школьников [Текст]. / Е. В. Коновалова, Ю. Н. Анисимова. // Новая наука и формирование культуры знаний современного человека. – Казань : Индивидуальный предприниматель Кузьмин Сергей Владимирович, 2018. – С. 208-210.
  3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]. / С. Л. Рубинштейн. // Принципы и пути развития в психологии. – М., 1959. – С. 344-360.

PDF