ФОРМЫ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Раздел: Обучение и воспитание детей дошкольного, младшего и среднего школьного возрастов, и подростков в контексте современных проблем и перспектив образования

Журнал: Материалы V Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы». Часть 1

25 февраля 2021 г.

Авторы: Берина Иннеса Анатольевна , Михайлова Татьяна Васильевна , Шубникова Наталья Ивановна

УДК 373.31

И. А. Берина, Т. В. Михайлова, Н. И. Шубникова

I. A. Berina, T. V. Mikhailova, N. I. Shubnikovа

Берина Инесса Анатольевна, учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 97» г. Новокузнецк, Россия.
Михайлова Татьяна Васильевна, учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 97» г. Новокузнецк, Россия.
Шубникова Наталья Ивановна, учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 97» г. Новокузнецк, Россия.

Berina Inessa Anatolyevna, primary school teacher, Municipal budgetary educational institution «Secondary school No. 97», Novokuznetsk, Russia.
Mikhailova Tatyana Vasilyevna, primary school teacher, Municipal budgetary educational institution «Secondary school No. 97», Novokuznetsk, Russia.
Shubnikovа Natalia Ivanovna, primary school teacher, Municipal budgetary educational institution «Secondary school No. 97», Novokuznetsk, Russia.

 

ФОРМЫ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

FORMS OF CIVIL AND PATRIOTIK EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

 

Аннотация. В статье представлен опыт работы по теме «Формы гражданско-патриотического воспитания младших школьников». В своей статье мы знакомим с разнообразными формами гражданско-патриотического воспитания детей младшего школьного возраста на уроках и занятиях внеурочной деятельности, которые помогают формировать гражданско-патриотическую позицию младшего школьника согласно ФГОС.

Annotation. The article presents the experience of working on the topic «Forms of civil and patriotic education of younger schoolchildren». In our article, we introduce various forms of civil-patriotic education of primary school children in the lessons and extracurricular activities that help to form a civil-patriotic position of a junior school student according to the Federal State Educational Standard.

Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, формы работы, урочная и внеурочная деятельность, младший школьник.

Keywords: civil and patriotic education, forms of work, lesson and extracurricular activities, junior school student.

 

Гражданско-патриотическое воспитание в школе – это целенаправленный процесс формирования уважения и любви к своей стране, к её традициям, истории, культуре. Патриотическое воспитание всегда являлось одной из главных задач школы.

Младший школьный возраст благоприятен для воспитания патриотизма, потому что дети этого возраста доверяют взрослым, им свойственна подражательность, эмоциональная отзывчивость, искренность, внушаемость. Фундамент, заложенный в характер и мировоззрение младшего школьника, имеет прочную основу.

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется в нашей школе в процессе организации учебных занятий, проведения внеклассной и внеурочной деятельности. Основная форма учебной работы – урок, который в воспитательной системе становится воспитательным комплексом, где интегрируются воспитательные воздействия в целостный воспитательный процесс. «Богатые возможности для формирования гражданского мировоззрения учащихся имеют интегрированные уроки, основное преимущество которых в том, что они позволяют с различных сторон познавать явление или предмет изучения» [1, с. 18]. Это такие формы уроков, как: урок-путешествие, урок-экскурсия, учебная конференция, мультимедиа-урок, защита творческих проектов, урок-КВН и др.

Большое значение в гражданско-патриотическом воспитании имеет внеклассная воспитательная работа, формы которой очень разнообразны. В зависимости от количества вовлеченных в воспитательную деятельность участников, выделяют следующие формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная [2, с. 13].

Формированию навыков социального взаимодействия с группой сверстников способствуют коллективные формы воспитательной работы. Одна из форм коллективной воспитательной работы – классный час, основным компонентом которого является беседа классного руководителя с учащимися на заранее спланированную тему [3, с. 54]. При проведении классных часов мы привлекаем обучающихся: ребята заранее готовят монтаж, интересные факты на конкретную тему, готовят выступления и презентации, видеоролики. Были проведены открытые классные часы: «Наркомании нет!», «За здоровый образ жизни». Ребята самостоятельно приготовили плакаты, в которых отобразили своё отношение к пагубным привычкам.

Большое внимание уделяется привитию интереса к географии своей малой родины. Было организовано сотрудничество с туристической фирмой «Краунтур» с целью ознакомления со своим родным краем. Ребята побывали на обзорной экскурсии по достопримечательностям города Новокузнецка, посетили аэропорт, «Томскую писаницу». Познакомились с технологией производства газированного напитка «Ирбис», с продукцией новокузнецкой кондитерской фабрики.

Способствуем воспитанию толерантного отношения к народам, населяющим территорию нашей страны и нашей области, проводя такие классные часы, как: «Народов много – страна одна», «Наша страна дружбой сильна», ежегодный фестиваль «Дружба народов», где каждый класс представляет один из многих народов Родины, знакомит с культурой, традициями, костюмами, играми и танцами этого народа.

Систематически ведём работу по сплочению семьи и школы. Проводим совместные праздники: «Папа – мама, я - спортивная семья», праздник «Моя мама лучше всех – я дарю ей свой успех», праздники, посвящённые дню защитника Отечества. Приглашаем родителей на классные часы, в которых родители знакомят со своими профессиями.

Большое количество внеклассных мероприятий на уровне класса и школы было проведено к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Учащиеся начального звена участвовали в создании стенда «Они сражались за Родину», который был размещён в коридоре начальных классов. Из содержания материалов этого стенда ребята узнавали о подвигах прадедушек и прабабушек своих одноклассников. Стали традиционными такие мероприятия: «Вахта памяти», шествие «Бессмертного полка» МБОУ «СОШ №97», классные часы «Спасибо деду за Победу!», уроки мужества, посвящённые Великой Отечественной войне, литературно-музыкальные композиции «Дети войны», «Этот День Победы»!

Наши ребята принимали участие в проекте «Их именами названы улицы города» (герои Великой Отечественной войны). Учащиеся изучили биографии героев Советского Союза, чьи имена носят улицы нашего города. В ходе данной работы был создан буклет. С проектом выступали на муниципальной научной конференции и заняли первое место.

Одной из наиболее эффективных форм гражданского воспитания школьников является коллективное творческое дело. В нашей школе тематика КТД разнообразна: «Мои четвероногие друзья», выпуск стенгазет, листовок, видеороликов к различным праздникам (ко Дню учителя, Дню Матери, Новому году, 8 Марта, к 23 февраля, ко Дню Победы).

Ребята вместе с родителями ежегодно принимают участие в городских благотворительных акциях: «Ангел надежды», «Новогодний подарок другу», «Рука друга», «Подари подписку детям детского дома». Участвуют в городском фестивале «Дружба народов». Стало традицией проведение народных праздников: «Осенины», «Колядки», «Масленица».

Активно используем такие формы групповой работы, как проведение агитбригад по ПДД, пожарной безопасности, по защите профессий, визиток класса, лидера класса, которые помогают формировать активную жизненную позицию гражданина.

Формирование гражданско-патриотического отношения к Отечеству невозможно без воспитания чувства любви к малой родине. Этому способствуют различные формы краеведческой работы (проектная деятельность, экскурсии, конкурсы, краеведческие кружки, выставки, экологические субботники). Сборная команда 3 и 4 классов принимала участие в городском празднике – конкурсе «Экознайка» при «Станции юных натуралистов», где показала свои знания о Кузбассе, проявила умение работать в команде. Ребята принимали участие в экологическом конкурсе «Сохраним природу».

С 2011 года наши учащиеся активно участвует в реализации инновационной программы по основам детской журналистики «Служу Отечеству пером», совместно организованной Детским центром «Добрята» (г. Томск) и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 97». Ребята являются активными участниками проекта «Мы строим добрый мир». Творческие работы учащихся систематически публикуются во всероссийской газете «Добрята».

Используя данные формы работы в урочной и внеурочной деятельности, мы формируем понятие, что патриотический долг – это не только защита Родины и любовь к ней, но и добросовестный труд, учёба, помощь людям, бережное отношение к природе, к памяти о прошлом, почитание и уважение традиций своей страны и своего народа.

Список литературы

  1. Алиева, С. А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста [Текст]. / С. А. Алиева. // Начальная школа, 2007. – № 9. – С. 17-20.
  2. Гаврилычева, Г. Ф. Воспитать гражданина. Как? [Текст]. / Г. Ф. Гаврилычева. // Начальная школа, 2006. – № 12. – С. 10–16.
  3. Лутовинов, В. И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня [Текст]. / В. И. Лутовинов. // Педагогика, 2006. – № 5. – С. 52–59.

PDF