ПРОФИЛАКТИКА ДИСЛЕКСИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ЗАЛОГ УСПЕХА В ПРОЦЕССЕ УЧЕБЫ

Раздел: Обучение и воспитание детей дошкольного, младшего и среднего школьного возрастов, и подростков в контексте современных проблем и перспектив образования

Журнал: Материалы V Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы». Часть 1

25 февраля 2021 г.

Авторы: Григорян Астгик Гаврушовна

УДК 373

А. Г. Григорян

A. G. Grigoryan

Григорян Астгик Гаврушовна, к. п. н., доцент, преподаватель кафедры специальной педагогики (дефектологии), Армянский государственный педагогический университет им. Х. Абовяна, г. Ереван, Армения.

Grigoryan Astghik Gavrush Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, lecturer of the Chairof Special Pedagogy (Defectology), Armenian State Pedagogical University after Kh. Abovyan, Yerevan, Armenia.

 

ПРОФИЛАКТИКА ДИСЛЕКСИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ЗАЛОГ УСПЕХА В ПРОЦЕССЕ УЧЕБЫ

DYSLEXIA PREVENTION IN THE PRESCHOOL YEARS AS KEY TO EDUCATIONAL SUCCESS

 

Аннотация. В статье обсуждается необходимость ранней диагностики, предупреждения и коррекции расстройств, связанных с навыками чтения у детей дошкольного возраста. Специальные комплексные программы обследования дошкольников позволят определить степень сформированности устной речи, вербальных и невербальных психических функции, лежащих в основе становления навыка чтения.

Annotation. The article discusses the need for early diagnosis, prevention and correction of reading disabilities, or dyslexia, in the preschool years. Special comprehensive programs of examination of preschool children will determine the degree of oral speech formation, verbal and non-verbal mental functions, which help foster the development of the reading skills.

Ключевые слова: дислексия, патогенетический фактор, вербальный и невербальный высший психический процесс, коррекционная работа, профилактика.

Keywords: dyslexia, pathogenetic factor, verbal and non-verbal mental process, correction work, prevention.

 

В логопедии по сей день не существует единого названия нарушениям, которые возникают у дошкольников или учеников начальных классов в процессе обучения и развития навыков чтения. Анализ всей имеющейся литературы на эту тему показывает, что можно выделить две основные группы нарушений: первичная и вторичная дислексии. Первичную дислексию можно выявить в результате клинических исследований. Она возникает при органических расстройствах коры головного мозга. Вторичная дислексия – это ряд различных нарушений в процессе чтения, связанных с высшими вербальными и невербальными психическими процессами, которые служат основой для нормального развития навыков чтения [3, с. 154-157; 4, с. 89-115].

Учитывая тот факт, что существуют разные подходы в вопросе классификации речевых нарушений, оценка имеющихся данных о распространенности этих расстройств происходит по-разному. Более того, следует учесть и то, что существуют закономерные различия в распространенности особых нарушений чтения в разных странах. Эти различия обусловлены несоответствием слов и их фонетических значений. Дислексии встречаются реже в языках с преобладанием максимального соответствия произношения и правописания слов (к примеру, в испанском, немецком, чешском и русском языках), то есть преобладает фонетический принцип письма. И наоборот, если преобладает условный принцип правописания слов (как например, в английском или во французском), то специфические расстройства чтения встречаются намного чаще, поскольку в этом случае приобретение навыков чтения является более сложным в психологическом отношении процессом [3, с. 27-31; 7, с. 187-204].

В настоящее время обсуждается вопрос обязательной диагностики дислексии. По мнению некоторых авторов, это расстройство следует рассматривать как симптом, который помимо непосредственного расстройства чтения включает в себя целый комплекс как вербальных, так и невербальных расстройств [1, с. 16-51; 2, с. 137-141; 3, с. 154-157].

Данные специализированной литературы свидетельствуют о том, что изучение этиологии и патогенеза дислексий должно обязательным образом инкорпорировать анализ внешних вредных воздействий и их возможных последствий, а также степень развития высших психических функций, лежащих в основе развития этого навыка [3, с. 154-157; 4, с. 95-100; 6, с. 4-16].

Отмечая частоту речевых расстройств при дислексиях, Р. Е. Левина и многие другие авторы отмечают, что расстройства устной речи и неудачи при овладении чтением обусловлены влиянием общего патогенетического фактора [4, с. 89-115; 5, с. 7-15].

В случае незначительных нарушений трудности могут возникать при усвоении грамматики, а при тяжелых расстройствах в первую очередь нарушается устная речь, которая тем самым способствует нарушениям и в письменной речи. По данным А. Н. Корнева, 22 % детей-дислектиков имеют ярко выраженные общие нарушения речи. Этим детям свойственно нарушение лексико-грамматического строя речи и неправильное использование грамматических конструкций в пространственных соотношениях. Они не могут проводить структурный анализ частей речи, который, как и анализ звуков, необходим для понимания слов в процессе чтения.

Мышление у детей с проявлениями дислексий развивается непропорционально, то есть невербальные способности мышления значительно доминируют над вербальным мышлением. Кроме этого, у дислектиков наблюдается инфантилизм умственно-психологического развития, ослабление мыслительной деятельности и волевых процессов, повышенная утомляемость, истощение, недостаточная концентрация и устойчивость внимания, трудности в процессе восприятия и так далее. Большинство из этих детей не способны организовать свою деятельность без помощи или вмешательства со стороны взрослых [3, с. 103-112; 6, с. 4-16].

Таким образом, мы можем сделать вывод, что дислектики страдают не столько умственной отсталостью, сколько нарушением формирования этих способностей, поскольку нарушения разного характера в процессе развития навыков чтения могут отрицательно сказаться на общем развитии человека. Именно в связи с этим выявление предрасположенности к дислексии у детей дошкольного возраста и своевременная коррекционная работа позволят предотвратить любые сложные речевые расстройства [1, с. 16-51; 2, с. 137-141].

В настоящее время в профессиональной литературе широко обсуждается проблема обучения детей чтению в более раннем возрасте. Однако хочу обратить ваше внимание на то, что процесс овладения навыками чтения и письма является значимым событием для ребенка, так как меняется диапазон его деятельности и, став грамотным и способным читать и писать, ребенок осваивает каждый произносимый звук, имеющий свое графическое изображение в письменной речи – графему, то есть букву [2, с. 137-141; 3, с. 7-20; 5, с. 7-15; 6, с. 51-59; 7, с. 187-204].

Помимо этого, процесс чтения характеризуется самостоятельностью и сложной структурой сенсорно-двигательной базы, благодаря которой этот процесс становится более эффективным, а вербальные мыслительные процессы, лежащие в основе формирования процесса чтения, достигают определенной стадии развития. В противном случае, ребенок может столкнуться с серьезными трудностями, которые могут проявляться в нарушениях чтения и наличием огромного количества ошибок в процессе чтения. Специалисты подчеркивают особую важность выявления предрасположенности к дислексии у детей дошкольного возраста [2, с. 137-141; 4, с. 89-115; 5 с. 7-15].

По мнению А. Н. Корнева, позднее выявление нарушений чтения приводит к дальнейшим значительным затруднениям и способствует длительному корректирующему вмешательству, в то время как в случае раннего выявления конкретных трудностей чаще наблюдается положительный результат корректирующей работы, что в свою очередь помогает предотвратить вторичные эмоциональные расстройства, в том числе и в поведении ребенка [1, с. 16-51; 3, с. 113-135].

Таким образом, как отечественные, так и зарубежные специалисты акцентируют внимание и подчеркивают крайнюю важность выявления предрасположенности детей к тому или иному нарушению в процессе чтения еще в дошкольном возрасте или в самом начале школьного обучения. Для этой цели следует разработать специальные систематические программы обследования дошкольников для своевременного выявления группы риска. Системный характер этих программ демонстрирует важность исследований вербальных и невербальных процессов, что является основой в процессе формирования навыков чтения [1, с. 35-41; 2, с. 137-141].

Индивидуальные показатели умственного развития ребенка не позволяют достоверно оценить функциональную основу чтения и степень развития. Профилактика дислексий у детей дошкольного возраста позволит использовать подготовительные логопедические методы и приемы с целью помочь дошкольникам, имеющим те или иные нарушения чтения и письма.

Своевременная работа по профилактике нарушений чтения займет меньше времени и будет наиболее эффективной. Она также позволит сформировать функциональную основу чтения, тем самым способствуя предотвращению либо значительному снижению потенциальных трудностей в обучении ребенка [1, с. 16-51; 2, с. 137-141].

Список литературы

  1. Григорян, А. Г. Методика обучения и оценки уровня речевого развития детей дошкольного возраста, методическое пособие [Текст]. / А. Г. Григорян. – Ереван : Эдит Принт,2017. – 80 с.
  2. Григорян, А. Г. Организация логопедической работы в дошкольных образовательных учреждениях [Текст]. / А. Г. Григорян. // Специальное образование и социокультурная интеграция, формирование коммуникативно-речевой компетенции в условиях инклюзии : Сборник научных статей. – Саратов. –2019. – С. 137-141.
  3. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст]. / А. Н. Корнев. – СПб. : ИД«МиМ»,1997. – 286 с.
  4. Лалаева, Р. И. Нарушение чтения и письма у младших школьников: диагностика и коррекция [Текст]. / Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. – Ростов н/Д : Феникс; СПб. : СОЮЗ, 2004. – 224 с.
  5. Поваляева, М. А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: качество образования: учеб. пособие для вузов [Текст]. / М. А. Поваляева. – Ростов н/Д : Феникс, 2006, – 158 с.
  6. Эльконин, Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. Монография [Текст]. / Д. Б. Эльконин. – М. : Интор, 1998. – 112 с.
  7. Badian, N. A. The early identification of dyslexia [Текст]. / N. A. Badian. // Department of Psychology Univeristy of SheffieldThesis, 1995. – P. 204.

PDF