ПОХВАЛЬНАЯ РЕЧЬ И КОМПЛИМЕНТ В СОВРЕМЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

Раздел: Обучение и воспитание детей дошкольного, младшего и среднего школьного возрастов, и подростков в контексте современных проблем и перспектив образования

Журнал: Материалы V Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы». Часть 1

25 февраля 2021 г.

Авторы: Мацак Кристина Сергеевна

УДК 88051

К. С. Мацак

KS. Matsak

Мацак Кристина Сергеевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ № 31, г. Новокузнецк, Россия.

Matsak Kristina Sergeevna, teacher of Russian language and literature, MBOU Secondary School № 31, Novokuznetsk, Russia.

 

ПОХВАЛЬНАЯ РЕЧЬ И КОМПЛИМЕНТ В СОВРЕМЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

PRAISE SPEECH AND COMPLIMENT IN MODERN COMMUNICATION OF SCHOOLCHILDREN

 

Аннотация. В статье представлена краткая характеристика особенностей похвальной речи и комплимента как жанров эпидейктического красноречия.

Annotation. The article presents a brief description of the features of praiseworthy speech and compliment as genres of epidemictic eloquence.

Ключевые слова: похвальная речь, похвальное слово, похвала, комплимент, оценка, эпидейктическое красноречие.

Keywords: commendable speech, praise, praise, compliment, appreciation, epidemictic eloquence.

 

Коммуникативная деятельность человека всегда вызывала исследовательский интерес различных научных направлений, так как общение – это одна из важнейших потребностей человека и одно из важнейших условий развития личности и творческих способностей человека. Разнообразные сферы использования языка вырабатывают свои определённые устойчивые типы высказываний – речевые жанры, знание правил, построения которых является чрезвычайно важным в процессе речевой деятельности, поскольку коммуникативный успех напрямую зависит от учёта цели и задач общения, характера адресанта и адресата, ситуации общения и специфики сферы употребления. В центре внимания нашего исследования находятся особенности функционирования похвальных речей и комплимента в современной коммуникации школьников, интерес к которым обусловлен тем, что ситуации похвалы, комплименты  достаточно частотны как в профессиональной сфере общения, так и в семейно-бытовой. Кроме того, похвала, комплимент во все времена были способом подбодрить, поднять настроение, в целом создать положительные, комфортные условия для общения. Таким образом, актуальность исследования обусловлена важностью изучения похвальной речи и комплимента  как одного из традиционных и востребованных в официальной и неофициальной коммуникативной ситуации жанров в связи с повышением требований к этикетно-организованному строю речи и уметь их разграничивать [5].

В первую очередь, для нас важно было выяснить, какое место похвальная речь и комплимент занимает в системе эпидейктических речевых жанров, поскольку исследуемое нами высказывание традиционно относят именно к эпидейктическому красноречию.

Исследователь Т. И. Бочарова под «эпидейктической речью» понимает «эмоциональное высказывание, произносимое в торжественной обстановке в связи с каким-либо знаменательным событием, «речь на случай» [1]. В качестве таких речей исследователь выделяет следующие жанры: застольное, поздравительное, благодарственное слова и похвальную речь.

По определению А. К. Михальской, эпидейктическая речь (похвала, хула) – это торжественная речь, которая произносится в речевой ситуации по особому поводу: юбилеях, других торжествах, вечеринках [6]. Как видно из данных определений, значимыми характеристиками эпидейктической речи являются эмоциональность и торжественность момента создания и произнесения подобного высказывания, что актуально и для похвальной речи, которая часто произносится в торжественной обстановке и отличается эмоциональностью за счёт используемых языковых средств и голосовых параметров (интонации, темпа, логического ударения, паузы и др.).

Обратимся к определениям похвальной речи.

В толковом словаре Т. Ф. Ефремовой данный вид жанра определяется как ораторская речь хвалебного содержания; похвальное слово в честь кого-либо (в Древней Греции и Древнем Риме); восторженно-хвалебный отзыв о ком-либо, чем-либо, восторженная и часто неумеренная похвала [4]. Т. И. Бочарова определяет похвальное слово как «речь, показывающая величие добродетелей какого-либо человека»; «реплика одобрения или небольшое торжественное высказывание, хороший отзыв в честь кого-чего-нибудь» [1]. Приведём пример похвального высказывания: «Молодец! У тебя так прекрасно получается! Ты хорошо справляешься! Так держать!». В данном примере можно наблюдать реплики одобрения («прекрасно», «хорошо», «Так держать!») и характеристику самого объекта речи (Молодец!), и, судя по наличию восклицательных предложений, речь была произнесена с восторженной интонацией.

Наряду с понятием «похвальная речь» в современной коммуникативной практике употребляется несколько сходных понятий: похвала, похвальное слово, комплимент. Рассмотрим данные явления, чтобы выяснить, в чём заключаются их особенности.

В современном понимании похвальное слово – «короткая реплика одобрения или небольшое торжественное высказывание, хороший отзыв в честь кого-чего-нибудь» [1]. Похвала в словаре С. И. Ожегова определяется как «хороший отзыв о ком-чем-нибудь, одобрение» [8] и, по сути, дублирует содержание понятия «похвальное слово».

Разновидностью похвалы является комплимент. Комплиментом называется небольшое преувеличение достоинства, которое собеседник желает видеть в себе, что помогает ему повысить самооценку, приобрести твердость характера, поверить в себя [1, 2]. Например: «Тебе очень идет этот свитер!»; «Какой ты хороший и ласковый!». А. А. Рухманов в своей работе отмечает, что комплимент и похвала не одно и то же: «Действительно, похвала – это положительная оценка. Ясно, что оценку нижестоящему производит вышестоящее лицо (старший по должности или положению), а не наоборот. При комплименте же, в отличие от похвалы, происходит пристройка снизу, собеседник как бы возвышается вами над собой» [7].

Для того, чтобы разграничить определения похвальная речь и комплимент, обратимся к определениям комплимента.

В толковом словаре Д. Н. Ушакова комплимент определяется как любезность, лестные слова, содержащие похвалу [8]. По словарю Т. Ф. Ефремовой «Комплимент – приятные, лестные слова, сказанные в чей-либо адрес» [4].

Похвальная речь, по нашим наблюдениям, содержит в себе развернутую похвалу, комплимент, её можно услышать на разного рода торжествах, во время политических собраний и выступлений, на дипломатических раутах, научных конференциях, на юбилеях (официальных и неофициальных), на дружеских встречах, в кругу семьи. Из указанных определений можно заключить, что данные понятия различаются объёмом высказывания и целью употребления. В нашем исследовании мы употребляем понятия «похвальное слово», «похвала» и «похвальная речь» как синонимичные [5].

Комплимент же, наоборот, сжатая форма похвалы [3]. Его можно встретить как в светской, так и в деловой, и в юмористической формах.

Прежде всего, для нас важно было выяснить, какое место похвальная речь  и комплимент занимает в современной коммуникации школьников.

В более широком философском смысле коммуникация рассматривается как социальный процесс, связанный либо с общением, обменом мыслями, сведениями, идеями и так далее, либо с передачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых систем [3]. Социологический аспект понимания коммуникации выявляет специфику средств связи любых объектов материального и духовного мира. Поэтому данное понятие часто употребляется применительно к многообразным средствам массовой передачи информации (средства массовой коммуникации). Как массовый процесс коммуникация представляет собой постоянное распространение информации посредством технических средств связи среди огромных рассредоточенных аудиторий, воздействуя на оценки, мнения и поведение людей. Как межиндивидный процесс коммуникация определяет смысловое поле конкретных взаимодействующих субъектов [5].

В подростковом и юношеском общении отмечают две противоположные тенденции: расширение его сферы, с одной стороны, и растущую индивидуализацию – с другой. Первая проявляется в увеличении времени, которое расходуется на него, в существенном расширении его социального пространства (среди ближайших друзей подростков и старшеклассников – учащиеся других школ, училищ, студенты, рабочие, военнослужащие), в расширении географии общения и, наконец, в особом феномене, получившем название «ожидание общения» и выступающем в самом поиске его, в постоянной готовности к контактам.

Для ребят этого возраста важно не только быть вместе со сверстниками, но и главное, занимать среди них удовлетворяющее их положение. Для некоторых, это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других – быть признанным, любимым товарищем, для третьих – непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае, оно является ведущим мотивом поведения детей в средних и старших классах.

Немаловажным фактом является и общение между учащимися и учителем. Межличностные отношения учителя с учащимися – это одно из главенствующих, что имеет место быть в стимулирующих методах и приемах для мотивации школьников.

В настоящее время среди педагогов и широкой общественности бытуют самые разные взгляды на использование поощрений, похвалы в воспитании детей.

Похвала и комплимент относятся к приемам поощрения. Но какова их роль в общении школьников?

Похвала – это устное поощрение. Похвала так же является простейшей формой поощрения, она сконцентрирована на конечном продукте, успешном завершении обучающегося чего-либо. Поощрение похвалой возможно при заинтересованном отношении к успехам и неудачам учащихся. Она так же как и одобрение вызывает в школьнике положительные эмоции и стремление к более высоким достижениям и результатам. Комплименты являются частью этикетного общения, поскольку участвуют в процедуре знакомства, приветствия, прощания; комплименты включаются в официально-деловое и дружеское общение, входят составной частью в такой еще более сложный речевой жанр, как объяснение в любви. Во всех случаях комплименты способствуют коммуникативному сближению, установлению доброжелательных отношений между адресантом и адресатом, дружеской, доверительной атмосферы в общении. Можно сказать, что комплимент в современной коммуникации является соединяющим звеном в позитивном развитии межличностных отношений, а также укреплении социальных отношений; способствует гармонизации взаимодействия между людьми.

Поощрение со стороны сверстников – это кислород для детской души, оно стимулирует учащихся к дальнейшему улучшению работы, в особенности, если похвала или комплимент оказываются действительно заслуженными и воспринимаются учащимся как одобрение.

Школьники используют похвалу и комплименты в социальных сетях, во время школьных занятий хвалят друг друга, делают комплименты за успехи в учебе, внешний вид. В большей степени школьники получают похвалу и комплименты во время обучающего процесса. Рассмотрим это более подробно.

Для этого выделим несколько основных ситуаций общения между учеником и учителем: начало рабочего дня, начало и конец урока, общение во время подготовки внеклассных мероприятий и другие. Речь учителя во время объяснения нового материала мы не рассматриваем, так как речь при этом в основном монологична. Мы же уделили внимание таким ситуациям общения, когда учитель вступает в непосредственный контакт с учеником. Некоторые результаты нашего наблюдения показались нам интересными.

Для получения объективных данных и решения поставленных задач, мы отобрали такие методы, которые позволяют получить не только количественные, но и качественные характе­ристики изучаемых вопросов:

  • анкетирование, которое выявило исходный уровень использования похвальной речи в повседневной коммуникации в рамках образовательного процесса, об особенностях каждой похвальной речи, о речевой наполненности похвальной речи.
  • анализ и статистическую обработку результатов констатирующего эксперимента.

В анкетировании принимали участие 4 класса (5а, 5г, 8а и 9а) МБОУ «СОШ №31» г. Новокузнецк.

Предлагаем вариант анкеты.

  1.  С каких слов учителя начинается ваш учебный день?
  2. Какими словами учитель начинает/ заканчивает урок?
  3. Какими фразами хвалит вас учитель?
  4. Придумайте для себя похвалу.
  5. Получаете ли вы комплименты от учителя/ одноклассников? Если да, то какие?
  6. Сделайте себе комплимент.

Нами был проведен опрос, с каких слов учителя начинается рабочий день школьника, и попросили ребят записать первую фразу учителя, с которой он к ним сегодня обратился. Было опрошено около  человек. Для 70 % опрошенных учебный день начался с приветствия: «Здравствуй! Доброе утро! Добро пожаловать!» Второй половине 25 % повезло меньше. Это были фразы, касающиеся сменной обуви: «Переобувайтесь! Покажи сменку.» Для 5 % ребят учебный день начался с необычных учительских фраз: «Не толкайтесь! Почему опаздываешь?».

Можно сделать вывод, с каким настроением начинается учебный день школьника, и какие навыки хорошей речи он приобретает.

Затем мы получили ответы на второй вопрос: «Какими словами учителя начинают и заканчивают уроки?» Оказалось, что все 100 % ответили, что урок начался с приветствия. До свидания детям говорят практически все учителя.

Особое внимание мы уделили фразам, с помощью которых учителя хвалят учеников и выражают неудовольствие по отношению к ним, ведь именно эти фразы оказывают наибольшее эмоциональное воздействие на учеников. Мы попросили учащихся записать эти слова. Выяснилось, что 70 % – Молодец! На втором месте слово умница (15 %), на третьем – хорошо (10 %). Остальные 5 % представляют собой комбинации этих слов: Молодец, хорошо. Хорошо, умница. Разнообразия в похвале, как мы видим, очень мало.

Далее мы решили предоставить ученикам возможность самим придумать для себя похвалу. Мы предполагали, что похвала, придуманная учениками, будет более интересна и разнообразна, чем те, что говорят учителя, но наше предположение не подтвердилось. Мы увидели те же уже звучавшие молодец (60 %), хорошо (30 %), умница (10 %).

Что же касается комплиментов, то опрос показал следующие результаты: в большинстве случаев школьники не получают комплименты от учителей. В случае получения комплиментов от одноклассников наоборот. 50 % обучающихся в свой адрес слышат от одноклассников такой комплимент: «Какая (ой) ты сегодня красивая (ый)!», 15 % – «Прекрасно выглядишь», 10 % – «Ты интересный собеседник» и 5 % – «Крутой (ая)».

Проанализировав собранный материал, мы пришли к выводу, что выражения похвалы и комплиментов, звучащие в школе очень бедны лексически. Мы совсем не встретили среди них фразеологизмов, крылатых слов и выражений, слабо используются синонимические ряды. Что же касается конкретно комплиментов, то школьники редко используют их в своей речи.

Подводя итоги исследования в такой важной сфере, как похвальная речь и комплимент в современной коммуникации школьников, следует сказать о полученных результатах. Деятельность школьников нуждается в эффективном и целесообразном владении речевыми навыками, умением творчески включать их в общение в любой момент, когда этого требует обстановка. Грамотное составление речей с применением в них правил риторического канона, – главное орудие не только торжественной, но и всей сферы общения, т.к. именно оно способно объединять и вдохновлять школьников на обучение и реализацию своего творческого, научного потенциалов в учебном заведении.

Список литературы

  1. Бочарова, Т. И. В этот торжественный момент я хочу сказать...: учебное пособие по риторике для студентов гуманитарных факультетов вузов [Текст]. / Т. И. Бочарова. // Министерство образования Российской Федерации. Государственная педагогическая академия. – Новокузнецк : РИО НГПИ, 2002. – 93 с. - ISBN 5-85117-004-2.
  2. Волков, A. A. Курс русской риторики [Текст]. / А. А. Волков. – Москва : Индрик, 2009. – 424 с. – ISBN: 5-901836-01-4.
  3. Дьячкова, И. Г. Похвала и порицание как речевые жанры (прагматический анализ) [Текст]. / И. Г. Дьячкова. // Вестник Омского университета – Министерство образования РФ; Омский Государственный Университет. – Омск, 1998. – C. 55-58.
  4. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный [Текст]. / Т. Ф. Ефремова. – Москва : Русский язык, 2000. – В 2 т.  – 1209 с. – ISBN 5-200-02802-7.
  5. Мацак, К. С. Похвальная речь в современной коммуникации [Текст]. / К. С. Мацак. // Научные исследования и современное образование. – Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». – Чебоксары, 2018. – С. 121-126.
  6. Михальская, А. К. Педагогическая риторика: история и теория: учебное пособие для студентов педагогических университетов и институтов [Текст]. / А. К. Михальская. – Москва : Изд. центр «Академия», 1998. – 431 с. – ISBN 5-7695-0180-4 (в пер.).
  7. Рухманов, А. А. Искусство комплимента [Текст]. / А. А. Рухманов. // Успехи современного естествознания, 2012. – № 5 – С. 66-68.
  8. Ушаков, Д. Н. Толковый словарь русского языка Ушакова Д. Н. : современная редакция [Текст]. / Н. Д. Ушаков. – Москва : Дом Славянской кн., 2008. – 959 с. – ISBN 978-5-903036-99-8.

PDF